Файл: Управленческий учет и система отчетности в организации (Уголовно-исполнительная политика как основа деятельности уголовно-исполнительной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе назначения уголовного наказания суды ориентируются на достижение целей уголовного наказания, закрепленных в статье 44 Уголовного Кодекса РФ[11]. Достижение данных целей, в свою очередь, обеспечивается за счет соблюдения судом при назначении уголовного наказания основополагающих принципов уголовного законодательства, а также принципа уголовной репрессии[12].

Как отмечает А.И.Лазуткин, продолжающееся по настоящее время реформирование уголовной и уголовно-исполнительной политики, целью которого является укрепление законности и гуманизации законодательства, требует соблюдения принципа справедливости, в соответствии с которым определяется все содержание социальной политики государства в целом[13].

В.И.Зубкова, в свою очередь, отмечает дискуссионный характер вопроса относительно роли уголовного наказания в противодействии преступности, а также эффективности уголовного наказания и его месте в механизме формирования уголовной политики государства[14].

Также следует отметить актуальность проблемы назначения наказаний в рамках современной уголовно-исполнительной политики. Как показывает ряд исследований, низкий уровень преступности среди лиц, осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, позволяет констатировать эффективность применения данного вида уголовных наказаний[15].

На сегодняшний день можно констатировать факт отхода уголовно-исполнительной системы Российской Федерации от существовавшей ранее идеологии исполнения наказаний и формирование уголовно-исполнительной политики, основанной на принципе гуманизма, в качестве основной цели которой провозглашается исправление личности осужденного за совершение преступления гражданина. Отметим, что развитие уголовно-исполнительного законодательства в значительной мере обуславливается влиянием международных норм и стандартов по обращению с осужденными.

Таким образом, уголовно-исполнительная политика Российской Федерации обуславливается в соответствии с вышеперечисленными факторами и выражает отношения государства к организации исполнения уголовных наказаний с учетом как уже сформированной практики их применения, так и основных международных норм и стандартов по обращению с осужденными.


1.2. Принципы уголовно-исполнительной политики

Под принципами уголовно-исполнительной политики следует понимать основанные на требованиях политики государства общие руководящие начала, в соответствии с которыми определяется деятельность наделенных соответствующими полномочиями органов и учреждений в ходе исполнения ими уголовных наказаний.

Будучи закрепленными на нормативно-правовом уровне, принципы уголовно-исполнительной политики приобретают значение принципов уголовно-исполнительного права как самостоятельной отрасли правовой системы Российской Федерации.

Принципы уголовно-исполнительного права условно могут быть подразделены на следующие группы:

  • Общеправовые
  • Межотраслевые
  • Отраслевые

К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительной политики следует отнести принципы демократии, законности и гуманизма. Указанные принципы являются присущими для всех отраслей права правовой системы Российской Федерации, что обуславливает их общеправовой характер.

Принцип демократии выражает содержание ряда норм и институтов уголовно-исполнительного законодательства и находит свое выражение, в первую очередь, в признании лица, осужденного к уголовному наказанию за совершение им преступления, субъектом уголовно-исполнительного права. Данный принцип представляет собой выражение норм Международного пакта о политических правах, который закрепляет право любого человека на признание его правосубъектности независимо от его местонахождения[16].

Социальная значимость указанного положения заключается в том обстоятельстве, что существенное ограничение прав лица, осужденного за совершение преступления, обуславливает необходимость его повышенной социальной защищенности.

Принцип демократии в уголовно-исполнительной политике находит свое выражение также в том обстоятельстве, что законодательство, регламентирующее порядок исполнения наказания и правовой статус осужденных, представляет собой выражение воли народа, являющегося единственным источником власти в Российской Федерации.

Также к числу внешних выражений принципа демократии в уголовно-исполнительной политике следует отнести построение руководства деятельностью учреждений и органов исполнения наказаний на основе демократического централизма, предполагающего централизованный характер руководства учреждениями и органами исполнения наказаний в сочетании с их широкой самостоятельностью по предметам, отнесенным к их компетенции в соответствии с законодательством.


Основным же содержанием принципа демократии в уголовно-исполнительной политике следует признать положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство основывается на равенстве граждан перед законом вне зависимости от их национального, полового, социального, религиозного или иных признаков.

Осужденный представляет собой не только объект, но и субъект воспитательного воздействия, что также является проявлением принципа демократии уголовно-исполнительной политики.

Также к числу внешних выражений принципа демократии в уголовно-исполнительной политике следует отнести широкое участие общественных объединений в деятельности по исправлению осужденных и осуществлению общественного контроля за деятельностью исправительных учреждений[17].

Наряду с принципом демократии, к числу общеправовых принципов уголовно-исполнительной политики следует также отнести принцип законности, который нормативно закреплен на конституционно-правовом уровне и находит свое внешнее выражение в признании и обеспечении верховенства уголовно-исполнительного законодательства и его приоритета перед прочими нормативными актами, регламентирующими общественные отношения, возникающие в связи с назначением и исполнением уголовного наказания.

Вся деятельность исправительных учреждений по исполнению уголовных наказаний осуществляется в соответствии с принципом законности, основу которого составляет неукоснительное соблюдение и точное исполнение требований законов, а также подзаконных нормативных актов всеми органами и учреждениями исполнения уголовных наказаний.

Также принцип законности находит свое внешнее выражение в соблюдении требований закона и режима исполнения наказания лицами, осужденными за совершение преступлений и отбывающими наказание, представителями общественности и осуществлении контроля за соблюдением закона всеми субъектами уголовно-исполнительной политики органами прокуратуры РФ, органами государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, ведомственного и судебного контроля.

Наряду с демократией и законностью, к числу общеправовых принципов уголовно-исполнительной политики следует отнести также принцип гуманизма, который закреплен как в уголовно-исполнительном законодательстве, так и на конституционно-правовом уровне, а также в ряде международных правовых актов, в том числе в Международном пакте о гражданских и политических правах, в соответствии со статьей 10 которого все лишенные свободы лица имеют право на гуманное обращение и уважение человеческого достоинства[18].


Принцип гуманизма находит свое внешнее выражение, в первую очередь, в закреплении в качестве одной из целей уголовного наказания исправления лица, совершившего преступление, в силу чего уголовное наказание как одна из наиболее строгих мер государственного принуждения носит гуманный характер, поскольку посредством ее применения достигается цель по исправлению осужденного.

Также принцип гуманизма находит свое внешнее выражение в справедливом отношении к лицам, осужденным за совершение преступления и уважении их чести и достоинства. В развитие указанных положений Конституция РФ и Уголовно-исполнительный Кодекс РФ предусматривают запрет на назначение и применение наказаний, унижающих честь и достоинство личности.

Также выражением принципа гуманизма в уголовно-исполнительной политике является установление условий отбывания уголовного наказания, соответствующих санитарным и бытовым нормам и обеспечивающим нормальную жизнедеятельность организма, а также соблюдении техники безопасности и охраны труда.

Кроме того, выражением принципа гуманизма являются нормы уголовно-исполнительного законодательства о предоставлении осужденным контактов с родственниками и иными близкими лицами, возможности получения осужденным посылок, бандеролей или передач.

Установление смягченных условий отбывания наказания для отдельных категорий осужденных, таких, как беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей, а также несовершеннолетние осужденные, также следует рассматривать как выражение принципа гуманизма в уголовно-исполнительной политике.

Отражением принципа гуманизма в уголовно-исполнительной политике также выступает прогрессивная система отбывания наказания, при которой условия отбывания наказания могут быть изменены в соответствии с поведением осужденного. Осужденные, поведение которых свидетельствует об их исправлении, могут быть переведены в улучшенные условия содержания. Также уголовно-исполнительное законодательство допускает возможность перевода указанных лиц в исправительные учреждения с менее строгим режимом содержания.

Выражением принципа гуманизма в уголовно-исполнительной политике следует также признать возможность применения в отношении осужденных, поведение которых однозначно свидетельствует об их исправлении, условно-досрочного освобождения от отбывания ими уголовного наказания либо замены неотбытой ими части уголовного наказания более мягким его видом.


К числу межотраслевых принципов уголовно-исполнительной политике следует отнести такие принципы, как равенство осужденных перед законом, а также принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний.

Содержание принципа равенства осужденных перед законом составляет единство правового статуса осужденных, отбывающих определенный вид уголовного наказания и содержащихся в одинаковых условиях отбывания наказания. Данный принцип основывается на равенстве прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или социального положения.

В свою очередь, содержание принципа дифференциации уголовных наказаний составляет распределение всего общего количества осужденных на категории исправительных учреждений в соответствии с такими признаками, как гражданство, пол, возраст, тяжесть совершенного преступления и наличие либо отсутствие судимости.

Дифференциация уголовных наказаний обуславливает нормативное закрепление определенного объема ограничений прав и свобод для каждой категории осужденных. К числу методов реализации принципа дифференциации уголовного наказания следует отнести классификацию лиц, осужденных к уголовному наказанию в виде лишения свободы в соответствии с условиями содержания осужденных в исправительном учреждении.

В свою очередь, содержание принципа индивидуализации составляет требование индивидуального подхода в отношении каждого осужденного, который выражает в определении требуемых конкретному осужденному мер воспитательного воздействия.

Индивидуализация уголовного наказания основывается на учете характера и степени общественной опасности совершенного осужденным преступления, иных обстоятельств его совершения, личности осужденного и его поведения в ходе отбывания им уголовного наказания. При индивидуализации уголовного наказания основной акцент делается на характер и степень негативных социальных и нравственных изменений личности осужденного.

В рамках реализации данного принципа сотрудники исправительных учреждений ориентируются на проведение индивидуальной воспитательной работы в отношении каждого осужденного.

К числу основных отраслевых принципов уголовно-исполнительной политики следует отнести принцип рациональности применения принудительных мер и средств исправления осужденных, принцип стимулирования законопослушного поведения осужденных и принцип соединения уголовного наказания с исправительным воздействием в отношении осужденного.