Файл: теоретические основы и практические проблемы формирования экологически благоприятной среды обучения и воспитания в отечественных дошкольных учебных заведениях и школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономия человеческих ресурсов обусловливает необходимость равномерного чередования различных видов деятельности и нагрузки на различные системы организма, учет биоритмов, продумывание способов использования подсознания, чувственной сферы, а не только ориентация на мышление и волю детей 6 — 10-летнего возраста.

6. Гуманистические ценности современной педагогической системы должны предусматривать и наиболее полно учитывать особенности природы человека. Авторитарно-дисциплинарные системы воспитания рассматривали её не как союзника, а как материал, который сопротивляется и его надо победить. В качестве косвенного свидетельства«всепобеждающей» педагогики выступает насыщенность учительской речи милитаристской и императивной лексикой: бороться за качество, вооружать знаниями, побеждать неуспеваемость... Ученик в большинстве случаев слышал слова «ты должен», «ты обязан».

Можно сделать вывод, что в результате недооценки природных основ развития детской личности наряду с другими факторами произошло отчуждение от органической связи с природной средой, ослабилась связь поколений, влияние народной педагогики.

2.2 Методы диагностики основных факторов экологии воспитания и детства

Широкое применение социологические исследования получили в сфере образования, в том числе и в диагностики различных факторов среды развития и воспитания детей. Здесь предметом исследования может выступать связь системы образования с различными элементами общества, и практические проблемы учебных заведений. Социологические исследования помогают выявить действенность образования с позиций создания необходимых условий экологии детства, и для этого нужна разносторонняя оценка системы образования как социального института.

Социологические исследования в образовательных учреждениях наряду с другими задачами могут выявить следующие противоречия в окружающей среде ребенка: между постановкой новых целей воспитания и отсутствием данных о целевых ориентирах учащихся и родителей; между установленными законодательством требованиями по формированию условий окружающей среды ребенка и условиями, которые существуют в реальности [6, с. 25].

За последние годы возросла роль социальной работы в школе. Существует необходимость изучения личности школьника в контексте с внешними условиями его жизни и внутренним морально-психологическим состоянием, уровнем способностей, чертами характера. Чтобы изучить эти особенности, нужно знать все методы, их преимущества и недостатки и обязательно владеть методикой проведение социальных исследований. И чтобы удачно провести социологически-педагогическое исследование, нужно знать разработанные социологической наукой основные требования и правила, которые позволяют учитывать возможные ошибки исследования.


Рассмотрим основные методы, которые целесообразно использовать в оценке условий экологии детства и воспитания, созданных в учебном заведении и семье. Основные методы представлены на рисунке 2.

Методы анализа условий экологии воспитания и детства

Наблюдение

Анкетирование

Экспертный опрос

Контент-анализ

Рисунок 2. - Набор методов анализа условий экологии воспитания и детства

Объектами контент-анализа являются учебный план учебного заведения, планы-конспекты уроков.

Сущность метода наблюдения состоит в целенаправленном систематическом фиксировании исследователем свойств и специфики какого-либо явления. В процессе наблюдения изучается характерные особенности поведения людей, при этом результаты наблюдения фиксируются на каком-либо носителе: в бланке или дневнике наблюдения, в видео – или фотосъемке. Во время наблюдения собирается первичная информация во всех значимых для исследования аспектах (например, поступки людей, эмоции, поведение, мимика и пр.). Наблюдение как научный метод нашел широкое применение в психологии, социальной психологии, педагогике.

Информативным и удобным является такой метод исследования как анкетирование и детей, родителей, педагогов. Эффективность метода во многом зависит от продуманного подбора вопросов, входящих в анкету.

Экспертный опрос может быть использован для получения информации о мнениях педагогов о фактически создавшихся условиях обучения и воспитания детей, и о текущих проблемах при создания таких условий. При этом в значительной степени можно положиться на их профессиональное видение сложившейся в учебном заведении или семье ситуации.

Контент-анализ может быть использован для анализа текста программ преподаваемых предметов, программ и курсов внеурочной деятельности в школе. Используя контент-анализ программ учебных предметов, важно уделить особое внимание на наличие в учебной программе не только тематического планирования, но и разнообразие различных видов учебной деятельности. С помощью метода наблюдения, на открытом уроке можно сопоставить содержание составленной учителем программы с содержанием проводимого урока.

3 Формирование экологически благоприятной среды обучения и воспитания


3.1 Основные проблемы экологии детства и воспитания в отечественных учебных заведениях

В последнее время отмечаются следующие проблемы, связанные с ухудшением условий экология детства:

- в школах вводятся инновации, не всегда отвечающее психологическим и физиологическим, возрастным особенностям детей;

- в результате необоснованных, необдуманных решений по увеличению количество учебных часов, расстановке приоритетов и акцентов, например компьютеризация, интеллектуализация, упор на изучение иностранных языков, со временем обнаруживается, что здоровье детей существенно ухудшается;

- проявляется недостаток методической информации о формирования необходимых условий воспитания и развития детей с учётом их индивидуальных особенностей, возраста;

- зачастую недостаточен объем знаний педагогов об экологии детства и воспитания;

- низкий уровень знаний родителей об основах воспитания, здоровом образе жизни и других необходимых условий развития детей.

Во многих школах проблема оздоровления детей решается за счёт создания специальных служб и лабораторий, привлечения психологов, врачей, логопедов, введение курсов валеологии, проведения различных оздоровительных мероприятий и т.д. [19, с. 28].

Таким образом, в таких школах проблемы созданные педагогами, начинают решать врачи, что свидетельствует о запущенности проблем, связанных с экологией детства и воспитания.

Однако должны устраняться не последствия нарушения природы развития детей, а причины возникновения проблем, необходимо саму педагогику привести в соответствие принципам экологии детства и воспитания.

В современном образовании нередко проблема экологии детства возникают в результате глобальной «психологизации», при которой основные усилия сосредотачиваются на интеллектуальных процессах, такие как память, внимание и прочее, однако при этом совершенно игнорируются особенности физиологического развития ребенка. Такое невнимание к развитию тела ребенка особенно пагубно первое и второе семилетие жизни ребёнка, когда происходит качественное созревание в телесной организации детей. Нередко врачи, при выявлении тех или иных заболеваний уже взрослых людей, находят их корни во вредных привычках, нарушении рационального режима дня, питания, не рациональной физической нагрузке период детства.


Существенной проблемой экологии детства является распространение компьютерных игр. Если раньше дети получали доступ к компьютерным играм только садясь за стационарный компьютер, то сейчас самые разнообразные и захватывающие воображение ребенка игры доступны практически на любом мобильном телефоне, смартфоне, планшете. Это приводит к тому, что увлечение детей компьютерными играми становится практически неконтролируемым, а сами дети ввиду несформировавшейся у них психики становятся заложниками виртуального игрового мира.

Если анализировать положительные и отрицательные влияния компьютерных игр на развитие личности ребенка, то можно сделать вывод о явно негативном их воздействии:

- играя в компьютерные игры, дети долгое время находятся без движения, что тормозит их физическое развитие;

- во многих случаях увлечение виртуальными играми приводит к нарушениям осанки, что усиливается по причине неокрепших мышц спины;

- нарушается зрение, что является последствием нарушения естественных процессов аккомодации глаз;

- многие компьютерные игры приучают детей к жестокости, эгоизму, корыстолюбию, так как наиболее популярные среди детей игры потому и популярны, что задействуют самые низменные человеческие чувства и мотивы. Кроме этого, распространенные компьютерные игры не проходят какой-либо педагогической или психологической экспертизы, поэтому их негативное влияние на психику ребенка и формирование его личности практически не предсказуемо и ничем не ограничено.

Таким образом, в современном мире существует большое число проблем экологии детства и воспитания, источниками которых являются не только плохие компании, компьютерные игры, фильмы, но и как не печально, школа и семья.

3.2 Формирование благоприятных факторов экологии детства в школе

Как было определено в первой части работы, соблюдение принципов экологии детства и воспитания состоит в создании благоприятных условий для самореализации ребенка, духовного и интеллектуального развития, социализации, учете его возрастных и индивидуальных особенностей, сохранения здоровья.

Средства создания благоприятных факторов экологии детства и воспитания в школе представлены в таблице 1.

Таблица 1


Средства создания благоприятных факторов развития ребенка в школе

Условия экологии детства и воспитания

Рекомендуемые средства

Формирование мотивации самореализации

Решение задач и проблемных ситуаций, требующих активной поисковой деятельности.

Продолжение Таблицы 1

Условия для развития духовности ребенка

Собственный пример учителя. Беседы о сострадании, о необходимости оказания помощи нуждающимся в ней. Партнерские отношения с семьей.

Условия для интеллектуального развития

Обоснованное нормирование учебной нагрузки. Применение индивидуального подхода. Выявление и своевременное устранение пробелов в знаниях.

Условия для социализации детей

Применение коллективных видов деятельности. Проведение групповых внеклассных мероприятий.

Учет возрастных особенностей, индивидуальных особенностей

Условия для сохранения и укрепления здоровья

Применение здоровье сберегающих учебных технологий.

Основным средством формирования мотивации самореализации является использование таких заданий и вопросов, при решении которых учащийся осуществляет активную поисковую деятельность. Это условие обеспечивается при решении таких задач и проблемных ситуаций, в которых ученик сталкивается с трудностью, которую он не может решить используя только имеющиеся у него запасов знаний. Сталкиваясь с трудностью, учащийся осознает необходимость получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Вместе с тем важно, чтобы для ребенка сложность таких заданий была посильной, и частично при решении задачи были задействованы знания и опыт, которые уже есть у ребенка. Если сложность задания будет слишком высокой для ученика, это приведет к обратной реакции – к снижению мотивации обучения.

На развитие мотивации самореализации благоприятно влияет создание имитационно-игровых ситуаций, в контекст которых включены социально и личностно значимые смыслы. При этом традиционная цель обучения «запомнить и ответить» заменяется целью реального достижения, а процесс учения приобретает черты непроизвольности, состязательности, сотрудничества. Такие игровые ситуации непременно должны содержать в себе соревнование и конфликт, принятие роли и анализ полученных результатов.