Файл: теоретические основы и практические проблемы формирования экологически благоприятной среды обучения и воспитания в отечественных дошкольных учебных заведениях и школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Процессы гуманизации отечественного образования, направленность на формирование целостной, свободной, творческой, интеллектуально и культурно развитой личности подразумевают создание благоприятных условий для такого развития в дошкольных и школьных учебных заведениях. Обеспечение таких условий является предметом относительно нового педагогического учения – экологии детства и воспитания.

Актуальность выбранной темы курсовой работы связана с наличием множества проблем в отечественном образовании, связанных с ошибками в формировании соответствующей социальной, психологической, здоровьесберегающей среды, что приводит не только к низкой успеваемости в обучении, проблемам в поведении учащихся, но и к дальнейшим трудностям социализации и личностного развития подрастающего поколения. Поэтому исследование основ экологии детства и воспитания сегодня является актуальным и практически значимым.

Цель курсовой работы: исследовать теоретические основы и практические проблемы формирования экологически благоприятной среды обучения и воспитания в отечественных дошкольных учебных заведениях и школе.

Задачи курсовой работы:

- раскрыть сущность понятий «экология воспитания» и «экология детства»;

- отразить основные подходы, применяемые в экологии детства и воспитания;

- проанализировать нормативно-правовые основы экологии детства и воспитания в России;

- рассмотреть основные элементы экологически благоприятной среды обучения и воспитания;

- определить методы диагностики основных факторов экологии воспитания и детства;

- выявить актуальные проблемы экологии детства и воспитания в отечественных учебных заведениях;

- предложить пути формирования благоприятных факторов экологии детства в школе и в семье.

Предмет исследования: формирование условия экологии воспитания и детства.

Объект исследования: условия воспитания и развития школьников.

Методы исследования: общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный подходы, системный анализ. Применялись также психолого-педагогические методы, такие как наблюдение, контент-анализ, анкетирование.


1. Теоретические аспекты экологии воспитания и детства

1.1 Сущность понятий «экология воспитания» и «экология детства»

Рассматриваемые понятия являются довольно новыми, а поэтому их значение требует уточнения.

«Экология детства» (эко – дом, логос – наука) является наукой, изучающей социоприродную среду, в которой развивается подрастающее поколение.

Экологию детства часто разделяют на благоприятную и неблагоприятную.

Гуслова М.Н. считает, что благоприятная экология предполагает гармонию внутреннего и внешнего миров ребенка, здоровье – физическое, психическое, духовно-нравственное, защита от разрушительных факторов, а впоследствии и сформирован иммунитет к ним»[10, с. 58].

Многие научные работы по экологии детства посвящены изучению образа жизни ребенка, культуры питания и травмирующего влияния окружающей среды. Ученые уже некоторое время отмечают опасности экологической ситуации, которая сложилась в России и, безусловно, негативно влияет на физиологическое и психическое состояние ребенка, что проявляется в повышенном утомлении, эмоциональном напряжении и тревоге, угнетении внутренних познавательных мотивов [6, с. 10].

В работе Мамычевой Д.И.содержится обзор исследований, посвященных осмыслению детства с позиций современной гуманитарной традиции. Автор пришел к выводу, что в силу разнообразия подходов и аналитических процедур к изучению такого явления как детство можно говорить о сложности, объемности и глубины данного феномена. По мнению автора детство можно рассматривать в различных аспектах: академическом, массмедийном, повседневном, институциональном, личностном. Мамычева Д.И. не ставила перед собой задачу исчерпывающего описания природы детства, скорее попыталась ответить на важнейшие с практической точки зрения вопросы о детстве и условиях формирования среды воспитания гармоничной личности [13, с. 12].

Финькевич Л.В. и Савченко Н.В. рассмотрели современное состояние феноменологии детства в социально-психологической теории и практике, а также выявили тенденции становления и развития социальной психологии детства как отрасли научного знания в культурно-историческом контексте. Авторы систематизировали и представили накопленный в отечественной и зарубежной научной литературе опыт изучения социально-психологических закономерностей социализации, социальной адаптации и социального развития детской личности в онто- и социогенезе [24, с. 36].


Итак, с биологической точки зрения, детство – это не только возрастной период от рождения до 12 лет, который характеризуется определенными физиологическими особенностями протекания болезней, но и результат воздействия окружающего среды на ребенка.

Во многих литературных источниках можно найти последовательные доказательства того, что изучение различных факторов среды развития и воспитания ребенка, то есть экологии детства, имеют большое социальное значение. Например, Шерстенников Н. в своей книге «Дом нашего детства. Детские корни взрослых проблем» показал, что множество детских проблем и комплексов, формируемых в экологически неблагоприятной среде детства и воспитания переходят во взрослую жизнь, и преодолевать их еще становится сложнее [25, с. 12].

Существует множество современных работ, посвященных анализу отдельных условий среды, в которой развивается и воспитывается ребенок.

Так, например, в проекте «Детство под угрозой, вредные мультфильмы» представлена психолого-педагогическая экспертиза наиболее популярных детских мультфильмов, таких как «Гриффины», «Клуб Винкс», «Маша и медведь», «Симпсоны», «Три богатыря», «Шрек», «Южный парк», и другие. На основании результатов экспертизы сделаны выводы о том, что подавляющее большинство современной кинопродукции для детей не только не соответствует основным требованиям морали и нравственности, но и прямо нацелены на воспитание в детях самых низменных качеств, таких как эгоизм, жестокость, агрессивность и глупость [25, с. 44].

Брошюра написана не для того, чтобы сказать: «эти мультфильмы плохие – не смотрите их». А для того, чтобы научить родителей самостоятельно выявлять воспитательный потенциал мультфильма.

В большинстве развитых стран эффективность деятельности учебного заведения оценивается прежде всего по показателям здоровья воспитанников, комфортности проживания ими дошкольного детства и моральными достижениями, а уже потом – по уровню знаний и умений.

Система отечественного образования выбрала путь гуманизации, поэтому главным приоритетом каждого учебного учреждения должно быть обеспечение надлежащей экологии детства.

Анализ литературных источников дает различные определения понятия «экологии детства», это:

- активная защита ребенка в самый уязвимый период ее развития;

- бережное и уважительное отношение к уникальности детства;

-духовно-культурное наполнение адекватным ценностным детству содержанием жизнедеятельности: ценностями познания окружающего мира, любви к семье и ближайшему социальному окружению, общению, творчеству;


- создание особой образовательной среды. Прежде всего – здоровье сберегающей, включающей: благополучную социальную среду, разнообразную и богатую природную среду, безопасное игровое пространство, оздоровительная музыка, лучшие произведения искусства, физиологически целесообразный режим жизнедеятельности, оптимальные условия для двигательной активности, здоровое питание с преобладанием свежей растительной составляющей.

Организовывать любую деятельность детей следует так, чтобы она дарила им радость и удовольствие и ни в коем случае не вредила, не вызвала физического или психоэмоционального дискомфорта.

Таким образом, экология детства и воспитания – это бережное отношение к внутреннему миру ребенка, формирование условий для его индивидуальности, самореализации и сохранения здоровья.

1.2 Основные подходы, применяемые в экологии детства и воспитания

К изучению и формированию экологии детства применяются соответствующие подходы, выработанные теорией и практикой многих наук, таких как психология, педагогика, медицина, валеология и другие.

Опишем подходы к рассмотрению экологии детства.

1. Природосообразный – требует неукоснительно прислушаться к «часам природы» в психофизиологическом и интеллектуальном развитии ребенка, выдвигая на передний план требование сохранения его здоровья.

2. Личностно ориентированный подход призывает не сломать в ребенке Человека.

3. Аксиологический подход декларирует приоритет гуманистических ценностей ввоспитательном взаимодействии с ребенком, а именно: уважение и безусловную любовь к каждому воспитаннику.

4. Коммуникативный подход подчеркивает необходимость обеспечения для детей радости общения.

5. Инвайроментальный подход имеет цель гармонизацию отношений ребенка с окружающей средой, безболезненного и ненавязчивого усвоения основ поведения в окружающей среде.

6. Креативно-деятельностный подход предусматривает направление ребенка на самостоятельное решение интеллектуальных и жизненных проблем, отказ от силового навязывания ребенку взрослых решений [20, с. 114].

Перечисленные подходы к экологии детства можно представить на рисунке 1.

Подходы к изучению экологии детства

Природосообразный


Личностно-ориентированный

Аксиологический подход

Коммуникативный подход

Инвайроментальный подход

Креативно-деятельностный подход

Учет психофизиологических и интеллектуальных особенностей развития ребенка

Учет индивидуальных особенностей развития личности

Проявление уважения и любви к каждому воспитаннику

Формирование условий, способствующих радости общения

Воспитание благожелательного отношения к социальной и природной среде

Формирование условий для повышения инициативности и самостоятельного решения проблем

Рисунок 1. - Основные подходы к экологии детства и их краткая характеристика

Все названные подходы сосуществуют и взаимодействуют для реализации основной задачи– защитить детство от насилия над его природой, создать благоприятные условия для его развития.

Таким образом, экологию детства необходимо рассматривать как широкое и интегрированное понятие. В прямом смысле — это создание благоприятных условий для полноценной жизни ребенка в определенном социуме, регионе, стране. Поэтому эту проблему можно обсуждать в социально-экономическом, медицинском, правовом, экологическом, психолого-педагогическом аспектах.

Педагогический аспект предполагает целенаправленное создание необходимых условий для полноценного физического, духовного, интеллектуального развития и саморазвития ребенка в условиях школьного, внешкольного образования и семейного воспитания.

В свою очередь, экологию воспитания необходимо рассматривать как создание условий для воспитания гуманной, активной, ответственной, психически здоровой личности.

Следовательно, экологию воспитания необходимо рассматривать как более узкое явление по сравнению с экологией детства, как один из элементов последней.

1.3 Нормативно-правовые основы экологии детства и воспитания в России

Основные требования к созданию условий обучения, а, следовательно, к тем условиям, которые составляют экологию детства и экологию воспитания определены в Федеральных стандартах дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В указанных федеральных государственных стандартах установлены основные требования к реализации основной образовательной программы, многие из которых можно отнести к условиям формирования благоприятной экологии воспитания и детства.