Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере муниципального образования «Город Архангельск») (Теоретические основы управления муниципальным образованием).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

1.1 Экономическое содержание, понятие и сущность муниципального управления

1.2 Методы муниципального управления

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»

2.1 Общие сведения

2.2 Органы местного самоуправления

2.2.1 Представительный орган муниципального образования «Город Архангельск»

2.2.2 Глава муниципального образования «Город Архангельск»

2.2.3 Администрация муниципального образования «Город Архангельск»

2.2.4 Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Архангельск»

2.3 Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

2.4 Население

2.5 Социальная сфера

2.5.1 Здравоохранение

2.5.2 Образование

2.5.3 Культура и молодежная политика

2.5.4 Физкультура и спорт

2.5.5 Жилищно-коммунальное хозяйство

2.6 Финансы

2.6.1 Доходы и расходы бюджета

3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Наиболее категоричной регламентирующей формой административного воздействия является приказ.

Приказ может иметь инструктивный характер или же выступать в форме предписания или запрещения. В случае инструктивного характера приказа он должен иметь четко сформулированную задачу.

Меньшая степень регламентации присуща распоряжениям. Их отличие от приказов заключается в том, что они не устанавливают определенного срока начала реализации.

К числу других методов прямого административного воздействия следует отнести также методические указания, рекомендации и советы, которые отличаются много меньшей степенью регламентации по сравнению с распоряжениями, а тем более с приказами, и позволяют (особенно рекомендации и советы) не только самостоятельно выбирать способы реализации задания, но и уточнить само задание.[23]

В общем виде система организационно-административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления) и на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

В косвенной форме воздействие осуществляется через установление норм, процедур и правил.

К числу косвенных методов административного воздействия относятся различные способы регулирования деятельности работников посредством введения определенных правил (нормативное регулирование), конкретизирующих деятельность работников, а также при помощи стандартизации административных процедур и форм документооборота.[24]

Типичными примерами нормативного регулирования являются положения о комитетах, управлениях и отделах администрации или мэрии, в которых находит отражение их организационная структура и механизмы функционирования. Другой вид норм - должностные инструкции, которые регламентируют характер деятельности отдельного работника, его права и ответственность.

Реализация административно-организационных методов осуществляется через распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации деятельности участников процесса для выполнения поставленных задач.

По мере развития системы местного самоуправления и расширения участия населения в решении местных проблем, а также развития частного предпринимательства сфера действия прямых административных указаний сокращается, а сфера действия косвенных методов административно- организационного воздействия расширяется.[25]


В целом организационно-административные методы руководства существуют в форме организационного и распорядительного воздействия.

Социально-психологические методы управления - это способы и приемы воздействия на социальные интересы населения муниципального образования, а, следовательно, и на социальные интересы работников, занятых в сфере муниципального управления.

Действие этих методов основано на научных знаниях о поведении человека в организациях различного масштаба и типа.

К числу особенностей применения социально-психологических методов в сфере муниципального управления следует отнести то, что они используются не только в отношении отдельной организации (органа муниципального управления или муниципального предприятия), но и в отношении отдельных социальных и этнических групп населения, проживающих на территории муниципального образования.[26]

Использование социально-психологических методов направлено на создание такой организационной культуры объекта управления, которая бы в максимальной степени ориентировала поведение работников на достижение общеорганизационных целей.

В случае, когда социально-психологические методы используются в отношении отдельных социальных и этнических групп населения муниципального образования в качестве действенных методов социального воздействия выступают меры по улучшению бытовых и жилищных условий населения, повышение его общеобразовательного и профессионального уровня; улучшение медицинского обслуживания; создание условий для развития культуры и так далее.

Действие перечисленных выше методов обеспечивает определенный уровень качества жизни населения муниципального образования, а, следовательно, и создает благоприятные условия для эффективной трудовой деятельности.

Использование социально-психологических методов необходимо и для того, чтобы привлечь население муниципального образования к разработке и реализации программ социально-экономического и экологического характера. В противном случае, население муниципального образования в целом или отдельные социальные группы могут расценить цели такого рода программ, как навязанные им, и смогут оказать в той или иной форме сопротивление их реализации.[27]

Следует отметить, что существует также социально-экономическое планирование развития муниципального образования. В отличие от рассмотренных выше методов управления оно имеет комплексный характер, воздействуя на все аспекты жизнедеятельности муниципального образования как целостной системы.


Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования отнесено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения муниципальных образований. Однако само понятие «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования» Федеральным законом не определено.

Некоторые авторы под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимают управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.[28]

Рассмотрев теоретические основы местного самоуправления, необходимо проанализировать их практическое применение. Для этого рассмотрим систему управления на конкретном муниципальном образовании, а именно муниципальном образовании «Город Архангельск».

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»

2.1 Общие сведения

Муниципальное образование «Город Архангельск» в соответствии с областным законом имеет статус городского округа и входит в состав Архангельской области.

Административным центром муниципального образования «Город Архангельск» является город Архангельск, который основан по Указу Ивана Грозного в 1584 году и в соответствии с Уставом Архангельской области имеет статус административного центра Архангельской области.

Территория муниципального образования «Город Архангельск» состоит из территории города Архангельска и территорий поселков и составляет 29442 га. Муниципальное образование «Город Архангельск» не имеет в своем составе внутригородских муниципальных образований.

С начала XVII века и до сегодняшних дней город является одним из самых крупных морских портов на Севере России. Архангельск - это не только промышленный центр области, но культурно - историческая столица Поморья, родина северной культуры, традиций, истории. Архангельск относится к числу исторических городов нашей страны. Датой основания считается 4 марта 1583 г., а с 1613 г. - город получил современное наименование.


Современный Архангельск продолжает играть важную роль как крупнейший центр лесообрабатывающей и лесохимической промышленности. В частности, здесь расположены крупные лесопильно-деревообрабатывающие комбинаты, гидролизный завод и другие предприятия. Имеются также предприятия машиностроения (специализируются на выпуске оборудования для лесной и лесообрабатывающей промышленности) и судостроения. Ведущие государственные предприятия рыбной промышленности - база тралового флота, рыбокомбинат и Архангельский опытно-водорослевый комбинат, который занимается переработкой морских водорослей.

Архангельск имеет развитую транспортную систему, он является крупным транспортным узлом Северо-запада России — здесь встречаются железнодорожные и автомобильные пути, есть два аэропорта, морской и речной порты.

В 2009 году за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, городу Архангельску присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

2.2 Органы местного самоуправления

Структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск» составляют:

- представительный орган - Архангельская городская Дума;

- глава муниципального образования – Глава муниципального образования «Город Архангельск»;

- исполнительно-распорядительный орган - Администрация муниципального образования «Город Архангельск»;

- контрольно-счетный орган - контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Архангельск».

Органы и должностные лица местного самоуправления наделяются Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Следует отметить, что сложившаяся и действующая в настоящее время структура органов исполнительной власти города Архангельска достаточно эффективно справляется с задачами текущего, оперативного регулирования социально-экономических процессов, решения тактических задач развития городской экономики, отраслей и секторов городского хозяйства. Поэтому в ближайшей перспективе основные усилия должны быть направлены на усиление стратегического планирования и программирования.


2.2.1 Представительный орган муниципального образования «Город Архангельск»

Представительным органом муниципального образования «Город Архангельск» является Городская Дума, наделенная собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.[29]

Городская Дума состоит из 30 депутатов, избираемых на основе смешанной избирательной системы: 15 депутатов городской Думы избираются на муниципальных выборах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории МО «Город Архангельск», 15 депутатов городской Думы избираются по единому избирательному округу, включающему в себя территорию МО «Город Архангельск» в целом, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями).

В исключительной компетенции городской Думы находятся:

1) принятие Устава МО «Город Архангельск» и внесение в него изменений и дополнений;

2) рассмотрение и утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития МО «Город Архангельск», утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «Город Архангельск»;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий МО «Город Архангельск», а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений МО «Город Архангельск», выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия МО «Город Архангельск» в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления МО «Город Архангельск»;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении Главы МО «Город Архангельск»в отставку.

Городская Дума осуществляет следующие полномочия по решению вопросов местного значения: