Файл: Особенности управления муниципальным образованием город Архангельск.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При существующих темпах выдачи жилья нуждающимся, местной власти потребуется около 120 лет, чтобы закрыть имеющуюся очередь.

Таким образом, полученные показатели состояния социальной сферы прямо или косвенно могут свидетельствовать о проблемах, которые имеют место в социальной сфере МО «Город Архангельск»:

1 Наиболее проблемными являются сферы здравоохранения, образования, жилья и культуры.

2 Наиболее весомые достижения в социальной сфере достигнуты в области роста денежных доходов населения. Несмотря на это в городе остаются высокими показатели доли (числа) бедного населения.

3. ФИНАНСЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основным инструментом развития городской экономики и социальной сферы, является муниципальный бюджет. Основные параметры отчета об исполнении городского бюджета за последие годы сложились следующим образом (таблица 14).

Таблица 14 – Показатели исполнения бюджета МО «Город Архангельск»

млн. рублей

2015г.

2016г.

2017г.

Темпроста,

%

Доходы

7 812,9

7 939,0

8285,6

4,37

Расходы

7 909,4

8 236,5

8170,1

-0,81

Дефицит

96,5

297,5

115,5

-61,18

Налоговые и неналоговые доходы городского бюджета в 2017 году исполнены на 102,7 % к уточненным прогнозным показателям и составили 4 276,1 млн. рублей. По сравнению с 2016 годом их поступление увеличилось на 246,6 млн. рублей за счет роста собираемости доходов от продажи земельных участков, доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских округов, доходов от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки. Наибольший удельный вес в собственных доходах городского бюджета составляет налог на доходы физических лиц – 62,3 % или 2 663,7 млн. рублей.

Безвозмездные поступления исполнены на 99,5 % к уточненным прогнозным показателям и составили 3 662,9 млн. рублей, что выше уровня 2016 года на 6,6 % или на 226,3 млн. рублей, что в основном обусловлено увеличением поступлений в городской бюджет межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства на 107,2 млн.рублей.


В 2017 году поступление субвенций из областного бюджета составило 2 974,1 млн. рублей, субсидий – 466,8 млн. рублей, дотаций 94,5 млн. рублей и 124,4 млн. рублей иных межбюджетных трансфертов.

Расходы городского бюджета за 2017 год исполнены в сумме 8170,1 млн. рублей или на 96,5  % к уточненным бюджетным ассигнованиям. По сравнению с 2016 годом объем расходов сократился на 66,4 млн. рублей.

Расходы на обеспечение отраслей социально-культурной сферы составили 71,1 % от общих расходов городского бюджета или 5 853,6 млн. рублей, расходование указанных средств осуществлялось по следующим направлениям:

  • образование – 4 485,8 млн. рублей;
  • культура – 292,9 млн. рублей;
  • социальная политика – 1 023,7 млн. рублей;
  • физическая культура и спорт – 51,2 млн. рублей.

Расходы на содержание отраслей городского хозяйства составили 19,3 % от общих расходов городского бюджета или 1 593,2 млн. рублей и осуществлялись по следующим направлениям:

  • национальная экономика– 961,6 млн. рублей;
  • жилищно-коммунальное хозяйство – 631,1 млн. рублей;
  • охрана окружающей среды – 0,5 млн. рублей.

Прочие расходы городского бюджета составили 9,6 % от общих расходов городского бюджета или 789,7 млн. рублей и направлялись на:

  • общемуниципальные расходы – 619,6млн. рублей;
  • защиту населения и территории муниципального образования «Город Архангельск» от чрезвычайных ситуаций – 32,1 млн. рублей;
  • средства массовой информации – 14,4 млн. рублей;
  • обслуживание муниципального долга – 123,6 млн. рублей.

В 2017 году исполнение городского бюджета по расходам осуществлялось на основе 5 муниципальных программ муниципального образования «Город Архангельск», расходы на исполнение которых составили 8 071,5 млн. рублей или 98,0 % от общих расходов городского бюджета.

Таблица 15 – Программные расходы бюджета

млн. рублей

Показатель

2017г.

Программные расходы, в том числе:

8 071,5

«Развитие социальной сферы муниципального образования

«Город Архангельск»

5 043,6

«Комплексное развитие территории муниципального образования «Город Архангельск»

2 013,0

«Совершенствование муниципального управления муниципального образования «Город Архангельск»

613,2

«Переселение граждан из непригодного для проживания (аварийного) жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Архангельск»

394,6

«Развитие города Архангельска как административного центра Архангельской области»

7,1

Непрограммныерасходы

165,0

Расходы, всего

8 236,5


Капитальные вложения в объекты муниципальной собственности муниципального образования «Город Архангельск» в 2017 году составили 98,2 млн. рублей и осуществлялись по следующим отраслям:

  • национальная экономика – 0,2 млн. рублей;
  • жилищно-коммунальное хозяйство – 52,3 млн. рублей;
  • образование – 5,4 млн. рублей;
  • социальная политика –40,3 млн. рублей.

Расходы муниципального дорожного фонда муниципального образования «Город Архангельск» исполнены в сумме 855,4 млн. рублей.

Сравнительный анализ проектов бюджетов муниципальных образований на 2019 год будет выполнена на примере г.Архангельска и г.Котласа (Табл.16).

Таблица 16 - Сравнительная характеристика проектов бюджета г.Архангельска и г.Котласа на 2019 год.

Статьи

Архангельск

Котлас

Млн.руб

%

Млн.руб

%

доходы

8975,5

100

1849,6

100

Налоговые доходы всего

4039,9

45,01

638,9

34,5

Налог на доходы физических лиц

3147,3

35,07

470,5

25,4

Акцизы

16

0,18

7,2

0,4

Налоги на совокупный доход

516,2

5,75

82,5

4,5

Налоги на имущество

269,9

3,01

77,2

4,2

Прочие налоговые доходы

90,5

1,01

1,5

0,1

Неналоговые доходы всего

648

7,22

91

4,9

Доходы от сдачи в аренду земельных участков

154

1,72

13,1

0,7

Доходы от сдачи в аренду имущества

212,2

2,36

25,2

1,4

Доходы от продажи имущества и земельных участков

108,3

1,21

30,6

1,7

Прочие неналоговые доходы

173,5

1,93

22,1

1,2

Межбюджетные трансферты

4287,6

47,77

1119,7

60,5

Субсидии

408,4

4,55

117,9

6,4

Субвенции

3467,5

38,63

844,4

45,7

Иные межбюджетные трансферты

411,7

4,59

141,9

7,7

Расходы

9113,2

100

1857,1

100,0

Социально-культурные

6559,7

72,0

1449,4

78,0

Образование

5781,7

63,4

1229,4

66,2

Культура

324,3

3,6

138,2

7,4

Социальная политика

388,5

4,3

75,2

4,0

Физическая культура и спорт

65,2

0,7

6,6

0,4

Городское хозяйство

1190,8

13,1

16,2

0,9

Национальная экономика

770,3

8,5

116,9

6,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

420,6

4,6

83,4

4,5

Охрана окружающей среды

0

0

0

0,0

Прочие расходы

14,1

0,2

0,8

0,0

Общемуниципальные и иные расходы

1023,8

11,2

152,2

8,2

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

27,8

0,3

7,4

0,4

Обслуживание муниципального долга

297

3,3

30,7

1,7

Дефицит

137,7

7,55

Профицит

-

-


Из приведенных показателей отметим, что бюджет Архангельска более самостоятельный, доля собственных доходов поморской столицы составляет 45%, в то время как бюджет Котласа пополняется собственными источниками доходов на 34,5%. По расходам, бюджет Котласа, более социально-ориентированный, доля социально-культурных расходов Котласа в 2019 году составляет 78%, у Архангельска 72%.

В целом, по сопоставлению показателей статей доходов и расходов, оба бюджета сбалансированы, вес долей по статьям не имеет существенной разницы и оба анализируемых проекта бюджета являются дефицитными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение подведем итоги курсовой работы, которые состоят в следующих выводах:

  1. Эффективное управление функционированием и развитием муниципального образования осуществляется в рамках определенной формы управления – местного самоуправления. Муниципальное образование – это территория, определенная границами и проживанием населения, на которой реализуются функции жизнеобеспечения самим населением с помощью избранных ими органов.
  2. Главной целью функционирования экономики и социальной сферы является комплексное развитие муниципального образования, путем изменения благосостояния, структуры потребностей и форм жизнедеятельности населения в меняющейся социальной и экономической среде.
  3. Основным субъектом управления выступает государство в лице региональных и местных органов власти.
  4. Оценка эффективности управления муниципальными образованиями постепенно становится одним из полноправных инструментов государственного управления.
  5. Под эффективностью государственного и муниципального управления понимают такую деятельность органов власти по реализации полномочий, которая реализуется на основе правового закрепления индикаторов эффективности управления, адекватно характеризующих процесс управления; на основе получения реалистичных результатов в рамках системы аудита эффективности управления; на основе информационной открытости, публичной интеграции для принятия решений в системе государственного управления местным самоуправлением.
  6. При определении эффективности управления муниципалитетом используются следующие критерии: соотношение между результатами, фактически полученными с помощью имеющихся ресурсов, и максимальными результатами, которые можно было бы получить с их помощью; отношение положительных результатов и допустимых затрат; оценка достигнутых результатов по отношению к поставленным целям.
  7. Анализ развития МО «Город Архангельск» позволил определить, что исторически г.Архангельск обладает большим социальным потенциалом, тем не менее, в настоящее время социальное положение МО «Город Архангельск» характеризуется многочисленными проблемами, отмечается высокая дотационность бюджета, низкое качество жилищных условий населения, неразвитость и недоступность социальных благ.
  8. На базе изученной информации можно сделать предложения и рекомендации касательно путей модернизации системы управления социальной сферой в муниципальном образовании «Город Архангельск» за счет повышения эффективности управления объектами социальной сферы в составе муниципального имущества и повышения доходов муниципального бюджета за счёт использования данных объектов.
  9. В основной части, эти рекомендации сводятся к организации более тщательного учёта социальных объектов муниципального имущества, их инвентаризации, выявления бесхозных объектов и принятия их в муниципальную имущественную казну, отслеживания договоров аренды и поступление платежей по ним, своевременного взыскания долгов, планирования приватизации, использования эффективных инструментов управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131 (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – N 40. – ст. 3822.
  2. О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области: закон Архангельской области от 23 сентября 2004 года N258 (ред. от 18.03.2013) // Волна. –2004.–N 38.
  3. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области: указ губернатора Архангельской области от 12 марта 2013годаN 22 (ред. от 19.08.2015) // Волна. –2013.–N11.
  4. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития МО «Город Архангельск» на период до 2020 года: постановление мэра г. Архангельска от 20 марта 2008 годаN120 // Новый Архангельск. – 2008. – N7.
  5. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В.Атаманчук. –М.:ВолтерсКлувер, 2016. – 504с.
  6. Генеральный план муниципального образования «Город Архангельск». – Архангельск, 2012. – 85с.
  7. Глигич-Золотарева, М.В. Аудит эффективности с позиций управления в федеративном государстве. Часть 1: Общие подходы / М.В. Глигич-Золотарева // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – N7. – С.37-42.
  8. Кирсанов, С.А. Муниципальное управление: эффективность муниципального менеджмента / С.А. Кирсанов, Л.В. Резанов. – СПб: Андреевский издательский дом, 2016. – 380 с.
  9. Мокрый, В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ / под ред. А.А. Сапожникова. – М.: КноРус, 2014. – 475 с.
  10. Мухачев, И.В. Местное самоуправление и муниципальное управление / под ред. А.С. Прудникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.– 248 c.
  11. Доклад Главы муниципального образования «Город Архангельск» о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности органов местного самоуправления за 2017 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Город Архангельск». – Режим доступа: http://arhcity.ru/?page=31/7 (дата обращения: 20.02.2019).
  12. Доклад Главы муниципального образования «Город Архангельск» о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности органов местного самоуправления за 2016 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Город Архангельск». – Режим доступа: http://arhcity.ru/?page=31/6 (дата обращения: 20.02.2019).
  13. Доклад Главы муниципального образования «Город Архангельск» о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности органов местного самоуправления за 2015 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Город Архангельск». – Режим доступа: http://arhcity.ru/?page=31/5 (дата обращения: 20.02.2019).
  14. Администрация муниципального образования «Город Архангельск» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Город Архангельск». – Режим доступа: http://www.arhcity.ru/?page=4/1 (дата обращения: 28.02.2019).
  15. Официальный сайт Правительства Архангельской области. – Режим доступа: http://www.dvinaland.ru/region/ (дата обращения: 23.02.2019).
  16. Муниципальная статистика. Город Архангельск [Электронный ресурс] // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. – Режим доступа: http://arhangelskstat.gks.ru/ (дата обращения: 27.02.2019).
  17. Паспорт города [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Город Архангельск». – Режим доступа: http://www.arhcity.ru/?page=1/1 (дата обращения: 25.02.2019).
  18. Устав МО «Город Архангельск» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Город Архангельск». – Режим доступа: http://www.arhcity.ru/?page=23/1 (дата обращения: 20.02.2019).