Файл: Управленческий учет и система отчетности в организации (Уголовно-исполнительная политика как основа деятельности уголовно-исполнительной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Политика в сфере борьбы с преступностью занимает важное место в сфере социальной политики государства, которое определяется с учетом того обстоятельства, что содержание политики по борьбе с преступностью определяет деятельность государства в лице его отдельных органов, направленную на предупреждение и профилактику совершения преступлений и иных правонарушений, а также своевременное пресечение и раскрытие совершенных преступлений, выявление лиц, виновных в их совершении и их привлечение к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Выделяют уголовную, уголовно-исполнительную политику, а также политику в сфере предупреждения преступлений, однако указанное разделение носит в определенной степени условный характер, поскольку в соответствии с поставленными целями и задачами отдельные направления уголовной политики государства могут характеризоваться взаимопроникновением и взаимовлиянием.

Уголовно-исполнительная политика является тесно связанной с уголовной политикой государства и определяет содержание и характер мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления. В то же время содержание уголовно-исполнительной политики является более узким по сравнению с уголовной политикой государства.

В соответствии с уголовно-исполнительной политикой государства определяются цели, принципы, стратегия и основные направления деятельности государства по исполнению уголовных наказаний, а также основные формы и методы исполнения уголовных наказаний.

В свою очередь, ведущую роль в системе реализации уголовно-исполнительной политики играет уголовно-исполнительная система. С учетом продолжающейся реформы системы исполнения наказаний, изучение понятия уголовно-исполнительной системы и ее структуры приобретает как теоретическую, так и практическую значимость.

Указанные обстоятельства определяют актуальность темы данной работы.

Объектом данной работы выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией государством в лице наделенных соответствующими полномочиями органов уголовно-исполнительной политики.

Предмет данной работы составляют нормы действующего законодательства РФ, устанавливающие понятие, содержание и структуру уголовно-исполнительной системы.


Цель данной работы заключается в изучении и анализе понятия и содержания уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации.

Достижение поставленной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:

  • Рассмотреть понятие уголовно-исполнительной политики как основы деятельности уголовно-исполнительной системы
  • Проанализировать основные принципы уголовно-исполнительной политики
  • Охарактеризовать понятие уголовно-исполнительной системы
  • Изучить структуру уголовно-исполнительной системы

Достижение поставленной цели и решение поставленных задач обеспечиваются посредством применения ряда общенаучных методов познания, включая методы сравнительно-правового и системно-структурного анализа.

Нормативную основу для данной работы составляют нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства РФ, регламентирующие понятие, принципы деятельности и структуру уголовно-исполнительной системы.

Теоретическую основу для данной работы составляют работы ряда авторов, посвященные изучению рассматриваемых вопросов, в том числе Колодкиной Л.М., Матушевского Р.Г.и Шмарова П.В.

Структура данной работы обусловлена поставленными целями и задачами и включает в себя введение, две разделенные на параграфы главы, посвященные последовательному решению поставленных задач, заключение и список использованных источников.

Глава 1. Уголовно-исполнительная политика как основа деятельности уголовно-исполнительной системы

1.1. Понятие и содержание уголовно-исполнительной политики

В наиболее общем своем виде уголовно-исполнительная политика может быть определена как совокупность концептуальных идей и направлений в правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний, а также применения иных мер уголовно-правового и воспитательного характера в отношении осужденных за совершение преступлений лиц и оказания им содействия в социальной адаптации после отбывания ими уголовного наказания[1].


В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством применение в отношении граждан уголовного наказания влечет за собой определенные ограничения прав и свобод виновных в совершении преступления граждан. Пункт 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ закрепляет обязанность государства по уважению и охране прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечению законности применения средств и методов их исправления, правовую защиту осужденных и их личную безопасность в ходе отбывания ими уголовного наказания[2]. Исполнение уголовного наказания осуществляется от имени государства, отношение которого к порядку исполнения наказания находит свое внешнее выражение в уголовно-исполнительной политике государства.

Ряд авторов отмечает, что политика имеет свое четкое выражение в сфере деятельности государства по борьбе с преступностью, применению уголовных наказаний и организации обращения с осужденными. Стратегия государства в уголовно-исполнительной политики, основные формы и методы ее осуществления, а также формирование и развитие прямо или опосредованно определяются в соответствии с комплексом различных факторов[3].

К числу факторов формирования уголовно-исполнительной политики государства следует отнести:

  • Уровень развития демократия, правовой охраны прав и свобод человека и гражданина и гуманизма в отношении лиц, виновных в совершении правонарушений
  • Уровень культуры и правосознания граждан, а также система их моральных и нравственных ценностей и идеалов
  • Состояние экономической системы государства, в соответствии с которым определяются возможности по предоставлению требуемого для нормального функционирования уголовно-исполнительной системы материальных ресурсов
  • Развитие уголовного законодательства и состояние практики применения его норм
  • Развитие уголовно-исполнительного законодательства и уровень соответствия его норм и практики их применения требованиям международных стандартов по обращению с осужденными
  • Развитие теории уголовно-исполнительного права[4]

Перейдем к более подробному рассмотрению указанных факторов.

Уголовная и уголовно-исполнительная политика Советского Союща основывалась на приоритете интересов государства и общества, причем интересы личности рассматривались на паритетных началах с указанными интересами. Данное обстоятельство в определенной степени обусловило жесткость как уголовно-исполнительного законодательства СССР, так и практики его применения.


Радикальное изменение уголовно-исполнительной политики Российской Федерации впервые было нормативно закреплено в Декларации о государственном суверенитете 1990 года, в которой права и свободы человека были провозглашены в качестве высшей ценности, а также впервые был нормативно закреплен принцип разделения властей. В развитие указанных положений статья 2 действующей Конституции РФ 1993 года устанавливает признание прав и свобод человека высшей ценностью, а также закрепляет обязанность государства по их признанию, соблюдению и защите[5].

Формирование уголовно-исполнительной политики, а также эффективность ее практической реализации во многом определяются в соответствии со сформировавшейся в обществе системой моральных и нравственных ценностей, уровнем культуры и правосознания граждан. Переход Российской Федерации к демократической форме государственного устройства обусловил необходимость организации деятельности уголовно-исполнительной системы на основании соблюдения принципов справедливости, законности, гуманизма, уважения прав человека и защиты гражданских прав, свобод и законных интересов лиц, осужденных к уголовному наказанию[6].

Как показывает практика, негативное влияние на формирование и практическую реализацию уголовно-исполнительной политики оказывают такие факторы, как дестабилизация социальной и политической обстановки, неясный и противоречивый характер развития общества, рост социальной напряженности и социальных конфликтов[7].

Уголовно-исполнительная политика также во многом зависит от морального и нравственного состояния общества и уровня правосознания граждан. Несмотря на провозглашение и нормативное закрепление высоких моральных принципов, они далеко не во всех случаях адекватно воспринимаются всеми слоями общества и социальными группами.

Обострение социальных отношений влечет закономерное ослабление нравственных устоев общества и ожесточение социальных отношений, которое, в свою очередь, приводит к формированию негативного отношения к осужденным к уголовному наказанию лицам и влияет на формирование уголовно-исполнительной политики.

Ряд авторов высказывает мнение, в соответствии с которым деморализованное ростом преступности и бессилием правоохранительной системы население требует ужесточения системы уголовных наказаний и условий содержания осужденных, что закономерным образом отражается в уголовной и уголовной-исполнительной политике. В связи с изложенным обоснованным видится мнение, в соответствии с которым в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы и обеспечения гуманизации условий содержания осужденных к уголовному наказанию лиц основной задачей государства является обеспечения понимания всеми слоями населения указанных процессов. Важную роль в данной деятельности играет формирование у граждан объективного и непредвзятого представления о деятельности уголовно-исполнительной системы, составляющих ее органов и учреждений и поставленных перед ними целями и задачами. Достижение указанной цели, в свою очередь, должно обеспечиваться средствами массовой информации в соответствии с их функциями и ролью, которую они играют в современном российском обществе[8].


Отметим также, что открытость деятельности уголовно-исполнительной системы и ее органов и учреждений позволяет обеспечить общественный контроль за ее деятельностью и ее развитие в соответствии с объективными потребностями и ожиданиями социального развития. Как показывает исторический опыт, отсутствие общественного контроля в отношении деятельности уголовно-исполнительной системы влечет за собой увеличение количества недостатков деятельности составляющих ее органов и учреждений.

Открытый характер уголовно-исполнительной политики выступает в качестве основы для поиска новых форм исправительного воздействия в отношении осужденных, которое находит свое внешнее выражение в привлечении к деятельности по исправлению осужденных негосударственных организаций и общественных объединений, оказывающих осужденным разного рода содействие и поддержку.

Значительное влияние на состояние преступности оказывает экономическая сфера деятельности общества, формирование и развитие которой осуществляется во взаимодействии с социальной, политической и духовной сферами жизни общества[9].

Стабильность экономики позволяет ставить долгосрочные цели в уголовно-исполнительной политике, определять ее фундаментальную стратегию, а также обеспечивать независимость форм и методов реализации уголовно-исполнительной политики от политических факторов. В то же время экономический кризис и обусловленное данным фактором снижение доходов населения влекут за собой зависимость уголовно-исполнительной политики в большей степени от экономического состояния государства и общества, нежели от ее декларированных целей и принципов.

Очевидным представляется тезис о том, что уголовно-исполнительная политика государства определяется в соответствии с динамикой преступности и ее структурой. Если при стабильном уровне преступности уголовно-исполнительная политика характеризуется своей гуманностью, то возрастание количества отдельных категорий преступлений, в особенности тяжких насильственных влечет за собой закономерное ужесточение уголовно-исполнительной политики.

На сегодняшний день в глобальном плане характерной является тенденция дальнейшей гуманизации карательной политики и условия отбывания наказаний, внешнее выражение которой проявляется в расширении применения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Как отмечает по данному поводу А.В.Князев, как при назначении наказания, так и при его исполнении следует основываться как на карательных составляющих, так и на воспитательных элементах, которые дополняют уголовно-исполнительную систему[10].