Файл: теоретические основы и практические проблемы формирования экологически благоприятной среды обучения и воспитания в отечественных дошкольных учебных заведениях и школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные требования направлены на создание необходимой социальной ситуации развития для детей, включая создание образовательной среды, которая:

- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья школьников;

- обеспечивает эмоциональное благополучие школьников;

- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- создает необходимые условия для участия родителей (законных представителей) в процессе воспитания и обучения детей.

В Федеральных стандартах отдельно предъявляются требования к психолого-педагогическим условиям в школе:

1) уважение взрослых (не только педагогов, но и других окружающих ребенка лиц) к человеческому достоинству детей, поддержка и формирование их положительной самооценки, способствование повышению их уверенности в собственных способностях и возможностях;

2) использование в образовательном процессе методов и форм работы с учащимися, соответствующих их индивидуальным и возрастным особенностям (соблюдение принципа природосообразности). При этом недопустимым является как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развития детей;

3) построение процесса обучения и воспитания на основе такого взаимодействия взрослых с детьми, которое бы было ориентировано на учет интересов и возможностей каждого ребенка с учетом особенностей социальной ситуации его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и организация совместной коллективной деятельности детей в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) обеспечение возможности выбора детьми различных видов активности, материалов, участников совместной деятельности и общения;

7) обеспечение защиты детей от любых форм физического и психического насилия [23, с. 72].

Таким образом, федеральные стандарты дошкольного и школьного образования содержат все базовые требования формирования благоприятной среды развития детей, соответствующие основным положениям экологии воспитания и детства. Следовательно, обеспечение необходимых условий экологии детства является не только прогрессивным или желательным состоянием окружающей среды ребенка, но и обязательным, установленным государством базисом полноценного формирования личности ребенка.


2. Анализ основы факторов экологии воспитания и детства

2.1 Основные элементы экологически благоприятной среды обучения и воспитания

Рассмотрим важнейшие, на наш взгляд, положения, которые определяют экологически благоприятную среду для обучения, воспитания и развития личности ребенка.

1. Сохранение самоценности детства является важнейшей задачей школы, семьи, общества, государства. С помощью различных средств надо утверждать самоценность каждого возрастного периода, право ребенка достойные условия жизни. Каждый возрастной этап имеет свое незаменимое значение в сохранении плавного перехода на следующий для раскрытия тех возможностей, которые сензитивны именно для этого возраста. Именно полнота проживания каждого года жизни является условием гармоничного и своевременного раскрытия природных задатков ребенка.

2. Общеизвестным и часто употребляемым среди педагогов является высказывание о неповторимой индивидуальности детской личности. Насколько же трудно воплотить эту педагогическую аксиому в реальную школьную жизнь, знает каждый, кто работает с детьми. Что является самым важным в этом деле? Не ломать детскую природу, а учитывать ее особенность в каждом своем слове, действии, видеть в ученике человека.

Педагогическое кредо Сухомлинского - постоянно изучать, наблюдать жизнь детей, чтобы воспитывать их на сильных, лучших качествах и проявлениях характера, мышления, а не искоренять их ошибки и слабости.

В.А. Сухомлинский писал: «Помните, что нет и не может быть абстрактного ученика» — именно этот призыв пронизывает его знаменитые «Сто советов учителю» [22, с. 188].

Развивать лучшее, чтобы вытеснить плохое, некрасивое, неразвитое, верить в одаренность каждого ребенка — в этом нас убеждает В. А. Сухомлинский.

Особая роль должна быть отведена воспитанию школьника как свободной, демократической, национально сознательной, жизненно и социально компетентной личности, способной самостоятельно выбирать и принимать ответственные решения в разнообразных жизненных ситуациях.

Реализация этих задач предполагает методологическое обновление педагогической теории и практики. Экологизация условий обучения и развития детской личности предстает ныне как интегрируемое методологическое положение в поисках новых путей и средств реализации этих задач.


3. Эмоциональное благополучие детей в школе — это основа основ их психического, интеллектуального, физического здоровья. В течение дня наши маленькие ученики рискуют меньшей мере с десяток раз попасть в министрессовую ситуацию. Колотится сердечко, когда ребенку страшно, что вызовет учитель, а он не знает стихотворения; болит плечо, потому что на перерыве получил подзатыльник от старшеклассника; не успел в туалет и все мысли о перерыве; забыл принести альбом — учитель накричал... И все это в суматохе школьного дня, на фоне чрезмерного шума перерывов и недостатка в классе чистого воздуха, нестабильности жизни в целом.

Криком, дракой, подавлением активности детей, унижением их достоинства никогда не воспитать психически и физически здорового человека, который ценит настоящую свободу, по-настоящему уважает себя и других людей.

4. Эмоциональному благополучию детей угрожает манипулирование учителями своей властью во время контроля и оценивания. „Разве можно быть спокойным, когда в обучении, которое должно давать радость бытия и радость познания, ребенку становится неуютно и страшно? Страшно и неуютно потому, что и сегодня, и завтра, каждый день она чувствует: я плохой [22, с. 425].

Необходимо ответить на следующие вопросы: Что и как контролировать? Когда начинать оценивать? Как развить мотивацию обучения для сильных и слабых детей? Как избегать унижения детей в процессе оценки? Все эти вопросы являются для нас сейчас остро актуальными.

«Нужно очень осторожно пользоваться оценкой,» — предостерегал В. А. Сухомлинский. «Это значит никогда не забывать, что мы имеем дело с детской, неокрепшей мыслью. С одной стороны она как стремительная река, а с другой - тугодум. Не спешите ставить оценку, не превращайте ее в идола. Не ставьте вообще в начальных классах «двоек» — это кнут и палка. Не подрубите корень желания быть хорошим [22, с. 428].

Сухомлинский пишет: «У меня в школе в начальных классах существует правило: до того времени, пока ребенок не научился удовлетворительно выполнять ту или иную работу, ему не ставят никакой оценки. Ты еще поработай, говорят ему, ты ведь можешь... И ребенок, которого подгоняет желание быть хорошим, напрягает все свои силы, чтобы выполнить задачу... Он, маленький человек, собираясь с силами, а силы эти в детской душе неисчерпаемые — поднимается на одну ступеньку выше...

Все это не означает, что из класса в класс можно переводить с «двойками». Это была бы жесточайшая равнодушие. Я за то, чтобы пробудить в человеке уважение к самой себе. А когда ребенок уважает саму себя, она сама будет ставить к себе требования, которые выдвигает учитель” [21, с. 125 -126].


Источником эмоционального благополучия ребенка являются успехи в обучении, именно они формируют внутреннюю мотивацию учения. Сухомлинский призывал учителей помнить, что нет абстрактного ученика. Поэтому «нет каких-то единых для всех школьников предпосылок успехов в учебе. И само понятие успехи в учебе — вещь относительная: у одного показателем успехов являются «пятерки», для другого и «тройка» - большое достижение. Умение правильно определить, на что способен каждый ученик в данный момент, как развивать его умственные способности в дальнейшем, - это чрезвычайно важная составная часть педагогической мудрости» [22, с. 437].

В. А. Сухомлинский выделяет 5 групп детей, для которых учитель должен найти соответствующую нагрузку, чтобы умственная работа была им посильной и приносила удовольствие.

В этом сложном деле Сухомлинский решительно отрицал методы авторитарной педагогики: «Не хочет учиться — заставим». Он сосредотачивает внимание на основном: «Для того, чтобы ученик захотел учиться, он должен уметь учиться». Это исходная, основополагающая тезис стимулирующей деятельности и современного учителя.

Мотивация обучения является сложной индивидуальной сферой, зависящей от ряда взаимосвязанных факторов. Поэтому становление мотивации — это не простое укрепление позитивного отношения к обучению, а изменения в структуре учебной деятельности, которая становится более совершенной и развернутой. В то же время сформированность учебной деятельности автоматически не обеспечивает совершенствование мотивационной сферы (Возьмем для примера тех учеников, о которых говорим: „Он может учиться, но не хочет”).

5. Новая методология образования утверждает приоритетность оздоровительных функций школы: „Здоровье — через образование”. По своей сути деятельность Сухомлинского — ученого, учителя — это своеобразная „лечебная педагогика”.

На много лет он опередил современное стремление выделить заботу о физическом и психическом здоровье детей как специальное задание школы. И немало педагогов и сейчас считаться с самочувствием, эмоциональным состоянием ребенка считают роскошью. Будто это привилегия взрослого мира — ссылаться на свое настроение, отношение к чему-то или кого-то, а школьник должен быть готовым всегда исполнять любое требование учителя.

Не стоит забывать, что чувства являются проводниками знаний, именно опора на положительные чувства ребенка (удивление, восхищение, радость успеха) делает крепче ее ум, волю, желание достичь цели.


С полным правом можем сказать о том, что в XXI веке есть позитивные сдвиги в реализации оздоровительных функций школьного образования. Так, документом, в котором регламентируется максимальное количество уроков в день и в неделю, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН). Стандарт распределяет объем образовательной нагрузки на аудиторную и общую, в частности, определено максимальное количество уроков в день, количество часов внеурочной деятельности. В стандарте также определены особенности организации учебного процесса, которые обеспечивают снижение нагрузки на детей во время учебного процесса:

- для учеников 1-х классов наиболее трудные предметы необходимо проводить на 2-м уроке; для учеников 2-4-х классов — 2-3-м уроках; для учеников 5-11-х классов на 2-4-м уроках.

- нельзя проводить сдвоенные уроки в начальных классах. Исключением является проведение сдвоенных уроков физической культуры (например, занятия в бассейне, занятия на лыжах).

- в течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Рекомендуется проводить контрольные работы на 2-4 уроках.

Намечены подходы к реализации оздоровительной функции школы. В частности, предусмотрено снятие перегрузки на детскую память и статическая нагрузка на мышцы, разгрузить содержание на всех ступенях школы от несущественной информации, перенасыщение многочисленными фактами, терминами, датами и тому подобное.

Повышение оздоровительной функции физического воспитания должно предусматривать нормативную отработку активного двигательного режима учащихся начальной школы, введение во всех классах трех уроков физической культуры с обеспечением дифференцированного подхода к различным группам детей. Идеи культуры физического и психического здоровья должны найти отражение в содержании разных предметов, чтобы с детства у учеников формировалось бережное отношение к своему здоровью и здоровью других как высшей ценности.

Во всех классах целесообразным является интегрированный курс „Основы здоровья”, который будет содержать валеологические знания и основы безопасности жизнедеятельности. Бережливость педагогических средств достижения учебного результата еще не стала ценностью школьного образования. Надо учесть то, что чем интенсивнее учебная работа, тем меньше должна быть ее продолжительность.