Файл: Особенности управления муниципальным образованием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Являясь первичным уровнем организации публичной власти, местное самоуправление призвано, с одной стороны, участвовать в осуществлении задач государства, с другой стороны - наиболее полно учитывать интересы населения, тем самым, обеспечивая устойчивость и демократический характер развития общества, поскольку сформированные органы местного самоуправления наиболее доступны для населения, имеют возможность максимального использования ресурсов территории для удовлетворения местных потребностей, обеспечивают укрепление государственности.

Муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должна одновременно обладать и нацеленностью на благоприятные изменения и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям. Управление состоянием муниципального образования заключаются в том, чтобы поддерживать системы жизнеобеспечения территории и качество муниципальных услуг на достигнутом уровне. Перспективное управление нацелено на обеспечение его устойчивого развития, повышения качества жизни населения.

Рассматривая муниципальное образование как социально-экономическую систему, отметим, что устойчивость системы является её внутренним свойством. При эффективных механизмах управления система автоматически может возвращаться к заданному устойчивому состоянию при действии на нее дестабилизирующих факторов. При неэффективном управлении система зачастую не может вернуться в заданные параметры развития даже при принудительной коррекции.

Основой для планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования служит анализ существующей внешней и внутренней социально-экономической ситуации. Анализ внешних условий развития, включая общую социально-экономическую ситуацию на территории, состояние нормативно-правовой базы, систему и подходы к управлению социально-экономическим развитием в государстве и конкретном регионе, позволяет выделит и учесть проблемы, которые могут возникнуть при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования. А вот анализ внутренней ситуации, т.е. текущего социально-экономического состояния муниципального образования, позволяет оценить имеющиеся ресурсы и перспективные возможности и направления развития.


Цель курсового проекта – раскрыть особенности управления муниципальным образованием «Город Архангельск». В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- дать краткую характеристику муниципального образования«Город Архангельск»;

- дать социально-экономическую характеристику муниципального образования «Город Архангельск»;

- выявить проблемы и перспективы социально-экономического развития муниципального образования «Город Архангельск».

Объектом курсового проекта является муниципальное образование «Город Архангельск».

Предмет – социально-экономические отношения, возникающие в муниципальном образовании «Город Архангельск».

Эмпирической и информационной базой курсового проекта явились данные Федеральной службы государственной статистики, отчеты деятельности администрации г. Архангельска. В работе использованы различные справочные данные, динамические ряды, относительные величины, системы показателей и коэффициентов, графики и схемы.

1 Краткая характеристика муниципального образования «Город Архангельск»

1.1 Общие сведения

Экономико-географическое положение. Территория муниципального образования «Город Архангельск» составляет 29442 га. Архангельск имеет развитую транспортную систему, он является крупным транспортным узлом Северо-запада России — здесь встречаются железнодорожные и автомобильные пути, есть два аэропорта, морской и речной порты.

Город Архангельск расположился в устье главной реки Европейского Севера — Северной Двины при впадении ее в Белое море. У Архангельска идеальное географическое положение – он занял то единственное место на реке, которое наиболее удобно для осуществления его обязанностей — центра обширной территории и узла связи водных (речных, морских) и сухопутных путей. С начала 17 века и до сегодняшнего дня город является одним из самых крупных морских портов на Северо-Западе России.

Со всех сторон Архангельск окружен территорией другой административно-территориальной единицы (района) и муниципального образования области — Приморского (муниципального) района.

Климат города морской субарктический с довольно продолжительной зимой и совсем коротким прохладным летом. Средняя температура июля + 17, января — 13. Для Архангельска характерны очень частые перемены погоды даже в течение одних суток.


Историческая справка. В 1584 году, который считается годом основания города, воеводы «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря» острог. Образовавшееся поселение получило название Новохолмогоры. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань. 26 марта (5 апреля) 1596 года новый город на Двине впервые был назван Архангельским городом по находившемуся в нём монастырю, а с 1 августа 1613 года это название было утверждено в связи с официальным решением об административной самостоятельности города Архангельска от Холмогор.

С конца 80-х гг. XVI века Архангельск стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов государственной казны. Рост торговли сопровождался развитием города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу Михайло-Архангельский монастырь.

Активная деятельность международного торгового порта способствовала во второй половине XVII века изменению традиционной структуры того средневекового русского города, каким он был в течение первого столетия своего существования. Его центром стал порт. Прежний центр — деревянный острог потерял часть своих административных функций, так как приказная изба была переведена из него в «каменный город». К концу XVII века и в последующем столетии Архангельск рос вдоль Двины.

С началом Северной войны Белое море стало для России единственным безопасным торговым путём в Западную Европу. В связи с этим выросла производственная активность Соломбальской верфи.

В 1708 году в числе 8 губерний Российской империи была образована Архангелогородская губерния, город стал губернским центром.

Административный центр муниципального образования. Административным  центром  МО «Архангельск», в соответствии с областным законом от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Архангельской области» [3], является г. Архангельск.

Вся территория города Архангельска делится на 9 округов: Октябрьский округ, Ломоносовский округ, Соломбальский округ, Северный округ, Маймаксанский округ, Округ Майская Горка, Округ Варавино-Фактория, Исакогорский округ, Цигломенский округ.

Наличие природных ресурсов. На территории города Архангельска имеются такие ресурсы, как леса, рыба, водные ресурсы и некоторые виды минеральных ископаемых.

Так, на территории города Архангельска находятся месторождения общераспространенных полезных ископаемых, имеющих важное хозяйственное значение: пески строительные, кирпичные глины, запасы торфа. Среди них выделяются: пески строительные месторождения Краснофлотский-Запад (10 тыс. м3); запасы торфа месторождения Задворки (2878 тыс. т).


Среди водных ресурсов необходимо назвать поверхностные воды бассейна и проток реки Северной Двины, а также озер Большое Коровье и Холмовское.

Согласно материалам инвентаризации земель и лесной растительности территории города Архангельска площадь лесных и сопутствующих нелесных земель, подвергнутых инвентаризации в 2007–2009 гг. в рамках мероприятий по инвентаризации лесов и древесно-кустарниковой растительности естественного происхождения МО «Город Архангельск», составила 16566 га, из них площадь лесных – 7201,1 га, в том числе покрытых лесом – 7177,4 га.

Транспортно-географическое положение. Архангельск — отправной и конечный пункт автострады М8 «Холмогоры». Это единственная дорога, по которой можно попасть автомобильным транспортом из города в столицу России. Именно по этой автодороге осуществляются важные перевозки леса, экспорта продукции деревообработки, импорта товаров потребления и пр. Дорога находится на постоянной реконструкции. Существует также автодорога на Санкт-Петербург, но она представляет из себя просто дорожные отрезки, а не целостное полотно.

Так же город обладает значительными рекреационными ресурсами. В перечень объектов, числящихся в реестре имущества, принадлежащего МО «Город Архангельск» по состоянию на 01.01.2016, входят парки, скверы, малые скверы, микроскверы, бульвары, аллеи, цветники.

Таким образом, подводя итог данного параграфа, необходимо отметить, что развитие МО «Город Архангельск» базируется в основном на выгодном экономико-географическом положении по отношению к другим районам Архангельской области. Выгодное экономико-географическое положение города обеспечивается сложившейся транспортной сетью. Это способствует формированию в районе морского хозяйства - судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленно-транспортных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей. Однако развитие сдерживается экстремальностью природно-климатических условий. Климат города весьма разнообразен. Для города характерна высокая влажность воздуха и слабая испаряемость влаги.

1.2 Структура органов местного самоуправления МО "Город Архангельск"

Структура органов местного самоуправления — это элемент их системы, которой охватываются не только набор органов местного самоуправления, взаимоотношения ме­жду ними, внутренняя структура отдельных органов местного самоуправления, но и компетенция органов, должностных лиц, нормативная основа их деятельности, матери­ально-финансовые ресурсы.


Структура органов местного самоуправления МО "Город Архангельск" определена в Уставе МО "Город Архангельск".

представительный орган - Архангельская городская Дума

глава муниципального образования «Город Архангельск»

Структура органов местного самоуправления МО «Город Архангельск»

контрольно-счетный орган - контрольно-счетная палата муниципального образования "Город Архангельск"

исполнительно-распорядительный орган - Администрация муниципального образования "Город Архангельск"

Рисунок - Структура органов местного самоуправления МО "Город Архангельск"

Городская Дума является выборным представительным органом МО "Город Архангельск", наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Городская Дума состоит из 30 депутатов, избираемых на основе смешанной избирательной системы: 15 депутатов городской Думы избираются на муниципальных выборах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории МО "Город Архангельск", 15 депутатов городской Думы избираются по единому избирательному округу, включающему в себя территорию МО "Город Архангельск" в целом, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями).

Порядок деятельности городской Думы, в том числе как муниципального казенного учреждения МО "Город Архангельск", устанавливается Положением о городской Думе, основные правила и процедуры ее работы как органа местного самоуправления устанавливаются Регламентом городской Думы, которые утверждаются простым большинством голосов от установленного числа депутатов городской Думы.

В исключительной компетенции городской Думы находятся:

1) принятие Устава МО "Город Архангельск" и внесение в него изменений и дополнений;

2) рассмотрение и утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития МО "Город Архангельск", утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО "Город Архангельск" и др.

Председатель городской Думы избирается депутатами городской Думы из их числа большинством голосов от установленного числа депутатов городской Думы. В настоящее время председателем является Сырова В.В.