Файл: Управленческий учет и система отчетности в организации (Уголовно-исполнительная политика как основа деятельности уголовно-исполнительной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание принципа рациональности применения принудительных мер и средств исправления осужденных составляет применение минимального характера репрессивных мер и их мягкости в сочетании с их достаточностью и соразмерностью. Для каждого из видов уголовного наказания характерным является наличие собственного набора средств и методов исправления осужденных для определенных условий исполнения наказания.

В свою очередь, принцип стимулирования законопослушного поведения осужденных предполагает, в первую очередь, применение правовых форм и методов стимулирования законопослушного поведения осужденных, важную роль в ходе которого играют нормы поощрения, направленные на улучшение правового положения осужденных.

Также к числу отраслевых принципов уголовно-исполнительной политики следует отнести принцип соединения уголовного наказания с исправительным воздействием в отношении осужденного. Наряду с карательной функцией, уголовное наказание также должно играть роль воспитательного воздействия в отношении каждого осужденного. Ряд авторов называет указанный принцип также принципом возможности исправления каждого лица, виновного в совершении преступления. Представляется, однако, что цель по исправлению не может быть достигнута в отношении определенных категорий лиц, характеризуемых стойкими антиобщественными установками личности.

Содержание исправительного воздействия в отношении осужденных составляет широкий комплекс мероприятий воспитательного воздействия в отношении осужденных, в том числе воспитательная работа, трудовая деятельность осужденных, а также их общеобразовательная и профессиональная подготовка.

Получение осужденными общего образования позволяет повысить их культурный уровень и сознательность и играет важную роль в дальнейшем получении ими специальности, в то время как профессиональное образование осужденных предоставляет им возможности для осуществления трудовой деятельности.

В соответствии с изложенным становится возможной формулировка вывода о том, что уголовно-исполнительная политика представляет собой основанные на научном познании объективных закономерностей развития общества направления деятельности государства в лице его учреждений и органов исправительной системы, а также иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и отдельных граждан.

Уголовно-исполнительная политика основывается на ряде закрепленных в нормах уголовно-исполнительного законодательства, а также иных нормативных актов РФ и международных нормативных актов принципах.


Глава 2. Понятие и структура уголовно-исполнительной системы

2.1. Понятие уголовно-исполнительной системы

В научной среде разработаны различные определения категории системы. Так, В.Н.Садовский приводит свыше 40 определений данной категории[19]. В свою очередь, А.Н.Аверьянов определяет систему как ограниченное множество взаимодействующих структурных элементов[20].

В правовой теории система рассматривается как совокупность определенным образом упорядоченных и взаимосвязанных элементов, которые составляют определенное целостное единство, обладающее функциональной автономией и относительной самостоятельностью[21].

Представляется, что наиболее полно отвечающей целям исследования является трактовка категории системы, предложенная П.В.Алексеевым, который указывает, что научный подход предполагает избрание основного, являющегося наиболее простым и корректным определения и полагает, что исчерпывающее определение категории системы было сформулировано одним из основоположников теории систем Л.Барталанфи, определявшим систему как комплекс взаимодействующих элементов[22].

Категория уголовно-исполнительной системы впервые нашла закрепление в Концепции реформы уголовно-исполнительной системы, разработанной МВД СССР в 1990 году и была нормативно закреплена в Законе РФ от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[23]. Статья 5 данного Закона устанавливает, что уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, федеральный орган исполнительной власти, выполняющие функции по правоприменению, контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. Кроме того, на основании решения Правительства РФ, в уголовно-исполнительную систему могут быть включены также следственные изоляторы, предприятия, созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные и научные учреждения.


Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 №89, в соответствии с которым в уголовно-исполнительную систему входят:

  • Базы материально-технического и военного снабжения
  • Управления строительства
  • Центральный узел связи
  • Образовательные учреждения высшего, среднего, начального и профессионального образования

Анализ же положений статьи 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» позволяет констатировать, что законодатель включает в содержание уголовно-исполнительной системы лишь учреждения, исполняющие наказания.

Изложенное позволяет констатировать имеющую место несогласованность наименования законодательного акта и содержания его норм. В законе речь идет об учреждениях, которые исполняют наказание в виде лишения свободы и к числу которых, в соответствии с УК РФ, отнесены колонии-поселения, исправительные колонии, тюрьмы, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения и следственные изоляторы. Тем самым, в качестве предмета правового регулирования закона выделяется деятельность указанных учреждений, но не совокупности органов исполнения наказаний.

Уточнения требует также вопрос об органах, исполняющих наказания. Обратимся к содержанию статьи 16 УИК РФ, согласно части 14 которой учреждения, указанные в статьях 4, 7, 7.1, 8, 9 и 10 указанной статьи относятся к учреждениям уголовно-исполнительной системы.

Судебных приставов-исполнителей, исполняющих уголовное наказание в виде штрафа, и уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие наказание в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, а также суды, исполняющие наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, законодатель относит не к учреждениям, но к органам, исполняющим наказания.

Таким образом, уголовно-исполнительные инспекции, в соответствии с нормативным определением, рассматриваются и как учреждение, и как орган, исполняющий наказания. Отметим, что в положениях части 5 статьи 73 УК РФ, части 1 статьи 74 УК РФ, части 6 статьи 79 УК РФ, части 2 статьи 82 УК РФ и статьи 187 УИК РФ уголовно-исполнительная инспекция рассматривается как орган, в то время как в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 — кк учреждение.


В связи с изложенным, представляется, что более правильным было бы именование Закона РФ от 21.07.1993 «Об учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Целесообразным является также внесение изменений в положения части 2 статьи 16 УИК РФ с закрепление в ней статуса уголовно-исполнительной инспекции как учреждения уголовно-исполнительной системы.

Отметим также, что в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», речь идет об уголовных наказаниях, в то время как глава 3 УИК РФ именована законодателем как «Учреждения и органы, исполняющие наказания и контроль за их деятельностью».

Категория уголовного наказания нормативно закреплена в таких нормативно-правовых актах, как Положение об уголовно-исполнительных инспекциях от 16.06.1997, Положение о Федеральной службе исполнения наказаний от 13.10.2004, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 «О практике назначения судами уголовного наказания», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» и Федеральный Закон РФ от 25.03.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В то же время статья 3.2 КоАП РФ вместо ранее существовавшей категории административных взысканий нормативно закрепляет категорию административных наказаний, в силу чего целесообразным видится подразделение наказаний на административные и уголовные и внесение соответствующих изменений в статьи 44 и 45 УК РФ, корректным именованием которых видится соответственно «Виды уголовных наказаний» и «Основные и дополнительные виды уголовных наказаний». Целесообразным является также нормативное закрепление категории уголовного наказания в УИК РФ.

Следует обратить особое внимание на тот факт, что категории системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и уголовно-исполнительной системы не являются тождественными. В первом случае речь идет о предусмотренной статьей 16 УИК РФ системе учреждений и органов исполнения наказаний, в то время как категория уголовно-исполнительной системы является более широкой по своему содержанию и, наряду с учреждениями и органами исполнения наказаний, включает в себя также территориальные органы уголовно-исполнительной системы, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы. При этом речь во втором случае идет исключительно об учреждениях, исполняющих наказания, но не об органах, исполняющих наказания. Так, часть 3 статьи 16 УИК РФ устанавливает, что уголовное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, постановившим приговор. Таким образом, суд следует включать не в уголовно-исполнительную систему, но в систему учреждений и органов, исполняющих наказания, несмотря на тот факт, что основную функцию суда составляет осуществление правосудия по гражданским и уголовным делам. Иными словами, функция суда заключается в назначении наказания, но не его исполнении. Указанная коллизия противоречит конституционному принципу разделения властей, закрепленному в статье 10 Конституции РФ.


Система государственных учреждений и органов, предназначенная для исполнения уголовных наказаний и функционирующая в рамках Министерства юстиции РФ и Министерства обороны РФ, с учетом изложенного может быть рассмотрена в качестве подсистемы уголовно-исполнительной системы в целом. Как обоснованно отмечает В.В.Геранин, нормативно закрепленной в статье 44 УК РФ системе уголовных наказаний корреспондирует система исполняющих их учреждений и органов, закрепленная в статье 16 УИК РФ, в силу чего виды уголовных наказаний в УИК РФ расположены в последовательности, предусмотренной УК РФ, за исключением наказаний, исполняемых в отношении осужденных военнослужащих[24].

2.2. Структура уголовно-исполнительной системы

В качестве структурных элементов системы учреждений и органов исполнения наказаний, в соответствии со статьей 16 УИК РФ, могут быть выделены:

  • Федеральная служба судебных приставов
  • Уголовно-исполнительная инспекция
  • Суд
  • Исправительный центр
  • Арестный дом
  • Исправительные учреждения, к числу которых отнесены колония-поселение, воспитательная колония, лечебное исправительное учреждение, исправительная колония общего, строгого и особого режимов, тюрьма, следственный изолятор, лечебно-профилактические учреждения, дисциплинарные воинские части, гарнизонные гауптвахты и командование воинских частей

Закрепленная в статье 16 УИК РФ система учреждений и органов может быть подразделена на две группы. К первой из них следует отнести учреждения и органы, исполнение уголовных наказаний для которых является основной функцией. К их числу следует отнести:

  • Учреждения уголовно-исполнительной системы, а именно уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома и исправительные учреждения
  • Дисциплинарные воинские части
  • Гауптвахты для осужденных военнослужащих и соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт
  • Судебные приставы-исполнители[25].

Представляется, что к числу указанных учреждений не следует относить гауптвахты для осужденных военнослужащих, поскольку они не являются учреждениями уголовно-исполнительной системы. Как обоснованно отмечает С.Н.Шарапов, гауптвахты представляют собой специализированные места для отбывания военнослужащими наказания при несении ими воинской службы[26]. Аналогичную позицию занимает также Ф.С.Бражник[27].