Файл: теоретические основы и практические проблемы формирования экологически благоприятной среды обучения и воспитания в отечественных дошкольных учебных заведениях и школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Условия семейного воспитания в значительной степени определяются организацией домашнего быта, традициями семейной жизни: порядком в семейном хозяйстве, привлечением детей к распределению доходов бюджета семьи, соблюдением оптимального режима дня, определением для каждого рабочего места, в частности для выполнения домашних заданий, соблюдением определенных принятых в семье правил (каждая вещь имеет свое место, пришел с прогулки — вымой руки и др.). Домашний уют облагораживает детей.

Современные семьи недостаточно уделяют внимания физическому воспитанию детей, и порой сами ведут малоподвижный образ жизни. По данным самых оптимистичных научных исследований, сегодня физическим воспитанием детей интересуется не больше 20% родителей. Педагог должен стремиться сделать родителей каждого ученика приверженцами физической культуры, а, следовательно, своими сообщниками. Для того, чтобы привлечь всех учеников к занятиям физической культурой необходимо, прежде всего, повлиять на родителей и убедить их в оздоровительной роли физической культуры, показать им, что в круг задач физического воспитания входит и формирование привычки к труду, в частности учебному.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате анализа педагогической литературы было определено. Что экология детства и воспитания – это бережное отношение к внутреннему миру ребенка, формирование условий для его индивидуальности, самореализации и сохранения здоровья. При этом, экологию воспитания необходимо рассматривать как более узкое явление по сравнению с экологией детства, как один из элементов последней.

Федеральные стандарты дошкольного и школьного образования содержат все базовые требования формирования благоприятной среды развития детей, соответствующие основным положениям экологии воспитания и детства. Следовательно, обеспечение необходимых условий экологии детства является не только прогрессивным или желательным состоянием окружающей среды ребенка, но и обязательным, установленным государством базисом полноценного формирования личности ребенка.

Методами для анализа факторов экологии детства и воспитания являются: наблюдение, анкетирование, экспертный опрос, контент-анализ документов.

Определено, что в современном мире существует большое число проблем экологии детства и воспитания, источниками которых являются не только плохие компании, компьютерные игры, фильмы, но и как не печально, школа и семья.


Соблюдение принципов экологии детства и воспитания состоит в создании благоприятных условий для самореализации ребенка, духовного и интеллектуального развития, социализации, учете его возрастных и индивидуальных особенностей, сохранения здоровья.

Педагогика придает первостепенное значение воспитательному климату семьи как основному фактору формирования личности. В народе говорят: «Зачем клад, когда в семье лад», - это выражение несет в себе глубокий педагогический смысл. Часто можно слышать и такое: хорошая та семья, где вырастают хорошие дети. Этим подчеркивается та особая роль, которую играет в воспитании детей общий климат семьи, ее настроения, обычаи, направленность.

Лучшие результаты воспитания детей может дать сотрудничество семьи и школы. Это позволяет придерживаться единства в направлениях и методах воспитания. Такая связь должна существовать всегда между школой и семьями. Школа должна воспитывать в детях уважение к родителям, родители - создавать условия для выполнения школьных заданий и уважения к учителям.

Педагогу важно оценить условия экологии детства и воспитания в семье. Для этой цели была разработана специальная анкета, ответить на вопросы которой предлагается родителям.

Преимущество предложенной анкеты состоит в том, что педагог может получить необходимую информацию, не проводя индивидуальных бесед с каждым из родителей, что значительно экономит время. Кроме этого, такое анкетирование носит профилактический характер, так как педагог может своевременно выявить источники проблем в семье.

Условия семейного воспитания в значительной степени определяются организацией домашнего быта, традициями семейной жизни: порядком в семейном хозяйстве, привлечением детей к распределению доходов бюджета семьи, соблюдением оптимального режима дня, определением для каждого рабочего места, в частности для выполнения домашних заданий, соблюдением определенных принятых в семье правил.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155
  2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 N 373
  3. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015)
  4. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017)
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  6. Богуш А. Дети и социум. Особенности социализации дошкольного и младшего школьного возраста /А.Богуш, Л.Варяница, Н.Гавриш. – К., 2006.
  7. Мамычева Д.И. Детство – метаморфозы культурного взгляда. / Д.И. Мамычева– Таганрог, 2013. – 148 с.
  8. Детство под угрозой, вредные мультфильмы. Проект «Научи хорошему», 2015. — 80 с.
  9. Финькевич Л.В., Савченко Н.В. Социальная психология детства. Учебно-методическое пособие. — Минск: БГПУ, 2010. — 176 с.
  10. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования / М.Н. Гуслова. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 288 c.
  11. Ионова А.Н. Здоровьесбережение личности как психолого – педагогическая проблема // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта – Харьков: Харьковская государственная академия дизайна и искусств, 2009. - № 1. – С.69-72.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии, 2014. - № 4. – с. 87-97.
  13. Мамычева Д.И. Феномен детства в европейской культуре : от скрытого дискурса к научному знанию: автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Д. И. Мамычева ; С.-петерб. гос. ун-т. - СПб., 2014. - 29 с.
  14. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. – М.: Проспект, 2013. – 464 с.
  15. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 208 c.
  16. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147.
  17. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. – М.: Наука, 2014. – 326 с.
  18. Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 150с.
  19. Смольникова Г. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Методические рекомендации. // Дошкольное воспитание. – 2013- № 7. – С. 23-26.
  20. Современные технологии сохранения и укрепления детей: Учебное пособие / Под общ. Ред. Н.В.Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с
  21. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика /В.А. Сухомлинский.- СПб.: Питер, 2017. - 208 с.
  22. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. Том 5. Педагогические статьи. /В.А. Сухомлинский. -Киев: Советская школа, 1980. — 683 с.
  23. Здоровый школьник: социально-оздоровительная технология XXI века /сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. :Гардарики, 2012.
  24. Финькевич Л.В. Социальная психология детства. Учебно-методическое пособие. /Л.В. Финькевич, Н.В. Савченко - Минск: БГПУ, 2010. - 176 с.
  25. Шерстенников Н. Дом нашего детства. Детские корни взрослых проблем. /Н. Шерстенников – СПб.: Вектор, 2015.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета оценки условий экологии детства и воспитания в семье

Уважаемые родители, просим принять участие в следующем небольшом анкетировании для оценки условий развития и воспитания в семье. Результаты анкетирования имеют большое значение для дальнейшей педагогической работы.

1. Сколько в среднем времени Вы уделяете общению с ребенком?

а) менее 1 часа,

б) от 1 часа до 2 часов,

в) более 2 часов.

2. Сколько раз в месяц Вы посещаете кино, цирк, музеи вместе с ребенком?

а) не более 1 раза,

б) от 1 до 3 раз,

в) более 3 раз.

3. Кто-либо из взрослых принимает алкогольные напитки?

а) не употребляет,

б) только по праздникам,

в) 1-2 раза в неделю или более.

4. В семье кто-либо из взрослых курит?

а) нет,

б) да.

5. В семье кто-либо ругается матом?

а) ругается,

б) изредка, в особых случаях,

в) не ругается.

6. В какое время ребенок обычно ложится спать? Напишите _____

7. У вас есть домашний питомец?

а) да,

б) нет.

8. Ребенок ухаживает за домашним питомцем (если он есть)?

а) да,

б) изредка,

в) ухаживает.

9. В семье принято делать утреннюю гимнастику, заниматься спортом, закаляться?

а) нет;

б) изредка, нет системы;

в) да

10. Как часто Вы прогуливаетесь всей семьей?

а) очень редко.

б) не более одного раза в неделю.

в) более одного раза в неделю.

11. Сколько времени ребенок проводит за просмотром телевизора?

а) не более часа в день;

б) от 1 до 2 часов в день;

в) более двух часов в день.

12) Сколько ребенок времени проводит за компьютерными играми?

а) не более часа в день;

б) от 1 до 2 часов в день;

в) более двух часов в день.

13. Возникают ли у вас в семье конфликты между взрослыми?

а) не возникают (или почти никогда);

б) возникают, но не часто;

в) конфликты возникают часто.

14. Какое отношение имеет ребенок к конфликтам взрослых в вашей семье?

а) не знает о конфликтах;

б) знает о конфликтах, но не принимает участие;

в) знает о конфликтах, и стремится участвовать в них.

15. Ребенок посещает какие-либо кружки, секции?

а) да;

б) нет.

16. У ребенка есть какие-либо увлечения?

а) нет.

в) увлекается чем-либо кратковременно, нет постоянных увлечений.

б) есть.

17. Сколько у ребенка друзей?

а) друзей нет.

б) 1- 2 друга.

в) более 2 друзей.

18. Сколько времени в неделю ребенок проводит со своими друзьями?

а) менее 2 часов в неделю.


б) от 2 до 6 часов в неделю;

в) более 6 часов в неделю.