Файл: Доклад о состоянии и использовании земель в республике башкортостан в 2020 году.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

71
В течение 2020 года в Республике Башкортостан также продолжалось реформирование земельных правоотношений в части упорядочивания и систематизации земельного законодательства на региональном уровне, разграничения государственной и укрепления частной собственности на землю. Необходимо отметить в данном направлении развитие земельных правоотношений принятием
Республикой
Башкортостан ряда нормативных правовых актов.
Законом Республики Башкортостан от 3 марта 2020 года № 231-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» вносятся изменения в
Закон Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» (далее
– Закон о регулировании земельных отношений) в части предоставления
250 тысяч рублей взамен земельного участка для индивидуального жилищного строительства для граждан, состоящих в очереди на однократное бесплатное предоставление земельного участка.
Данный механизм предоставления денежного сертификата определен
Порядком предоставления гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка-инвалида, единовременной денежной выплаты в целях улучшения жилищных условий взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 октября
2020 года № 601, предусматривающим правила предоставления гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка-инвалида, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, взамен указанного земельного участка с их согласия иной меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты в размере 250 тысяч рублей за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Так, в рамках направления «Формирование комфортной среды для жизни» по состоянию на 1 декабря 2020 года многодетным семьям предоставлено 38 466 земельных участков, выдано 128 свидетельств о

72 предоставлении единовременной денежной выплаты взамен предоставления земельного участка.
Вместе с тем в Закон о регулировании земельных отношений Законом
Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года № 235-з «О внесении изменения в статью 12.1 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан»,
Законом Республики Башкортостан от 28 мая 2020 года № 260-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики
Башкортостан» внесены изменения, предусматривающие предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов, исходя из необходимости улучшения инвестиционного климата Республики Башкортостан с учетом правоприменительной практики.
Земельным законодательством Российской Федерации установлен общий принцип предоставления земельных участков в аренду на торгах.
Одним из исключений из общего порядка является предоставление земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Указанное право субъектов Российской Федерации позволяет создать возможность для реализации неконкурентных проектов на земельных участках, имеющих высокую ликвидность либо привлечения инвесторов, вкладывающих больше в развитие Республики Башкортостан.
В целях реализации норм Земельного кодекса Российской Федерации статьей 12.1 Закона о регулировании земельных отношений были установлены критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в аренду без проведения торгов в соответствии с решением Главы Республики
Башкортостан. Внесенными изменениями в Закон о регулировании


73 земельных отношений предусмотрены изменения в указанной статье, направленные на совершенствование механизма предоставления земельных участков инвесторам. Также изменениями объединены критерий масштабности инвестиционных проектов по числу создаваемых рабочих мест, установив единое требование в виде создания не менее 25 рабочих мест для всех масштабных инвестиционных проектов на которые распространяется условие включения в число приоритетных инвестиционных проектов, независимо от численности населения муниципального образования на территории которого планируется реализация масштабного инвестиционного проекта.
Так, за 2020 год на региональном уровне обеспечено утверждение 6 распоряжений Главы Республики Башкортостан о предоставлении 8 земельных участков на общую площадь 63 га в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов.
Также на региональном уровне приняты поправки в законодательство по вопросам распоряжения земельными участками, находящимися на территории Республики Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена. Законом Республики Башкортостан от 2 ноября
2020 года № 319-з «О внесении изменений в статью 10.1 Закона
Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике
Башкортостан» (принят Государственным Собранием - Курултаем
Республики Башкортостан 29 октября 2020 года) с 1 января 2021 года органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенными абзацами 2-4 части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие
Земельного кодекса
Российской
Федерации» к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. В соответствии с данным законом Министерство земельных и имущественных отношений
Республики
Башкортостан становится правосубъектным органом исполнительной власти республики на предоставление не разграниченных земель.

74
В рамках реализации федерального законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в отношении 17 государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений в
Республике
Башкортостан обеспечены мероприятия по переводу государственных услуг в электронный вид, что позволит сократить сроки получения государственных услуг, обеспечит возможность предоставления государственных услуг в области земельных отношений для юридических лиц исключительно в электронном виде.
Перечень государственных услуг в частности в области земельных отношений утвержден постановлением
Правительства
Республики
Башкортостан от 30 июля 2009 года № 300 (в ред. от 29 декабря 2020 года)
«Об утверждении Перечня государственных услуг Республики
Башкортостан».
В целях повышения качества и доступности предоставления государственных услуг, определения стандарта, сроков и последовательности административных процедур
(действий) при осуществлении полномочий в сфере предоставления прав пользования земельными участками, определения порядка взаимодействия между структурными подразделениями уполномоченных органов, их должностными лицами, порядка взаимодействия уполномоченных органов с органами государственной власти и иными органами, физическими и юридическими лицами при предоставлении государственных услуг приказами Министерства земельных и имущественных отношений
Республики Башкортостан утверждены Административный регламент
Министерства земельных и имущественных отношений Республики
Башкортостан по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, без предоставления и установления сервитута, публичного сервитута»
(приказ Минземимущества РБ от 3 сентября 2020 года № 1304),
Административный регламент Министерства земельных и имущественных отношений
Республики
Башкортостан по предоставлению государственной услуги
«Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения


75 личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам - для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности»
(приказ Минземимущества РБ от 2 сентября 2020 года № 1297), внесены изменения в
Административный регламент предоставления
Министерством земельных и имущественных отношений Республики
Башкортостан государственной услуги «Продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на этих земельных участках» (приказ Минземимущества РБ от 10 июня 2020 года
№ 886).
В целях равного соблюдения земельного законодательства на территории Республики Башкортостан приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан утверждены примерные формы договоров в земельной сфере: договора аренды земельного участка, заключаемого без проведения торгов, договора аренды земельного участка, заключаемого на торгах, договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, договора купли- продажи земельного участка (с условием о рассрочке оплаты), договора купли-продажи земельного участка, разрешения на использование земель или земельного участка (приказ Минземимущества РБ от 24 августа 2020 года № 1263).
Таким образом, в 2020 году нормативное правовое направление в области земельных отношений было направлено в целом на регулирование общественных отношений в части предоставления денежных средств взамен земельного участка для индивидуального жилищного строительства, цифровизации государственных услуг в сфере земельных отношений, предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Республики Башкортостан.
В 2020 году на территории Республики Башкортостан активная работа в развитии земельных правоотношений велась также и на муниципальном уровне.

76
Основными нормативными правовыми актами, определяющими полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, включая и полномочия в сфере регулирования этих отношений, являются Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс
Российской Федерации, а также Федеральный закон от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Подобная норма содержится также в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской
Федерации», относящем к полномочиям органов местного самоуправления принятие уставов и муниципальных правовых актов, в том числе регулирующих земельные отношения.
На основании ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской
Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Определяя полномочия органов местного самоуправления, в статье 11
Земельного кодекса РФ законодатель использует формулировку «иные полномочия». По смыслу данной нормы к иным полномочиям следует отнести, например, полномочия в сфере муниципального земельного контроля, платы за землю и т.д., включая регулирование соответствующих отношений.
Так, в пункте 2 статьи 72 Земельного кодекса РФ установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты по земельному контролю регламентируют


77 процедуру проведения проверок за использованием земель в пределах муниципального образования и определяют орган управления, осуществляющий контроль за использованием земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса
Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим
Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 8 и статье 30 Градостроительного кодекса
Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится принятие правил землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также нормативных правовых актов, определяющих порядок проведения публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки.
Принятие муниципальных правовых актов должно осуществляться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, подзаконными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Так, согласно статье 3 закона Республики Башкортостан от 5 января
2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике
Башкортостан», полномочиями органов местного самоуправления в
Республике Башкортостан в области земельных отношений являются:
- управление и распоряжение земельными участками, находящихся в муниципальной собственности;
- распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных
Федеральным законом;
- перевод в установленном порядке земель из одной категории в другую;
- резервирование земель для муниципальных нужд;
- установление порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и представленных в аренду без торгов, если иное не

78 установлено Земельным кодексом РФ или другими федеральными законами;
- изъятие земель для муниципальных нужд;
- осуществление муниципального земельного контроля в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном Правительством
Республики Башкортостан, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений Земельного кодекса РФ;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан.
Необходимо отметить, что органы местного самоуправления регулируют земельные отношения в соответствии с полномочиями, которые прямо закреплены в федеральном законодательстве, однако возможно и принятие муниципальных правовых актов, не указанных в законодательстве, но без которых невозможно применение федерального законодательства в муниципальном образовании.
В ходе проведенного анализа Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике
Башкортостан анализа, принятых органами местного самоуправления
Республики Башкортостан нормативных правовых актов в 2020 году, установлено, что органами местного самоуправления в Республике
Башкортостан приняты нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения по предоставлению земельных участков, в частности, административные регламенты, по предоставлению соответствующих муниципальных услуг:
- «Предоставление в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования или государственная собственность на которые не разграничена» (Постановление Администрации городского округа г. Уфа
РБ от 17 июля 2020 года № 852, Постановление Администрации городского округа г. Салават РБ от 3 августа 2020 года № 1625-п);
- «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного


79 подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» (Постановление
Администрации городского округа г. Салават РБ от 10 сентября 2020 года
№ 1903-п, Постановление Администрации городского округа г. Салават РБ от 10 августа 2020 года № 1673-п, Постановление Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ от 10 апреля 2020 года № 793), о внесении изменений в такой регламент (Постановление Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ от 20 октября 2020 года№ 2265);
- «Установление публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации» (Постановление
Администрации городского округа г. Уфа РБ от 21 апреля 2020 года № 505, Постановление Администрации городского округа г. Салават РБ от 29 мая 2020 года № 1067-п, Постановление Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ от 14 февраля 2020 года № 232, Постановление
Администрации ЗАТО Межгорье РБ от 20 мая 2020 года № 657);
- «Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута» в городском округе город Стерлитамак
Республики
Башкортостан»
(утв.
Постановлением
Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ от 7 июля 2020 года № 1372);
- «Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» (Постановление Администрации городского округа г.
Уфа РБ от 30 декабря 2020 года № 1622; Постановление Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ от 5 октября 2020 года № 2128;
Постановление Администрации городского округа г. Салават РБ от 3 августа 2020 года № 1624-п).
Вместе с тем, следует отметить, что с 1 января 2021 года полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на

80 территории
Республики
Башкортостан, от органов местного самоуправления переданы Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Органами местного самоуправления Республики Башкортостан также принимались нормативно-правовые акты в сфере землепользования. В частности, утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги
«Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» (Постановление Администрации городского округа г. Салават РБ от 8 июня 2020 года № 1198-п), внесены изменения в
Административный регламент предоставления муниципальной услуги
«Выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства»
(Постановление Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ от
20 марта 2020 года № 599).
Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления
Республики Башкортостан принимались также в рамках осуществления полномочий в сфере установления земельного налога.
Следует отметить, что в 2020 году с учетом распоряжения Главы
Республики Башкортостан от 1 июня 2020 года № РГ-153 «О дополнительных мерах по повышению устойчивости экономики
Республики Башкортостан с учетом внешних факторов, в том числе связанных с распространением новой коронавирусной инфекции» в нормативно-правовые акты муниципальных образований относительно земельного налога внесены изменения, устанавливающие:
- освобождение от уплаты авансовых платежей по налогу в 2020 году
(для субъектов малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр, основной вид деятельности которых соответствует Перечню отраслей экономики, наиболее уязвимых в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (Решение Совета городского округа г. Уфа РБ от 17 апреля 2020 года № 57/2, Решение Совета городского округа г.
Салават РБ от 29 апреля 2020 года № 4-52/513, Решение Совета городского округа г. Сибай РБ от 17 апреля 2020 года № 502, Решение Совета городского округа г. Агидель РБ от 16 апреля 2020 года № 532, Решение