Файл: теоретические основы и практические проблемы формирования экологически благоприятной среды обучения и воспитания в отечественных дошкольных учебных заведениях и школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, имитационно-игровая ситуация делает явными скрытые противоречия жизни, усиливает состояние состязания не только с окружающими учениками, но и самим собой. Тогда эта ситуация создаст мотивационную сферу, характеризующуюся творчеством, эвристическим, партнерским состоянием личности, имеющую в основе диалогичность, а значит ту, в которой учащийся сможет реализовать себя как личность.

Немаловажно создать условия для духовного развития детей, так как зарождение и формирование духовности ребенка в основном зависит от его ближайшего окружения – от родителей, учителей, других членов семьи.

Деятельность учебного заведения по сохранению и укреплению здоровья детей лишь тогда может считаться полноценной и эффективной, если в полной мере, профессионально и эффективно в единой системе реализуются здоровьясберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Анализ существующих здоровьесберегающих технологий дает возможность выделить следующие типы технологий в сфере сохранения и укрепления здоровья.

Здоровьесберегающие - те, которые создают безопасные условия для пребывания, обучения и труда в школе, и те, что решают задачи рациональной организации воспитательного процесса (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и гигиенических требований), соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка. К конкретным методам относятся:

- профилактические прививки;

- обеспечение двигательной активности;

- витаминизация, организация здорового питания;

- мероприятия санитарно-гигиенического характера, связанные с респираторно-вирусными инфекциями, в частности гриппом.

Технологии обучения здоровью - гигиеническое обучение (рациональное питание, уход за телом и т.д.); формирование жизненных навыков (управление эмоциями, разрешение конфликтов и т.п); профилактика травматизма. Эти технологии реализуются благодаря включению соответствующих тем к занятиям по всем разделам программы.

Воспитание культуры здоровья - воспитание у детей личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формированию представлений о здоровье как ценность, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи.

Принципы обучения, которые отражают самые важные и насущные потребности общества, соответствуют целям здоровьесберегающих образовательных технологий.

Общеметодические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебно-воспитательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.


Среди специфических принципов выделяют: принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности и индивидуализации; принцип прочности и принцип воспитательного обучения.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий применяются следующие группы средств:

- двигательной направленности (физические упражнения, физкультминутки, физкультпаузы, лечебная физкультура, подвижные игры и др.);

- оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия);

- гигиенические (выполнение санитарно-гигиенических требований; личная и общая гигиена, соблюдение режима дня и режима двигательной активности, режима питания и сна [8, c. 49].

Систематическое воздействие на организм и психику дошкольников может быть успешным лишь при условии целесообразного использования методов здоровьесохраняющего влияния.

Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение определенной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, средств достижения цели, решения задач, а, соответственно, задачи педагогики оздоровления решаются путем применения методов здоровьесберегающих образовательных технологий.

В здоровьесберегающих образовательных технологиях применяются две группы методов: специфические (используются только в физическом воспитаниешкольников) и обще-педагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания

В структуре метода выделяют определенные приемы как его составляющие и отдельные этапы во время реализации.

Приемы можно классифицировать так:

- профилактически-защитные (личная гигиена и гигиена обучения);

- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, корригирующая гимнастика; массаж, психогимнастика и др.);

- стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии).

Использование методов и приемов зависит от профессиональных способностей педагога, его личной заинтересованности; от региональных и местных условий. Только объединив все отдельные подходы в единое целое, можно создать оздоровительное пространство, где будут реализованы все здоровьясберегающие технологии.

Цель всех здоровьесберегающих образовательных технологий - сформировать у школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить их использовать полученные знания в повседневной жизни.


В целом учебно-воспитательный процесс в условиях здоровье-сберегающих технологий состоит из трех этапов [15, c. 69]:

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель - сформировать у детей элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Основные задачи:

- сформировать представление об элементарных правилах сохранения здоровья.

- добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на начальном уровне)

II. Этап углубленного изучения.

Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни. Основные задачи:

- закрепить представление об элементарных правилах сбережения здоровья, добиться сознательного выполнения элементарных правил сохранения и укрепления здоровья.

- сформировать практические умения и навыки, необходимые в повседневной жизни. Ш. Этап закрепления знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья и их дальнейшего совершенствования.

Цель - сформировать навыки сохранения здоровья в повседневной жизни.

Основные задачи:

- добиться стабильности и автоматизма при соблюдении правил сохранения здоровья во время выполнения физических упражнений в различных формах работы по физическому воспитанию.

- добиться качества выполнения физических упражнений в соответствии с требованиями их практического применения.

Задача каждого из указанных этапов можно решать как одновременно, так и последовательно, поскольку все они тесно взаимосвязаны.

В школьном учебном заведении наиболее целесообразными являются технологии, которые:

- имеют за основу комплексный характер сохранения здоровья;

- принимают во внимание большинство факторов, влияющих на здоровье;

- учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей;

- постоянно улучшают санитарно-гигиенические условия школы, материально-техническую и учебную базу, социально-психологический климат в коллективе в соответствии с современными требованиями;

- обосновывают условии последовательности в реализации технологии;

- осуществляют периодическую оценку эффективности технологии;

- привлекают родителей к сохранению и укреплению здоровья детей;

- врачебно - педагогический контроль использования здоровьесберегающих технологий.

3. Технология проектирования (содействия) здоровья.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – это можно объяснить высокой эффективности самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями [11, c. 56].


Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.

Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе мощным оптимизируют фактором, а также средством всестороннего гармоничного развития ребенка.

3.3 Формирование условий экологии детства в семье

Педагогика придает первостепенное значение воспитательному климату семьи как основному фактору формирования личности. В народе говорят: «Зачем клад, когда в семье лад», - это выражение несет в себе глубокий педагогический смысл. Часто можно слышать и такое: хорошая та семья, где вырастают хорошие дети. Этим подчеркивается та особая роль, которую играет в воспитании детей общий климат семьи, ее настроения, обычаи, направленность.

Первыми учителями маленького ребенка становятся его родители, но часто процесс обучения начинается раньше, чем они успевают осознать этот факт. Дети усваивают образ жизни родителей, в семье закладываются основы многих умений, навыков и привычек, вырабатываются оценочные суждения и определяется жизненная позиция подрастающего поколения. Это в определенной степени касается и отношения к физической культуре, к активному использованию её в быту для укрепления здоровья, всестороннего развития и содержательной организации досуга.

Лучшие результаты воспитания детей может дать сотрудничество семьи и школы. Это позволяет придерживаться единства в направлениях и методах воспитания. Такая связь должна существовать всегда между школой и семьями. Школа должна воспитывать в детях уважение к родителям, родители - создавать условия для выполнения школьных заданий и уважения к учителям.

Нередко можно слышать неуважительные, а порой оскорбительные слова в адрес учителей, которые произносятся родителями школьников в кругу семьи или в общественных местах, в кругу друзей и знакомых. Причины такого отношения родителей могут быть различными и зачастую несущественными и субъективными. Например, родителям кажется, что учитель слишком много задает домашних заданий. Унижая достоинство учителей в глазах своих детей, родители формируют предпосылки для неуспеваемости последних в обучении, не уважая педагога, ученик не впитывает преподносимые ему знания, а наоборот, отвергает их.


Педагогу важно оценить условия экологии детства и воспитания в семье. Для этой цели рекомендуем специально разработанную анкету, представленную в Приложении 1.

Анализ ответов на содержащиеся в ней вопросы носит качественный характер. Педагог на основании результатов анкетирования должен оценить фактические психолого-педагогические условия в каждой семье, а именно:

- количество внимания, уделяемого родителями ребенку;

- состояние морально-этической обстановки в семье;

- внимание родителей к состоянию здоровья ребенка и мероприятиям по его укреплению;

- анализ факторов социализации детей;

- увлечения школьника.

Удобство данной анкеты в том, что педагог может получить необходимую информацию, не проводя индивидуальных бесед с каждым из родителей, что значительно экономит время. Кроме этого, такое анкетирование носит профилактический характер, так как педагог может выявить источники проблем. Например, неуспеваемость ученика может быть вызвана недостаточным количеством сна, или значительная замкнутость ученика связана с отсутствием друзей или конфликтной ситуацией в семье.

Создание необходимых условий для духовного развития ребенка в семье требует соблюдения следующих условий:

- родители должны воспитать в ребенке способность к состраданию и любви к окружающим, научить оказывать помощь, если окружающие в ней нуждаются. По мнению психологов, для формирования данных чувств рекомендуется завести домашнего питомца, научить ребенка за ним ухаживать;

- важно оградить ребенка от семейных конфликтов. Ребенок неосознанно копирует модели поведения родителей, в том числе агрессивное неконтролируемое поведение во время ссор, скандалов. Неосознанно скопированную модель конфликтного поведения ребенок с большой степенью вероятности реализует в своей взрослой жизни;

- не использовать при ребенке, и лучше вообще не использовать нецензурную брань. Родители должны понимать, что русский язык отличается несравненной с другими языками красотой, разнообразием слов и выражений, гибкостью. Он предоставляет широчайшие возможности для словесной передачи любых впечатлений, чувств, эмоций без использования нецензурной речи. В свою очередь, матерщина является признаком плохого воспитания, низкого интеллектуального развития, неуважительного отношения не только к окружающим людям, но и к себе самому, поэтому показав ребенку пример грубой матерщиной речи, родители невольно создают барьеры для дальнейшего духовного и интеллектуального развития ребенка и успеха его в жизни. Важно понимать, что от уровня культуры родителей зависит и уровень культуры, воспитанности детей.