Файл: Общение как взаимодействие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1. Показатели исходного тестирования в группе

40%

60%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

18 - 36 баллов

36 - 72 балла

Рис. 2. Показатели исходного тестирования в группе в %

Таблица 1

Оценка частоты возникновения видов коммуникативных барьеров в группе (в %)

Виды

барьеров

Частота возникновения барьеров (в %)

всегда

часто

иногда

никогда

Н

0

38

52

10

СК

23

21

26

30

О

0

0

21

79

НС

11

19

60

10

Х

0

0

19

81

Примечание: барьер непонимания(Н); барьер социально-культурных различий(СК); барьер отношения(О); барьер неумения слушать(НС);барьер характера(Х).

Как показано на рис.1, результаты группы по частоте проявления личностных качеств и поведения, способствующих возникновению коммуникативных затруднений находятся в пределах интервала от 29 до 49. Никто из испытуемых не набрал слишком малое количество баллов (0 – 5), что свидетельствует об искренности ответов и достаточно развитой рефлексии. Также не встречается и таких, у кого обычно не возникает проблем в процессе делового общения (до 18 баллов). У 40% испытуемых иногда наблюдаются некоторые сложности в коммуникативной деятельности (18 – 36 баллов), в то время как 60% показали наличие довольно частых преград в процессе общения (36 – 72 балла): слабый контроль за своим вербальным поведением, затруднения в процессе слушания и ведения беседы, ригидность мнений, взглядов, установок, отрицательное влияние гендерных, возрастных, профессиональных различий на процесс и результат делового общения.

Тем не менее, в группе отсутствуют высокие показатели, вызывающих очень частые или постоянные помехи в деловом общении (72 – 108 баллов) (рис.2).

В исследуемой группе 38% и 52% учащихся в процессе делового общения часто и иногда испытывают барьеры непонимания соответственно, что может быть связано с неумением четко строить фразы, аргументировать свои высказывания, неосознанный подход к ведению беседы. Только 10% группы не имеют таких сложностей(рис.3).


Показатели исследования барьеров социально-культурного различия в группе распределились таким образом, что около 70% испытывают данные сложности общения с разной частотой. Особенно часто на процесс и результат общения отрицательно влияют половые различия между партнёрами по общению, что скорее всего является следствием незнания гендерных особенностей коммуникативного поведения и влияния гендерных стереотипов(рис.4).

Большинство испытуемых (79%) не сталкиваются с барьерами отношения, а у 21% данные препятствия возникают лишь иногда, что может быть связано с их недостаточно высокой авторитетностью в группе, неумением привлечь и удержать внимание(рис.5).

Проблемы неумения слушать и вести беседу довольно часто возникают у 11% студентов, часто – у 19%, иногда – у 60% и никогда – у 10%, что свидетельствует о недостаточно сформированных навыках эффективного слушания(рис.6).

Наличие барьеров характера демонстрируют 19% испытуемых, личностные особенности которых иногда препятствуют эффективному деловому общению(рис.7).

Рис.3. Показатели исследования барьеров непонимания в группе

Рис.4. Показатели исследования барьеров социально-культурного различия в группе

Рис.5. Показатели исследования барьеров отношения в группе

Рис.6. Показатели исследования барьеров неумения слушать в группе

Рис.7. Показатели исследования барьеров характера в группе

2.2. Содержание и структура программы преодоления коммуникативных барьеров в процессе делового общения у студентов

Организация деятельности по реализации программы

До начала курса занятий, входящих в состав формирующего эксперимента, мы сравнили показатели контрольной и экспериментальной групп по W-критерию Вилкоксона (Манна-Уитни) с целью нахождения достоверных различий между показателями групп. Результаты сравнительного анализа отображены в табл.1.


Таблица 2

Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп до проведения формирующего эксперимента по W-критерию Вилкоксона (Манна-Уитни)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Испытуемые

Балл

Испытуемые

Балл

1

45

1

31

2

30

2

44

3

34

3

37

4

42

4

48

5

49

5

42

6

45

6

35

7

31

7

32

8

46

8

34

9

37

9

41

10

37

10

33

11

32

11

47

12

42

12

29

13

37

13

38

14

43

14

44

15

33

15

34

Среднее арифметическое

38,87

Среднее арифметическое

37,93

Стандартное отклонение

5,896

Стандартное отклонение

5,907

W Вилкоксона

223,000

Модуль Т

0,441<1,96

Так как модуль Т=0,441<1,96, то гипотеза однородности выборки принимается на уровне значимости 0,05, таким образом, достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами не обнаружено.

Программа преодоления коммуникативных барьеров в процессе делового общения у студентов реализовывалась как курс 7-ми практических занятий с использованием методов активного социально-психологического обучения, проведённых в феврале – марте 2020 г. Программа предлагалась магистрантам 5-го курса Национального Исследовательского Московского Государственного Строительного Университета (НИУ МГСУ), обучающимся по специальностям: теплогазоснабжение, вентиляция, водоснабжение и водоотведение зданий, сооружений, населённых пунктов


Цель программы: формирование знаний, умений и навыков преодоления коммуникативных барьеров у студентов.

Задачи программы:

  1. Провести анализ актуальных знаний и умений преодоления коммуникативных барьеров;
  2. Сформировать умения и навыки выявления и преодоления барьера непонимания;
  3. Сформировать умения и навыки выявления и преодоления барьера социально-культурных различий;
  4. Сформировать умения и навыки выявления и преодоления барьера отношения;
  5. Сформировать умения и навыки выявления и преодоления барьера характера;
  6. Сформировать умения и навыки выявления и преодоления барьера неумения слушать.

Средства, формы и методы реализации программы:

Занятие 1. Знакомство с группой

Цель занятия: знакомство с группой; ознакомление студентов с целями и задачами курса, правилами работы в группе.

Задачи занятия:

- проинформировать о целях и задачах занятий, форме их проведения;

- передать информацию о правилах работы группы в условиях использования элементов тренинга;

- создать положительный настрой учащихся на дальнейшую работу.

Вступительная часть. Решение организационных вопросов. Сообщение плана работы, целей и задач курса, формы проведения занятий.

Основная часть. Информирование о правилах работы группы. Дискуссия, выявляющая наличие знаний о коммуникативных барьерах у студентов. Выполнение упражнения, направленного на знакомство с участниками группы («Презентация товарища»).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Сообщение темы следующей встречи.

Занятие 2. Овладение умениями и навыками выявления и преодоления барьера непонимания

Для решения 2-ой задачи проводилось занятие с элементами тренинга.

Цель занятия: формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера непонимания.

Задачи занятия:

- передать информацию об особенностях делового общения и возможных видах коммуникативных барьеров;

- дать характеристику барьерам непонимания;

- проанализировать в форме дискуссии пути преодоления данного барьера;

- развить навыки устранения барьеров непонимания.

Вступительная часть. Решение организационных вопросов. Сообщение темы и плана работы на занятии.

Основная часть. Сообщение об особенностях делового общения и возможных видах коммуникативных барьеров. Дискуссия о потери информации во время делового общения. Выполнение упражнения «Передай сообщение»[9]. Обсуждение упражнения, выявление причин потери информации. Изложение материала по характеристике барьеров непонимания. Выполнение упражнений, направленных на развитие умений и навыков осуществления вербальной коммуникации (редактирование фраз, объяснение смысла крылатых выражений и фразеологизмов, спряжение глаголов, склонение числительных)[26].


Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Обсуждение темы следующей встречи( о каком барьере социально-культурных различий хотят узнать более подробно).

Занятие 3. Формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера гендерных различий

Для решения 3-ей задачи проводилось практическое занятие с элементами тренинга.

Цель занятия: формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера социально-культурных различий.

Задачи занятия:

- передать информацию об основных характеристиках барьера социально-культурных различий;

- рассмотреть проблему гендерных стереотипов, их основные характеристики в коммуникативной сфере общения;

- сформировать знания и навыки успешного делового общения с учётом гендерных особенностей партнёра.

Вступительная часть. Решение организационных вопросов. Сообщение темы и плана работы на занятии.

Основная часть. Сообщение информации об основных характеристиках барьера социально-культурных различий, проблеме гендерных стереотипов. Организация работы студентов по группам, с целью изучения особенностей мужского и женского коммуникативного поведения. Дискуссия по итогам выполнения задания[25].

Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Сообщение темы следующей встречи.

Занятие 4. Формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера отношения

Для решения 4-ой задачи проводилось практическое занятие с элементами тренинга.

Цель занятия: формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера отношения.

Задачи занятия:

- проанализировать причины возникновения барьера отношения;

- сообщить информацию об основных приёмах привлечения и удержания внимания собеседника;

- сформировать умения и навыки применения приёмов привлечения и удержания внимания собеседника.

Вступительная часть. Решение организационных вопросов. Сообщение темы и плана работы на занятии.

Основная часть. Организация дискуссии по проблемам авторитетности собеседника и невнимания как основных причин возникновения барьера отношения. Сообщение информации об основных приёмах привлечения и удержания внимания собеседника. Разыгрывание ситуаций использования данных приёмов в процессе делового общения с последующим обсуждением[12].

Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Сообщение темы следующей встречи.

Занятие 5. Овладение умениями и навыками выявления и преодоления барьера характера