Файл: Особенности управления муниципальным образованием г. Архангельск.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Мероприятия по улучшению социально-экономического положения МО «г. Архангельск»

3.1. Сравнительный анализ социально-экономического положения МО «г. Архангельск» по отношению к МО «г. Мирный»

Для анализа финансово-экономического управления МО Архангельск, проведем сравнение бюджета на 2017 г. с бюджетом МО Мирный. Аналитические данные представлены в Таблице 1.

Таблица 2 – Сравнительная характеристика бюджета г. Архангельска и г. Северодвинска в 2018 г. [16]

Статьи

Архангельск

Мирный

млн. руб.

%

млн. руб.

%

ДОХОДЫ

8 207,7

100,0

1547,3

100,0

Налоговые доходы всего

3910,8

47,6

Налог на доходы физических лиц

3101,4

37,8

381,3

90,1

Акцизы

14,6

0,2

0,9

0,3

Налоги на совокупный доход

472,0

5,8

16,3

4,3

Налоги на имущество

237,0

2,9

17,6

4,6

Прочие налоговые доходы

85,8

1,0

2,6

0,7

Неналоговые доходы всего

623,4

7,6

100,1

Доходы от сдачи в аренду земельных участков

160,3

2,0

54,9

Доходы от сдачи в аренду имущества

163,5

2,0

Доходы от продажи имущества и земельных участков

116,1

1,4

Прочие неналоговые доходы

183,5

2,2

Межбюджетные трансферы

3673,5

44,8

1066,1

Субсидии

402,1

4,9

611,5

Субвенции

3261,1

39,7

302,8

Иные межбюджетные трансферы

10,3

0,1

0

РАСХОДЫ

8340,9

100,0

1562,5

100

Социально-культурные

5641,0

67,6

Образование

4692,0

56,3

654,1

Культура

928,2

3,9

12,4

Социальная политика

591,6

7,1

33,2

Физическая культура и спорт

29,2

0,4

0,3

Городское хозяйство

1382,0

16,6

Национальная экономика

839,0

10,1

224,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

543,0

6,5

504,8

Охрана окружающей среды

0

0

0,4

Прочие расходы

1316,0

15,8

102

Общемуниципальные и иные расходы

941,0

11,3

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

33,0

0,4

29,5

Обслуживание муниципального долга

342,0

4,1

ДЕФИЦИТ

133,2

15,2

ПРОФИЦИТ


На основе таблицы 2 можно сделать вывод о том, что основной показатель бюджета (дефицит\профицит) дефицит, в Мирном несколько превышает показатель Архангельска.

Ниже рассмотрим, какие показатели привели к такой разнице.

В сравнении с меньшим общим показателем дохода в Мирном, уровень налоговых доходов там значительно выше (большую часть которых составляет НДФЛ), нежели в Архангельске, хотя уровень межбюджетных трансферов гораздо ниже чем в Архангельске.

В сравнении данных двух городов, можно сделать вывод о том, что бюджет Архангельска недополучает налоговые доходы. Эта информация необходима для рассмотрения администрацией муниципального образования.

Так же можно увидеть, что уровень прочих расходов в Архангельске на порядок выше чем в Мирном. Исходя из сравнения этих городов администрации МО Архангельск стоит рассмотреть варианты сокращения прочих расходов с целью сокращения дефицита бюджета на будущий год.

В итоге можно увидеть сделать следующий вывод – финансово-экономическое управление Архангельска и Мирного привело оба муниципальных образования к дефициту бюджета, что вызывает вопросы о недостаточном уровне управления.

3.2. Предлагаемые мероприятия и направления улучшения социально-экономического положения МО «г. Архангельск»

Поведенный анализ позволяет выделить ряд моментов, которые могут стать барьером для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Архангельской области.

1. Снижение численности населения, в первую очередь трудоспособного

Хотя в течение последних лет снижение численности занятых привело к общему росту производительности в экономике, продолжительное снижение численности населения может стать долгосрочным барьером для экономики региона. При этом в условиях ухудшения демографического состояния в России, вопрос внутрироссийской миграции будет приобретать все большее значения для большинства регионов СЗФО и России в целом.

2. Относительно низкие объемы экспортной деятельности

Архангельская область является более экпортноориентирвоанным регионом, однако в целом доля в общем экспорте остается незначительной в течение длительного времени. С учетом выгодного географического положения и наличия развитых экспортноориентированных отраслей, не реализация этих преимуществ станет барьером для дальнейшего развития экономики региона.


3. Низкая производительность экономики

Общий уровень производительности по большинству отраслей экономики в Архангельской области ниже среднероссийского уровня и среднего уровня по СЗФО. Низкая производительность – это значительный барьер для развития и повышения уровня благосостояния жителей региона.

4. Концентрация производства в относительно низкопроизводительных отраслях

В настоящее время более 60% промышленного производства сосредоточено в лесопромышленном секторе. Хотя в настоящий момент у предприятий лесопромышленного комплекса Архангельской области есть значительный потенциал повышения конкурентоспособности и производительности, в целом лесопромышленная отрасль имеет меньший потенциал для высокопроизводительного труда по сравнению с другими отраслями промышленности, развитых в регионе, или имеющих потенциал развития.

5. Наличие дополнительных расходов бизнеса, связанных с арктическим положением региона

На северных территориях одной из основных проблем, негативно влияющей на инвестиционный и предпринимательский климат, помимо высоких энерготарифов и сурового климата, является повышенная нагрузка на бизнес, связанная с предоставлением «северных» надбавок и других льгот работникам. В условиях повышения конкуренции регионов за человеческих и финансовые ресурсы данный фактор может стать дополнительным барьером повышения конкурентоспособности предприятий региона.

6. Невысокий уровень реализации научно-технологического потенциала

Несмотря на наличие значительного потенциала в области научных исследований и инновационной деятельности, он во многом не используется реальным сектором экономики. В условиях мирового тренда на повышение важности научных разработок, без развития механизма вовлечения реального сектора и использования накопленного потенциала, это превратится в барьер для устойчивого развития.

7. Недостаточное развитие транспортно-логистической сферы

В условиях возрастающей роли арктического региона в России и в мире, отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры создает риски, что данный тренд не будет в полной мере использован Архангельской областью.

8. Значительные инвестиции в сферу государственного управления и обеспечения безопасности

Данные инвестиции имеют невысокий экономический эффект для отраслей экономики региона.

9. Высокая доля федеральных бюджетных инвестиций

Архангельская область характеризуется значительным объемом инвестиций из федеральных источников. Подобные инвестиции слабо зависят от внутренней ситуации в регионе и могут привести к значительному падению инвестиционной активности в условиях их прекращения.


Исходя из вышеизложенного можно сформировать цели и направления городской социально-экономической политики, которые могут быть реализованы Администрацией города:

Экономическая политика

Цель: создание рабочих мест с высокой оплатой труда.

  • Содействие созданию высокопроизводительных рабочих мест.
  • Привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты, а также в проекты, связанные с созданием высокотехнологичных и инновационных производств.
  • Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.
  • Формирование площадок для размещения новых производств, базовых для создания Архангельской опорной зоны развития в Арктике.
  • Стимулирование повышения качества предоставляемых населению услуг в области торговли, общественного питания и оказания платных услуг.
  • Развитие взаимовыгодного социально-экономического партнерства.

Социальная политика

Цель: социальная поддержка населения в направлении реализации его возможностей самостоятельно обеспечить свое благосостояние и защита социально неблагополучных и уязвимых категорий населения.

  • Обеспечение предоставления гарантированных мер социальной поддержки гражданам.
  • Создание условий для повышения уровня жизни горожан, сглаживание разделения городского сообщества по уровню доходов и степени доступности для различных групп населения.
  • Пропаганда и стимулирование распространения здорового образа жизни.
  • Борьба с социально опасными заболеваниями, в том числе проведение мероприятий по их профилактике.

Культурная политика

Цель: сохранение и развитие культурной среды города, а также создание условий для творческой самореализации и культурного досуга для всех возрастных групп населения городской культурной среды.

  • Поддержание имиджа города Архангельска как развивающейся культурной столицы Русского Севера.
  • Развитие инфраструктуры для творческой самореализации и досуга граждан.
  • Создание условий для формирования у горожан разных возрастных групп устойчивых потребностей в творческой самореализации и духовно-культурном развитии.
  • Активное развитие системы востребованных событийных мероприятий, направленных на удовлетворение культурных потребностей разных целевых групп жителей города.
  • Разработка и реализация проектов по сохранению и пропаганде культурного и исторического наследия города Архангельска во всем его многообразии.
  • Налаживание культурных связей с городами Баренц-региона и реализация совместных культурных проектов.
  • Капитализация исторического и культурного наследия.

Молодежная политика

Цель: совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития города Архангельска, Архангельской области, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни города.

  • Создание условий для развития молодежных общественных объединений в городе Архангельске, а также для развития молодежного самоуправления.
  • Вовлечение молодежи в творческую деятельность, поддержка талантливой молодежи, а также создание возможностей для многообразной самореализации молодежи.
  • Создание условий для профессиональных устремлений молодежи, возможностей их грамотного применения на территории города.
  • Развитие и популяризация волонтерства и добровольчества в молодежной среде.
  • Популяризация истории развития города Архангельска, воспитание патриотизма и сопричастности молодежи к процессам социально-экономического и общественно-политического развития города.
  • Формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи.

Политика в области образования

Цель: обеспечение доступности и качества образования, соответствующего потребностям граждан, требованиям инновационного, социально-экономического развития муниципального образования «Город Архангельск».

  • Развитие в городе Северного (Арктического) федерального университета, ориентированного на обучение специалистов, востребованных для работы в Арктической зоне.
  • Развитие Северного государственного медицинского университета с целью обеспечения медицинскими кадрами Европейского севера и территории Арктики.
  • Формирование единого информационного и научно-образовательного пространства
  • Реконструкция и строительство новых зданий учреждений образования, техническое перевооружение (модернизация) учебной, материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии современными требованиями.
  • Внедрение новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечивающих качество образования в соответствии с новыми государственными стандартами.
  • Расширения спектра образовательных услуг, в том числе предоставляемых на коммерческой основе.
  • Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.