Файл: Особенности управления муниципальным образованием г. Архангельск.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования: основной категорией в местном самоуправлении, содержащей все его ключевые элементы является муниципальное образование. Важность изучения особенностей управления МО создана тем, что оно является базой функционирования местного самоуправления и от правильной его организации зависит развитие региона.

Направленность муниципального управления должна соответствовать выполнению поставленных перед органами местного самоуправления важнейших задач, а именно формирование и последующее развитие эффективной социальной инфраструктуры в муниципальном образовании; стабильный экономический рост в рамках территории этого муниципального образования; формирование рациональных экономических взаимосвязей как внутри муниципального образования, так и с другими территориальными единицами; улучшение экологической ситуации и поддержание единого целостного социально-экономического пространства. В процессе решения этих важнейших задач обязательно должен реализовываться комплексный подход, как обязательный фактор достижения роста результативности муниципального управления и совершенствования его влияния на развертывание социально-экономических процессов. В рамках системы муниципального управления следует обеспечивать развертывание принципа самоуправления, предполагающего активное взаимодействие субъекта управления и объекта воздействия. Реализация принципа самоуправления предполагает обеспечение такой соорганизации деятельности населения муниципального образования, которая направлена на самостоятельное решение проблем местного характера и повышение ответственности за принимаемые решения. Именно принцип самоуправления должен соблюдаться при разработке различных проектов реализации народовластия.

Институт местного самоуправление выступает предметом междисциплинарного исследования. Достаточно большое число научных работ посвящено данному социальному феномену с позиции менеджмента в государственном и муниципальном управлении. А. Н. Адукова, И. А. Алексеев, В. И. Гончаров, Е. В. Галкин, А. В. Кружков, В. В. Тимченко рассматривают проблемы формирования данного социального института в контексте развития гражданского общества.

Региональные особенности развития местного самоуправления также являются объектом исследования целого ряда ученых. В аспекте изучения социально-экономического развития регионов местное самоуправление представлено в трудах С. Б. Аникина, Ю. М. Алпатова, В. С. Бочко, М. Ю. Дитятковского, О. Н. Дубровского, А. Е. Закондырина, М. М. Мужухоевой, А. С. Татаркина, Э. Б. Салпагарова, Б. Г. Хачатурян и др.


Институт местного самоуправления, его современное состояние анализируют Т. М. Бялкина, А. Н. Дементьев, Н. И. Миронов, А. В. Молчанов, Н. П. Морозова, И. А. Огнева, О. В. Федосеева, Г. А. Цветкова, М. В. Чеишвили, А. Н. Широков.

В социологической литературе, посвященной изучению местного самоуправления, основное внимание уделяется исследованию местного самоуправления с позиций институционального анализа. Здесь раскрывается потенциальная роль населения в развитии местного самоуправления как социального института, исследуется социальное самочувствие граждан по месту их проживания. Однако работ, связанных с изучением механизмов и порядка взаимодействия института местного самоуправления с институтом государственной власти, практически не представлено.

Цель исследования: изучить особенности муниципального управления в Архангельске и г. Мирный.

Для этого нам потребуется решить следующие задачи:

1. Определить понятие и основные полномочия, а также виды муниципального образования;

2. Рассмотреть особенности управления муниципальным образованием;

3. На основе полученных знаний сделать анализ МО Архангельск.

1. Теоретические аспекты управления муниципальным образованием

Муниципальное образование по законодательству РФ городское, сельское поселение (его часть), несколько поселений, объединенных общей территорией, иная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления [3].

Устав является учредительным актом муниципального образования, составленный и принятый представительным органом МО или населением во время референдума. Основу финансово-экономической базы муниципального образования составляет собственность МО и местные финансы.

Муниципальная собственность включает в себя:

1. Средства местного бюджета;

2. Имущество земли;

3. Муниципальные предприятия, организации и банки;

4. Муниципальный жилищный фонд;

5. Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Все субъекты, расположенными на территории МО, а также местные граждане подчиняются всем управленческим решениям, принятыми органами местного самоуправления и волеизъявлениями граждан [6].


Различают четыре вида управления муниципальными образованиями: 1) Социально-политическое управление; 2) Экономическое управление; 3) Управление производством; 4) Управление духовной сферой жизни территории.

Устав регулирует правовое регулирование МО отражающим территориальную структуру МО, его состав и границы. Состав устава муниципального образования:

1. Закрепленный статус, срок и порядок прекращения полномочий депутатов и прочих должностных лиц местного самоуправления;

2. Организационная структура местного самоуправления;

3. Закрепленная форма и порядок участия граждан в системе местного самоуправления посредством референдумов, выборов, собраний и т.п.;

4. Другие положения об организации деятельности местной власти.

В соответствии с федеральным законодательством определяется порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований.

Гарантией эффективности системы управления МО является правовое регулирование. На сегодняшний день правовое регулирование основано на предоставлении органам власти самостоятельности с учетом возложенных на них обязательств [8].

Основные полномочия органов местной власти муниципального образования закрепляются уставом и являются:

1. Юридические действия по заключению договоров и контрактов, приобретению и отчуждению имущества, выступлению в суде;

2. Распоряжение муниципальным имуществом;

3. Управление муниципальными предприятиями и организациями;

4. Закрепление местных налогов и сборов, а также распоряжение финансами;

5. Принятие местных постановлений и распоряжений;

6. Государственные полномочия по охране окружающей среды, здравоохранению, социальному обеспечению, культуре и др.

Исходя из исторических источников и под контролем населения и местных органов управления проводятся границы муниципального образования.

По законам субъектов РФ складывается порядок создания муниципальных образований, установление их границ и другие процедуры. Основной экономической функцией самоуправления является обеспечение на местном уровне естественного хода воспроизводственных процессов – воспроизведения населения и трудовых ресурсов, окружающей среды, общественного продукта, территориальной организации хозяйства и населения.

Юридические признаки обретения МО статуса органа местного самоуправления:

1. Управление муниципальной собственностью;


2. Учреждение муниципальных предприятий;

3. Утверждение и исполнение местного бюджета;

4.Установление местных налогов и сборов;

5. Наличие выборных органов власти.

Отдельно хотелось бы осветить стимулирующие признаки получения статуса муниципального образования:

1. Экономическая автономия территории;

2. Внутритерриториальная система общественного разделения труда;

3. Активная роль населения в вопросах местного самоуправления;

4. Заинтересованность региональной власти в экономически устойчивых и активных территориальных поселениях.

Классификацию муниципальных образований можно провести по следующим признакам: по нормативно-правовому статусу; функциональному критерию; по численности населения; по степени урбанизации; по характеру застройки и некоторым иным параметрам, не включенным в список.

Нормативно-правовой статус муниципального образования подразделяется на муниципальные районы и городские округа [15].

Муниципальный район – форма местных органов самоуправления, объединяющая несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией.

Городской округ – тип муниципальных образований в России; один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.

По типу поселения муниципальные образования делятся на городские и сельские. Различие состоит в том, что городское поселение включает в себя один город или поселок, в то время, как сельское поселение может состоять из нескольких сельских населенных пунктов.

Функциональный критерий может оценить экономический потенциал развития МО. Опираясь на данную оценку, многофункциональные муниципальные образования имеют следующие особенности:

1. Размещение на территории одного или двух крупных предприятий;

2. Развитая банковская и финансовая структура;

3.Концентрация различных видов производств;

4. Размещение важнейших коммуникационных узлов [5].

Муниципальные образования разделяются на муниципалитеты – доноры и муниципалитеты – реципиенты. К донорам относятся муниципалитеты, в которых уровень собственной бюджетной обеспеченности превышает средний уровень по субъекту Федерации. В муниципальных образованиях – реципиентах уровень собственной бюджетной обеспеченности жителя меньше среднего уровня обеспеченности субъекта Федерации.

Так, городские и сельские поселения, в зависимости от их численности, делятся на:


1. Сверхкрупные города (выше 3 миллионов человек);

2. Крупнейшие города (от 1 до 3 миллионов человек);

3. Крупные города (от 250 тысяч до 1 миллиона человек);

4. Большие города (от 100 до 250 тысяч человек);

5. Средние города (от 50 до 100 тысяч человек);

6. Малые города и поселки (до 50 тысяч человек);

7. Крупные сельские поселения (свыше 5 тысяч человек);

8. Большие сельские поселения (от 1 до 5 тысяч человек);

9. Средние сельские поселения (от 200 человек до 1 тысячи человек);

10. Малые сельские поселения (менее 200 человек).

От функциональной структуры населенного пункта зависит характер застройки муниципальных образований. На одной территории могут формироваться следующие зоны:

1. Зона сосредоточения органов власти, учреждений культуры;

2. Рекреационные;

3.Селитебные;

4. Промышленные.

Таким образом, территориальная зона – это часть территории имеющая чёткие границы, имеющая особое право использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством и иным законодательством Российской Федерации и её субъектов, а также установлены градостроительные регламенты [7].

Город представляет собой крупный населенный пункт, население которого не имеет отношения к сельскому хозяйству.

В контексте муниципального управления городом, используются такие термины как:

1. Городское поселение, которое применяется к городам и поселкам;

2. Городской округ, представляющий собой объединение нескольких населенных пунктов;

3. Городской округ, имеющий внутригородское деление, и так далее.

Сложно представить функционирование современного города без учета окружающей его территории, называемой пригородной зоной. Следственно, муниципальное управление города распространяется не только на сам город, но и на его пригородные территории и протекающие между ними процессы (урбанизация, дезурбанизация, реурбанизация и так далее) [2].

Начиная с реформы муниципального правления в России (2003 год), активно осуществляется усиление муниципального управления в крупных городах с целью их продвижения. Крупные города как объекты муниципального управления характеризуются высоким уровнем концентрации производственного потенциала, присутствием значительных финансовых ресурсов, квалифицированных кадров и прочих преимуществ.

Описанные факторы позволяют крупным городам оказывать влияние на другие менее значимые муниципальные образования.