Файл: Особенности управления муниципальным образованием г. Архангельск.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Крупные города зачастую наделяются статусом городских округов с возможностью осуществления широких полномочий в вопросах местного значения. Такая возможность позволяет городам осуществлять формирование собственной экономической политики, основанной направленностью которой является концентрация на стимулировании развития тех отраслей народного хозяйства, которые имеют градообразующий характер, и решение имеющих наибольшее значения для города социальных проблем [1].

Для крупных российских городов характерен определенный тип организационной структуры управления муниципальным образованием. Данный тип управления сочетает в себе два принципа: отраслевой и территориальный.

Типовая организационная структура муниципального управления городом имеет следующее строение:

1. Представительным органом власти является, как правило, городской совет, который определяет полномочия и осуществляет контроль за деятельностью администрации города;

2. Администрация города, возглавляемая мэром, включает в свою структуру различные отраслевые департаменты и территориальные округа, в отношении которых осуществляется муниципальное управление.

Города, численность населения которых превышает 100 тысяч человек, могут создавать административные структуры, включающие множество уровней, количество которых обусловлено числом приоритетных направлений развития муниципального образования. Для такого типа организации городского муниципального управления характерно доминирование административной ветви управления над представительной властью.

Избранный из числа депутатов представительного органа глава муниципального городского образования ограничен в своих действиях рамками местного бюджета, утвержденного представительным органом, но свободен в определении тактики и стратегии осуществления реализации решений представительного органа муниципального управления.

Глава города наделен правом принятия решений относительного оперативного применения средств местного бюджета, на практике нередко встречаются случаи нецелевого использования средств муниципальных бюджетом главами городов.

Основная задача главы городского муниципального образования при распределении бюджетных средств заключается в обеспечении равномерности их распределения между территориальными и функциональными департаментами и округами.

В соответствии с общими требованиями к организации местного самоуправления структура органов муниципального управления городом включает:


1. Представительный орган муниципального управления, именуемый городской думой, городским советом и так далее (определено в уставе города);

2. Глава города, являющаяся высшим должностным лицом города, возглавляющим исполнительную власть в нем;

3. Администрация города, являющаяся исполнительно-распорядительным органом муниципального управления;

4. Контрольно-счетный орган города;

5. Другие органы, отдельные должностные лица выборного характера, осуществляющие определенные управленческие функции в соответствии с уставом городского муниципального образования.

В обязательном порядке система муниципального управления города должна включать представительный и исполнительный органы, главу администрации, наличие же остальных органов муниципального управления определяется уставом города [13].

Необходимо подчеркнуть наличие во многих городских уставах положения об утверждении прав для глав городских муниципальных образований осуществлять утверждение решений представительного органа муниципального управления, а также прав принятия решений относительно распоряжения бюджетными средствами муниципалитета.

Также местное законодательство наделяет глав крупных городских муниципальных образований правом представления постановлений исполнительной ветви муниципального управления относительно решения вопросов местного значения, включая решения в рамках полномочий, переданных государственными органами власти [14].

В пределах компетенции главы городского муниципального образования также находятся организационные аспекты функционирования исполнительной ветви власти – администрации города.

Такая ситуация создаёт основное противоречие муниципального управления, характерного для крупных городов, – преобладания исполнительной власти над представительной, что в некотором смысле противоречит Конституции России, но имеет место на практике.

Системообразующим нормативным актом, который развивает и конкретизирует конституционные положения, является федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он устанавливает основы деятельности органов муниципальной власти, их полномочия и структуру, самостоятельность в рамках осуществления предоставленной компетенции, особое место в системе управления.

Порядок избрания должностных лиц местного самоуправления, распоряжения муниципальной собственностью, формирования и исполнения бюджета и другие вопросы отражены в вышеупомянутом нормативном акте.


Еще одним документом, имеющим большое значение для функционирования местного самоуправления, является федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который утверждает демократическую основу деятельности органов муниципальной власти.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ» определяет статус муниципального служащего и гарантии осуществления им своих полномочий.

Закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» устанавливает принципы муниципальной бюджетной политики и организации межбюджетных отношений. На уровне субъектов Федерации закрепляются конкретные организационно-правовые формы местного самоуправления с учетом исторических, национальных и территориальных особенностей жизни населения.

Законы и нормативные акты регионов России определяют следующие аспекты регулируемой сферы общественных отношений:

1. Организация деятельности местного самоуправления;

2. Порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципалитетов;

3. Установление границ и изменение наименований административно-территориальных образований;

4. Процедура регистрации уставов городов и поселков;

5. Организация муниципальных выборов и референдумов;

6. Отношения между бюджетами органов местного самоуправления и субъекта Федерации;

7. Установление минимальных социальных стандартов;

8. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов;

9. Наделение муниципалитетов отдельными государственными полномочиями;

10. Вопросы организации муниципальной службы;

11. Плата за использование природных ресурсов, находящихся в собственности органов местного самоуправления.

Муниципальные нормативные акты принимаются непосредственно населением или органами местного самоуправления. Это уставы городов и сельских поселений, решения референдумов и сходов граждан, постановления и распоряжения глав администраций [4].

Важнейшим из вышеперечисленных нормативных актов является устав муниципального образования, который представляет собой основной документ, определяющий общественное устройство и жизнь конкретного города, поселка, станицы или села. Устав принимается непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления. Данный нормативный акт утверждает систему, структуру и порядок формирования муниципальной власти. Положения устава должны соответствовать федеральному и региональному законодательству. Решения местных референдумов обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам органов муниципальной власти. Постановления глав администраций городов и поселков, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу только после их официальной публикации.


2. Анализ функционирования МО «г. Архангельск»

2.1. Общие сведения

Муниципальное образование «Город Архангельск» в соответствии с областным законом имеет статус городского округа и входит в состав Архангельской области.

Административным центром муниципального образования «Город Архангельск» является город Архангельск, основанный по Указу Ивана Грозного в 1584 г. и в соответствии с Уставом Архангельской области имеет статус административного центра Архангельской области.

В 2009 г. городу Архангельску присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы» за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества,

Округ находится на севере Архангельской области, в дельте реки Северная Двина в 30-35 км от места её впадения в Белое море. Округ со всех сторон окружён территорией другого муниципального образования области – Приморского муниципального района.

Территория муниципального образования «Город Архангельск» составляет 29 442 га (294,42 км²).

Территория муниципального образования «Город Архангельск» состоит из территории города Архангельска и территорий поселков, не являющихся муниципальными образованиями: Боры, Лесная речка, Новый Турдеевск, Турдеевск, Талажский авиагородок.

23 сентября 2015 г. № 257 по решению Архангельской городской Думы было дано согласие на объединение населённых пунктов: посёлок Боры, посёлок Лесная речка, посёлок Новый Тур, посёлок Талажский авиагородок, входящих в состав муниципального образования «Город Архангельск», с населённым пунктом город Архангельск.

Город Архангельск делится на 8 округов: 1) Варавино-Фактория; 2) Исакогорский и Цигломенский округ; 3) Ломоносовский округ; 4) Маймаксанский округ; 5) Октябрьский округ; 6) Майская горка; 7). Северный округ; 8) Соломбальский округ;

Территория муниципального образования «Город Архангельск» входит в состав территории Архангельской области. Муниципальное образование «Город Архангельск» не имеет в своем составе внутригородских муниципальных образований.

Граница земель, составляющих территорию города Архангельска, определена решением исполкома Архангельского областного Совета депутатов трудящихся от 11 августа 1952 г. № 814 с учетом мониторинга земель на 1 января 1996 г.


Таким образом, изменение границ МО «Город Архангельск» осуществляется областным законом по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Архангельской области, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

2.2. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Жители МО «Город Архангельск» осуществляют местное самоуправление посредством: местного референдума; муниципальных выборов; голосования по отзыву депутата, Главы МО «Город Архангельск»; голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; правотворческой инициативы; территориального общественного самоуправления; публичных слушаний; собраний, конференций, опросов; обращений граждан в органы местного самоуправления; других форм прямого волеизъявления, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и областным законам, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории МО «Город Архангельск», обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не имеют права быть избранными Главой МО «Город Архангельск», депутатами городской Думы, находиться на муниципальной службе в органах местного самоуправления МО «Город Архангельск». Указанные граждане вправе быть избранными Главой МО «Город Архангельск», депутатами городской Думы, находиться на муниципальной службе в органах местного самоуправления МО «Город Архангельск», если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.