Файл: Принятие управленческого решения как организационный процесс..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Анализ внутренней среды организации имеет следующие значение для организации: информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей; анализ внутренней среды позволяет уяснить цели и задачи организации; указывает на то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

Объект исследования: управление организацией.

Предмет исследования: основные составляющие среды организации.

Цель исследования: проведение исследования сущности и элементов управления организации.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие и виды организаций;

- проанализировать сущность и основные звенья внутренней среды организации;

- изучить анализ управления организации;

Методы исследования: анализ научной литературы, компиляционный метод и метод интерпретации.

По структуре курсовая работа состоит из введения, двух взаимосвязанных глав, заключения и библиографического списка.

Литература. Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов по проблеме исследования.

1 Роль и значение организации в современном мире

1.1 Понятие и виды организаций

Организация - это разновидность социального института. Прежде чем рассмотреть различные виды организаций, скажем пару слов об институтах общества. Виды их многочисленны. В состав социальных институтов включаются организации и учреждения, а также совокупность норм, которые определяют устойчивые формы поведения индивидов и соответствующие им системы. В различной степени и в разных местах с их помощью осуществляется в обществе социальный обмен. Например, объектом обмена может быть степень профессионализма учителя или врача.


Современная экономическая жизнь российского государства направлена на всестороннее овладение всеми инструментами рыночной экономики, одним из которых является прибыль предприятия. Постепенное освоение инфраструктуры и вертикального строения рыночных отношений требует все больших знаний и умения манипулировать инновационными технологиями и приемами учета, расчетов, анализа и прогнозирования рынка. Большое значение для этого имеет полное и точное овладение всеми тонкостями бухгалтерского учета в его современной концепции, экономического анализа баланса и других основных форм отчетности и прочих рычагов для интенсификации работы предприятия.

В системе целеполагания прибыль занимает особенное место. Каждое коммерческое предприятие строит собственную деятельность, отталкиваясь от возможности стабильного генерирования прибыли. Так как, в мире бизнеса и конкуренции никто не застрахован от собственных ошибок и появления наиболее профессиональных и успешных (к сожалению) конкурентов, невозможно заблаговременно предвещать какая прибыль будет в организации [26, с.164].

Являясь основой бизнеса, целью и задачей предпринимательства, прибыль можно по праву назвать наиболее интересным объектом для изучения и аналитики. Что как не изучение уровня, условий, колебаний в соответствии с самыми разными факторами влияния и условиями позволяет планировать дальнейшую деятельность и развитие компании.

В случае если предприятие непрерывно имеет прибыль (вероятно, и не супербольшую, хотя устраивающую инвесторов), обремененную, конечно, приемлемым уровнем риска, становится вероятным принятие стратегических экономических решений. Стабильная текущая прибыль служит указателем правильности подобранного курса, стратегическая задача которого — увеличение благополучия собственников фирмы.

Прибыль предприятия представлена, своего рода, стимулом и имеет двойственное значение:

  • в некоторых ситуациях, прибыль определяется как совокупность стимулов проведения деятельности в сфере предпринимательства (к примеру, в социальной экономике рыночных отношений каждый субъект может получить свое вознаграждение: предприниматель - в виде прибыли, а рабочая сила - в виде заработной платы);
  • также в ситуациях, при которых прибыль представлена в виде эксплуататорской сущности предпринимательства, которая связана с возможностями предпринимателя (на основе частного предпринимательства и собственности на производственные средства и капитал) присвоить конечный результат чужих стараний. Объем полученной прибыли в любом случае очень тесно связан с уровнем заработной платы. Поскольку, частный предприниматель может уменьшить размер заработной платы для увеличения объемов прибыли. В таких случаях и раскрывается эксплуататорская сущность прибыли.

В наиболее общем виде прибыль (Р) может быть представлена как функция от двух параметров — доходов (R) и расходов (Ех) [16, с.121]:

P = f(R, Ех) = R – Ех.

Понятия доходов и расходов довольно неоднозначны. Доходами предприятия признается повышение финансовых выгод в следствии поступления активов (капитала, другого имущества) и (или же) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала данного предприятия, кроме вкладов участников (владельцев имущества).

Доходы – это поступления материальных средств (как финансовых, так и нефинансовых) в организацию в качестве платежей контрагентов (оплаты за предоставленные товары и услуги, оплаты задолженности и штрафов), безвозмездной передачи ценностей, поступлений по неосновной деятельности организации, а также поступлений из других источников.

Под расходами понимается уменьшение активов организации (сюда включаются денежные средства, а также другое имущество фирмы), увеличение ее обязательств перед контрагентами, банками и бюджетом, себестоимость товаров и услуг.

К доходам обычных видов относятся выручка реализации продукции продуктов, , связанные выполнением работ оказанием услуг дебиторская задолженностьарендная платалицензионные платежи роялти. Под выручкой реализации продуктовработ и понимаются денежные , поступившие расчетный счет же в фирмы в получения экономической [13с. 152]

Дебиторская задолженность является одной из самых важных и неотъемлемых частей оборотных средств любой коммерческой организации. Если объяснять просто, то под этим термином понимают сумму долга, которая причитается фирме со стороны других юридических и физических лиц за поставку товара или выполнение каких-либо услуг. Компанию или гражданина, имеющего задолженность, называют дебитором. То есть дебиторская задолженность возникает тогда, когда товар поставлен заказчику или услуга выполнена, но денежные средства не перечислены на счет исполнителя, а непосредственный платеж откладывается на фиксированный период. Также дебиторскую задолженность называют будущей экономической выгодой, которая представляет собой актив. В бухгалтерском балансе дебиторская задолженность указывается в строке 1230, которая отражает ее полностью. В системе российского бухгалтерского учета она разделена на несколько отдельных счетов, которые и составляют ее общий объем. Важно отметить, что такие статьи, как расчеты с поставщиками, заказчиками, работниками, бюджетом и прочие, складываются по дебетовому сальдо. Из полученной суммы вычитается сумма резервов по сомнительным долгам, в которой учитывается резерв только по краткосрочной или текущей дебиторской задолженности.


1.2 Внутренняя среда организации, ее характеристика

Важным признаком организации является наличие у нее внутренней среды. К ней традиционно относят цели, задачи, оргструктуру, человеческие ресурсы и технологии. Внутренняя среда – это подвижная структура, так как она сильно зависит от ситуации. Система формальной организации складывается из групп, созданных руководством, в своей деятельности они руководствуются нормами и правилами, изложенными в документах. В этом аспекте о внутренней среде обычно говорят, как об элементе корпоративной культуры организации. Формальная группа при этом может быть подвержена изменениям, но их инициатором является менеджер. Неформальные группы также являются элементом внутренней среды, но их деятельность в меньшей степени предопределена и регламентирована. Здесь важную роль играют коммуникации, симпатии и взаимоотношения, то, что называют психологическим климатом рабочей группы[1].

Любая организация состоит из множества взаимосвязанных элементов или внутренних переменных, которые требуют постоянного внимания руководства. Внутренняя среда организации состоит из таких переменных, как цели, задачи, структура, люди и технология. Рассмотрим каждое взаимосвязанное звено отдельно.

Цели - это конкретный желаемый результат, которого стремятся добиться все люди, работающие в этой организации. В ходе работы людям сообщают разработанные цели, чтобы дать возможность членам фирмы знать, к чему они должны стремиться, чего должно достигнуть предприятие посредством пяти скоординированных звеньев, из которых состоит внутренняя среда организации. Менеджмент также предусматривает, помимо достижения общих целей, достижение целей подразделений. Так, например, целью маркетинговой службы может служить сокращение числа срывов в поставках на двадцать процентов. Благодаря реализации более мелких целей подразделений предприятия реализуется и общая миссия организации.

Задачи. Внутренняя среда организации непременно включает в себя также задачи. Это строго установленная работа, которая должна быть выполнена в срок, качественно и установленным способом. С технической точки зрения, задачи назначают не работнику, а занимаемой им должности. Их принято делить на работу с людьми, с оборудованием и информацией. Например, на конвейере действия людей состоят из работы с оборудованием, задача мастера – координировать этот процесс, а задачи маркетингового отдела в основном связаны с информацией. Принято считать, что если все задачи будут выполнены качественно и в срок, предприятие будет работать успешно.


Структура. Любое предприятие для его успешной работы должно быть четко структурировано, т.е. должно состоять из различных уровней управления и функциональных областей (подразделений). Структура организации – это логически связанные уровни управления и подразделений, четкое построение которых позволит наиболее эффективно достигнуть вышеупомянутых целей[2].

Технологии. Четвертая важная составляющая переменная, из которой состоит внутренняя среда организации, - технология. Это куда более масштабное понятие, чем принято считать. Здесь не только совершенствование оборудования и внедрение изобретений, а целый комплекс, включающий в себя сочетание квалифицированных навыков, инфраструктуры и технических знаний, способствующих осуществлению желаемых преобразований в оборудовании, людях и информации.

Люди. Все вышеперечисленные звенья реализуются людьми. Причем важно понимать, что в основном под этим понятием представляют не конкретно одного человека, а группу людей в целом. Ведь если на производстве случился брак, виноват не только конкретный рабочий, но и все, отвечающие за состояние оборудования, за обучение этого рабочего и т.д. Однако если руководство не будет учитывать тот факт, что каждый отдельно взятый работник - личность со своими потребностями и переживаниями, то достижение целей организации будет поставлено под угрозу. Поэтому руководители должны заниматься вопросами поведения как групп людей, так и отдельных личностей.

Организационная культура - система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, оказывающая влияние на поведение отдельных работников, а так же на результаты работы[3].

Как мы видим, внутренняя среда организации - очень многогранный и сложный процесс, где все переменные взаимосвязаны. И изменение одной из этих звеньев влияет на работу остальных четырех, а совершенствование одного звена, например, технологии, может привести к повышению производительности, однако может сказаться отрицательно на другом аспекте, например, людях. Поэтому управление внутренней средой организации - процесс, который подвластен только трудолюбивой и инициативной группе сотрудников.

1.3 Внешняя среда и характер ее влияния на организацию