Файл: Общение как взаимодействие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Показатели оценки видов барьеров до и после эксперимента в контрольной группе

Н1

Н2

СК1

СК2

О1

О2

НС1

НС2

Х1

Х2

8

7

15

14

0

0

5

6

4

5

0

1

13

14

2

1

11

12

0

0

4

3

0

1

0

1

3

4

4

6

7

5

11

10

0

0

7

6

7

7

0

0

9

9

2

4

0

0

0

0

0

1

14

13

6

7

6

5

0

0

5

3

13

14

0

0

4

4

2

4

6

7

0

0

6

7

2

2

0

0

4

4

10

9

0

0

1

0

7

6

3

3

13

12

1

0

4

2

0

0

0

0

9

8

3

3

4

3

2

1

7

6

13

14

0

1

5

6

0

0

0

0

15

14

7

6

3

3

0

0

13

12

11

10

0

0

2

1

6

4

0

0

12

13

0

0

4

4

0

0

Зона

незначимости

Зона

незначимости

Зона

незначимости

Зона

незначимости

Зона

незначимости


Примечание: барьер непонимания(Н); барьер социально-культурных различий(СК); барьер отношения(О); барьер неумения слушать(НС);барьер характера(Х).

Таблица 9

Статистические данные проверки достоверности изменений в экспериментальной группе

Показатели оценки видов барьеров до и после эксперимента в экспериментальной группе

Н1

Н2

СК1

СК2

О1

О2

НС1

НС2

Х1

Х2

4

4

3

2

0

0

7

6

0

0

2

0

6

4

2

2

12

0

3

4

9

8

1

0

6

5

10

7

0

0

1

0

2

2

0

0

8

6

0

0

1

0

15

15

5

5

0

0

6

5

14

14

8

3

0

0

6

6

10

10

1

0

5

0

7

6

13

0

0

0

7

5

15

5

3

3

9

0

2

3

9

6

9

9

0

0

11

5

5

6

1

0

7

7

2

1

10

0

0

0

5

5

4

0

0

0

14

7

3

2

15

8

6

6

5

5

8

0

0

1

1

0

3

3

0

0

11

0

5

7

9

6

15

5

0

0

9

5

1

0

13

7

14

3

5

6

8

0

0

1

Зона

значимости

Зона

неопределённости

Зона

значимости

Зона

значимости

Зона

незначимости


Примечание: барьер непонимания(Н); барьер социально-культурных различий(СК); барьер отношения(О); барьер неумения слушать(НС);барьер характера(Х).

Расчёт достоверных изменений по Т – критерию Вилкоксона подтвердил достоверность изменений в процентных долях, обнаруженную в экспериментальной группе по завершению формирующего эксперимента.

По результатам проверки достоверности изменений после проведения формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах, достоверных изменений в процентных долях в контрольной группе ни по одному виду коммуникативных барьеров обнаружено не было. В экспериментальной группе достоверные изменения были подтверждены по трём видам коммуникативных барьеров: Н, О, НС.

Исследование показало, что программа преодоления коммуникативных барьеров в процессе делового общения может способствовать снижению частоты проявления коммуникативных преград в процессе делового общения. Об этом свидетельствует общее снижение показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (рис.8). В экспериментальной группе на 40% увеличилось количество испытуемых, которые лишь иногда демонстрируют затруднения в процессе коммуникации. Также в экспериментальной группе произошло снижение количества испытуемых на 40%, которые показали возможное наличие преград в общении (рис.10). В группе можно наблюдать уменьшение частоты проявления личностью в общении таких качеств, как неумение слушать и вести диалог, конфликтность, невежливость, навязывание своей точки зрения. Проявляется тенденция к контролю за вербальным поведением, более пристальное внимание к структуре, форме и уместности высказывания. Реже наблюдается негативное влияние профессиональной принадлежности собеседника, национальные, возрастные, гендерные и статусные различия на процесс и результат делового общения. Произошла оптимизация таких характеристик личности, как интерес к собеседнику, его точке зрения, способность поставить себя на место партнёра по общению, признать свою неправоту и пересмотреть собственное мнение под влиянием новых обстоятельств (рис.10). В контрольной группе достоверных изменений не выявлено (рис.9).

В экспериментальной группе в целом можно наблюдать снижение частоты возникновения барьеров непонимания, отношения и неумения слушать(рис.11, 12, 13). На 13,3% снизился процент студентов, сталкивающихся с барьерами непонимания довольно часто, в то время, как процент учащихся, испытывающих данные препятствия иногда увеличился на 13,3%(рис.11). В то же время процент студентов, не так часто демонстрирующих трудности по барьерам отношения снизился на 6,7%, и на 6,7% вырос процент испытуемых, которые редко или иногда сталкиваются с барьерами отношения (рис.12). Наиболее значительные изменения произошли в отношении барьеров неумения слушать. Так, на 6,7% и 40% снизился процент студентов, часто и иногда испытывающих барьеры неумения слушать соответственно. На 46,6% увеличился процент испытуемых, не имеющих затруднений в процессе слушания и ведения беседы.


Рис.11. Изменения в экспериментальной группе по барьерам непонимания

Рис.12. Изменения в экспериментальной группе по барьерам отношения

Рис.13. Изменения в экспериментальной группе по барьерам неумения слушать

Таким образом, проверка достоверных изменений в контрольной и экспериментальной группах показала, что положительный сдвиг в сторону снижения частоты проявления коммуникативных барьеров, выявлен только в экспериментальной группе, где реализовывалась программа преодоления коммуникативных барьеров, что свидетельствует о наличии положительного эффекта. На основе данного факта мы можем сказать, что целенаправленное формирование знаний, умений и навыков выявления и преодоления коммуникативных барьеров в деловом общении способствует снижению проявления коммуникативных барьеров, в частности барьеров непонимания, отношения и неумения слушать. А это, в свою очередь, обеспечивает эффективность делового общения студентов и достижения успехов в различных сферах деятельности. На основе проведённого исследования мы выделили следующие психолого-педагогические условия преодоления у студентов коммуникативных барьеров в деловом общении:

  1. формирование общего представления о коммуникативных барьерах, их видах, признаков и причин возникновения в деловом общении;
  2. развитие знаний, умений и навыков по созданию условий профилактики возникновения коммуникативных барьеров;
  3. формирование знаний, умений и навыков по преодолению коммуникативных барьеров в деловом общении.

Итак, на основе проведённого нами исследования, мы можем сказать, что гипотеза исследования о том, что своевременное выявление и преодоление у студентов коммуникативных барьеров в деловом общении способствует повышению эффективности их делового общения, подтверждена.

Заключение

На основе проведённого нами исследования и анализа проблемы коммуникативных барьеров в деловом общении, в соответствии с целью исследования и поставленными задачами, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Анализ литературы показывает, что специфической формой общения является деловое общение. Характерной особенностью делового общения является то, что его содержание и цели направлены на решение организационных и социальных задач. Содержание делового общения определяется потребностями в совместной деятельности, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым её участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по её реализации как в вузе, так и в будущей профессиональной деятельности студента.
  2. Специфика межличностной коммуникации в деловом общении также проявляется в наличии коммуникативных барьеров. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. Главная причина возникновения коммуникативных барьеров – сам человек. На способность людей передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. Все рассмотренные типы ошибок и «барьеров» являются негативными факторами, препятствующими реализации коммуникативной функции. Их преодоление — одно из средств повышения эффективности данной функции.
  3. Для повышения эффективности делового общения и самореализации как в учебной, так и в профессиональной деятельности, студент должен иметь представление о возникающих в общении коммуникативных барьерах (непонимания, социально-культурного различия, отношения, неумения слушать, характера и др.) и владеть умениями и навыками их преодоления.
  4. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что достаточно высокий процент исследуемых студентов довольно часто в деловом общении проявляют личностные качества и особенности поведения, приводящие к коммуникативным барьерам: неумение слушать и вести диалог, недостаточно развитая устная речь, конфликтность, невнимательность к собеседнику и пр.
  5. Как показало исследование, положительный сдвиг в сторону снижения частоты проявления коммуникативных барьеров, достоверно выявлен только в экспериментальной группе, где реализовывалась программа преодоления коммуникативных барьеров, что свидетельствует о наличии положительного эффекта. На основе данного факта мы можем сказать, что целенаправленное формирование знаний, умений и навыков выявления и преодоления коммуникативных барьеров в деловом общении способствует снижению проявления коммуникативных барьеров, в частности барьеров непонимания, отношения и неумения слушать. А это, в свою очередь, обеспечивает эффективность делового общения студентов и достижения успехов в различных сферах деятельности.
  6. Выявлены следующие психолого-педагогические условия преодоления у студентов коммуникативных барьеров в деловом общении: 1)формирование общего представления о коммуникативных барьерах, их видах, признаков и причин возникновения в деловом общении; 2) развитие знаний, умений и навыков по созданию условий профилактики возникновения коммуникативных барьеров; 3) формирование знаний, умений и навыков по преодолению коммуникативных барьеров в деловом общении.
  7. Результаты исследования имеют значение для решения важной психолого-педагогической проблемы развития личности студента в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе, повышение эффективности его делового общения. Разработанный комплекс занятий с элементами тренинга, входящих в состав программы преодоления коммуникативных барьеров может реализовываться как курс практических занятий со студентами по деловому общению с целью повышения их успешности в процессе обучения и при осуществлении профессиональной деятельности. Разработанный опросник по изучению коммуникативных барьеров в процессе делового общения может использоваться во время данного курса практических занятий для изучения частоты проявления качеств личности и особенностей поведения, способствующих возникновению коммуникативных барьеров.

Литература

1. Абдурахманов, Р.Л. Психологические трудности общения и их коррекция [Текст] / Р.Л. Абдурахманов. - М., 2004.

2. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г.С. Абрамова. Издание третье, стереотипное. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. –368с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 200 с.

4. Андриенко, Е.В. социальная психология: учеб. пособие для студ. [Текст] / Под ред. В.А.Сластёнина. 2-е изд., доп. – М.: «Академия», 2003. – 264 с.

5. Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению[Текст] / А.В. Батаршев. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.

6. Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас. – учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006. — 431 с.

7. Березуцкая, Ю.П. Психология делового общения [Текст] / Ю.П.Березуцкая. – Барнаул., 2000.

8. Бороздина, Г.В. Психология делового общения. [Текст] / Г.В. Бороздина. – М.: Инфра-М, 2000. – 224 с.

9. Васильев, Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике [Текст] / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2005. – 283 с.

10. Вердербер, Р. Психология общения [Текст] / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2003. – 320 с.

11. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков [Текст] / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.

12. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. – СПб.: «Речь», 2004. – 256 с.

13. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия [Текст] / Под ред. Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

14. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений: Учебник [Текст] / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 368 с.

15. Козлов, В.В. Управление конфликтом [Текст] / В.В. Козлов, А.А. Козлова. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.

16. Лабунская, В.А. Психология затруднённого общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Лабунская. – М.: «Академия», 2001. – 288 с.

17. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс [Текст] / Я.А. Лупьян. – РнД., 2001.

18. Морозов, А. П. Деловая психология. Практикум [Текст] / А.П. Морозов. – СПб., 1997.

19. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б.Д. Парыгин. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.

20. Попова, Т.С. Образование как процесс накопления человеческого и культурного опыта [Текст] / Т.С. Попова // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - №2. – с. 234 – 241.

21. Почепцов, Г. Теория коммуникации [Текст] / Г.Почепцов. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер»,2001. – 656 с.