ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
- измененная повторная закупка - ситуация осуществления закупки, при которой предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований;
- комплексная закупка - осуществляется на основе комплексного решения и не требует Принятия каких-либо отдельных решений.
Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой - управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.
В обобщенном виде цель снабжения - гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.
Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения:
- налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;
- поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;
- развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации. Например, информация о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бухгалтерией производится расчет с поставщиками;
- поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений. Например, если предприятие закупает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модификацию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой стоимостью содержания всей системы;
- поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или слуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг;
- договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;
- повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например, дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повысить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям поставки продукции.
В итоге система управления закупками на предприятии позволяет: расширить номенклатуру продукции, снизить общие затраты ресурсов и исключить убытки, избавиться от устаревших и медленно реализуемых запасов продукции, увеличить доли закупок, осуществляемых по процедуре стандартного заказа.
2.2 Методология проектирования внутрипроизводственных логистических систем при решении практических задач
Краткий процесс проектирования логистической системы управления запасами можно представить следующим образом:
1) подготовка исходных данных для проектирования;
2) проведение анализа существующей системы по всем позициям;
3) выявление отклонений параметров системы от желаемых по всем позициям или их группам;
4) классификация позиций по группам ABC—XYZ',
5) моделирование поведения различных групп позиций при использовании различных моделей управления запасами;
6) разработка логистической системы управления запасами;
7) разработка документации обеспечения деятельности логистической системы управления запасами.
Запас нужно рассматривать как форму существования материального потока, часть материального потока, который имеет свои границы в пространстве и времени. Запас как форма существования материального потока не может рассматриваться изолированно в рамках отдельного звена (подразделения). Необходима увязка всех звеньев цепи движения материального потока.
Процесс проектирования системы транспортировки продукции берет начало с поступления заявки. Стандартная заявка содержит следующие реквизиты:
- информация о заказчике;
- информация о грузе (название, количество, условия хранения);
- место отправление и место назначения;
- время отправления и прибытия;
- дополнительные услуги и замечания заказчика.
Проанализировав требования заказчика, оператор-диспетчер фирмы разрабатывает несколько возможных вариантов плана доставки продукции, определяя схемы доставки продукции и провайдеров, которые могут быть привлечены для достижения этой цели. В ходе работы диспетчера исключаются планы, которые не
соответствуют заявленным требованиям заказчика, и на основе оставшийся вариантов выбирается самый оптимальный. После этого при получении согласия заказчика на данный план доставки товара между сторонами заключается договор на доставку.
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.
К основным функциям склада можно отнести следующие:
1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом
2. Складирование и хранение, позволяющие выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением
3. Унификация и транспортировка грузов.
4. Предоставление услуг.
Товары обязательно отправляются в упаковке, которая должна соответствовать характеру товара.
Чтобы не терять поврежденную тару, на складах организуют ремонт поступавшей тары.
Упаковка служит для предохранения товара от повреждений и коррозии при транспортировке разного вида транспортом с учетом нескольких перевалок в пути, а также срока хранения, в частности его длительности.
Упаковка может быть средством или выступать как комплекс средств, которые должны обеспечивать защиту и беречь от потерь при транспортировке, складировании, укладке, перевалке и других операциях.
Упаковка зачастую является носителем информации о товаре – его наименование изготовитель; как правило, в последнее время на упаковку наносится штрих-код, иногда упаковка содержит сведения по эксплуатации, на ней указывают манипуляционные знаки и транспортную маркировку.
Основная функция упаковки – защита продуктов, она должна обеспечивать сохранность продукта на протяжении всего пути продвижения.
Уничтожение или повреждение товара может быть причиной возникновения убытков по цене, не сопоставимой со стоимостью упаковывания.
Складские, транспортные и манипуляционные функции определяют пригодность упакованного товара к механизации и автоматизации процессов.
Поэтому упаковка должна иметь стандартный размер, что облегчает в дальнейшем складирование и формирование грузовых мест.
Правильность информации, расположенной на упаковке, облегчает, а иногда способствует правильному хранению и управлению продвижением товара.
3 Оптимизация ресурсов организаций, связанных с материальными и нематериальными потоками
3.1 Современные логистические концепции и принципы сокращения логистических расходов
Концепция - способ понимания, трактовки объекта исследования, основная точка зрения по данному вопросу, руководящая идея для систематизированного освещения, а также - ведущий замысел, методологические принципы, доступная основа в научно-исследовательской разработке.
Логистическую концепцию можно трактовать как руководящую идею, платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.
Логистическую концепцию, как правило, сводят к рассмотрению целей применения логистического подхода, перечню составляющих экономического эффекта или к формулировке принципов, которыми необходимо руководствоваться при управлении логистическими процессами или при построении логистических систем.
В настоящее время существуют четыре основные логистические концепции, сущность и содержание которых следует проанализировать в хронологическом порядке — по мере их появления.
Концепции логистики:
1 Концепция общих логистических издержек. Разработана в США. Она основывается не на снижении затрат в отдельном звене логистической цепи, а на анализе издержек всех звеньев, причем по отдельным процедурам и операциям затраты могут быть увеличены, что приводит к снижению затрат по другим процедурам и операциям в большей степени. Концепция общих логистических издержек открывает возможность исследовать, как соотносятся между собой функциональные расходы логистики. Такое исследование позволяет поэлементно определять всю структуру расходов на логистику и делает очевидной необходимость анализа функциональных затрат и относительной значимости их для предприятия.
2 Концепция реинжиниринга бизнес-процессов. В логистике является модификацией общей концепции реинжиниринга. Реинжиниринг представляет собой общую концепцию проектирования работ не по иерархическому вертикальному управлению функциями и специализации труда, а по горизонтальным, или идущим от начала до конца процессам создания ценностей для потребителя. Основные положения реинжиниринга бизнес-процессов как логистической концепции состоят в следующем:
- реинжиниринг имеет дело с процессами, в том числе технологическими, а не с функциями (подразделениями) организационной структуры предприятия;
- процесс в теории реинжиниринга — это решение связанных между собой задач, результатом которого является создание ценностей для потребителя;
- существуют две основные характеристики производственного процесса: степень посредничества и степень сотрудничества. Реинжиниринг стремится к такой организации работы по каждому процессу, которая увеличила бы степень сотрудничества и уменьшила бы степень посредничества;
- реинжиниринг не ограничивается только тем процессом, который реконструируется, он должен касаться и всех смежных областей производства и распределения;
-необходимой базой для реинжиниринга является объединение всех компьютерных систем предприятия в одну сеть;
- в решении задачи сокращения общего времени прохождения процесса главное место занимает сопоставление общего времени выполнения той или иной задачи процесса и доли времени, в течение которого образуется добавленная стоимость.
3 Концепция интегрированной логистики. Компании основывается на поведении фирмы, которое, в свою очередь, определяется рядом факторов, например: издержками фирмы; спросом на продукцию и ценами на нее; капиталом фирмы; ценами на сырье, материалы и комплектующие изделия; состоянием конкуренции на рынке, платежеспособностью потребителей.
4 Логистическая концепция управления цепью поставок, представляет собой интеграцию конкретной фирмы со всеми фирмами в организации поставок (любая компания является одновременно поставщиком и потребителем). Многие применяют этот термин как синоним логистики или интегрированной логистики. Однако сейчас акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания Supply Chain Management (SCM) как новой концепции бизнеса.
Задачи, решаемые модулем SCM:
- измененная повторная закупка - ситуация осуществления закупки, при которой предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований;
- комплексная закупка - осуществляется на основе комплексного решения и не требует Принятия каких-либо отдельных решений.
Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой - управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.
В обобщенном виде цель снабжения - гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.
Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения:
- налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;
- поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;
- развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации. Например, информация о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бухгалтерией производится расчет с поставщиками;
- поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений. Например, если предприятие закупает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модификацию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой стоимостью содержания всей системы;
- поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или слуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг;
- договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;
- повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например, дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повысить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям поставки продукции.
В итоге система управления закупками на предприятии позволяет: расширить номенклатуру продукции, снизить общие затраты ресурсов и исключить убытки, избавиться от устаревших и медленно реализуемых запасов продукции, увеличить доли закупок, осуществляемых по процедуре стандартного заказа.
2.2 Методология проектирования внутрипроизводственных логистических систем при решении практических задач
Краткий процесс проектирования логистической системы управления запасами можно представить следующим образом:
1) подготовка исходных данных для проектирования;
2) проведение анализа существующей системы по всем позициям;
3) выявление отклонений параметров системы от желаемых по всем позициям или их группам;
4) классификация позиций по группам ABC—XYZ',
5) моделирование поведения различных групп позиций при использовании различных моделей управления запасами;
6) разработка логистической системы управления запасами;
7) разработка документации обеспечения деятельности логистической системы управления запасами.
Запас нужно рассматривать как форму существования материального потока, часть материального потока, который имеет свои границы в пространстве и времени. Запас как форма существования материального потока не может рассматриваться изолированно в рамках отдельного звена (подразделения). Необходима увязка всех звеньев цепи движения материального потока.
Процесс проектирования системы транспортировки продукции берет начало с поступления заявки. Стандартная заявка содержит следующие реквизиты:
- информация о заказчике;
- информация о грузе (название, количество, условия хранения);
- место отправление и место назначения;
- время отправления и прибытия;
- дополнительные услуги и замечания заказчика.
Проанализировав требования заказчика, оператор-диспетчер фирмы разрабатывает несколько возможных вариантов плана доставки продукции, определяя схемы доставки продукции и провайдеров, которые могут быть привлечены для достижения этой цели. В ходе работы диспетчера исключаются планы, которые не
соответствуют заявленным требованиям заказчика, и на основе оставшийся вариантов выбирается самый оптимальный. После этого при получении согласия заказчика на данный план доставки товара между сторонами заключается договор на доставку.
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.
К основным функциям склада можно отнести следующие:
1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом
2. Складирование и хранение, позволяющие выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением
3. Унификация и транспортировка грузов.
4. Предоставление услуг.
Товары обязательно отправляются в упаковке, которая должна соответствовать характеру товара.
Чтобы не терять поврежденную тару, на складах организуют ремонт поступавшей тары.
Упаковка служит для предохранения товара от повреждений и коррозии при транспортировке разного вида транспортом с учетом нескольких перевалок в пути, а также срока хранения, в частности его длительности.
Упаковка может быть средством или выступать как комплекс средств, которые должны обеспечивать защиту и беречь от потерь при транспортировке, складировании, укладке, перевалке и других операциях.
Упаковка зачастую является носителем информации о товаре – его наименование изготовитель; как правило, в последнее время на упаковку наносится штрих-код, иногда упаковка содержит сведения по эксплуатации, на ней указывают манипуляционные знаки и транспортную маркировку.
Основная функция упаковки – защита продуктов, она должна обеспечивать сохранность продукта на протяжении всего пути продвижения.
Уничтожение или повреждение товара может быть причиной возникновения убытков по цене, не сопоставимой со стоимостью упаковывания.
Складские, транспортные и манипуляционные функции определяют пригодность упакованного товара к механизации и автоматизации процессов.
Поэтому упаковка должна иметь стандартный размер, что облегчает в дальнейшем складирование и формирование грузовых мест.
Правильность информации, расположенной на упаковке, облегчает, а иногда способствует правильному хранению и управлению продвижением товара.
3 Оптимизация ресурсов организаций, связанных с материальными и нематериальными потоками
3.1 Современные логистические концепции и принципы сокращения логистических расходов
Концепция - способ понимания, трактовки объекта исследования, основная точка зрения по данному вопросу, руководящая идея для систематизированного освещения, а также - ведущий замысел, методологические принципы, доступная основа в научно-исследовательской разработке.
Логистическую концепцию можно трактовать как руководящую идею, платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.
Логистическую концепцию, как правило, сводят к рассмотрению целей применения логистического подхода, перечню составляющих экономического эффекта или к формулировке принципов, которыми необходимо руководствоваться при управлении логистическими процессами или при построении логистических систем.
В настоящее время существуют четыре основные логистические концепции, сущность и содержание которых следует проанализировать в хронологическом порядке — по мере их появления.
Концепции логистики:
1 Концепция общих логистических издержек. Разработана в США. Она основывается не на снижении затрат в отдельном звене логистической цепи, а на анализе издержек всех звеньев, причем по отдельным процедурам и операциям затраты могут быть увеличены, что приводит к снижению затрат по другим процедурам и операциям в большей степени. Концепция общих логистических издержек открывает возможность исследовать, как соотносятся между собой функциональные расходы логистики. Такое исследование позволяет поэлементно определять всю структуру расходов на логистику и делает очевидной необходимость анализа функциональных затрат и относительной значимости их для предприятия.
2 Концепция реинжиниринга бизнес-процессов. В логистике является модификацией общей концепции реинжиниринга. Реинжиниринг представляет собой общую концепцию проектирования работ не по иерархическому вертикальному управлению функциями и специализации труда, а по горизонтальным, или идущим от начала до конца процессам создания ценностей для потребителя. Основные положения реинжиниринга бизнес-процессов как логистической концепции состоят в следующем:
- реинжиниринг имеет дело с процессами, в том числе технологическими, а не с функциями (подразделениями) организационной структуры предприятия;
- процесс в теории реинжиниринга — это решение связанных между собой задач, результатом которого является создание ценностей для потребителя;
- существуют две основные характеристики производственного процесса: степень посредничества и степень сотрудничества. Реинжиниринг стремится к такой организации работы по каждому процессу, которая увеличила бы степень сотрудничества и уменьшила бы степень посредничества;
- реинжиниринг не ограничивается только тем процессом, который реконструируется, он должен касаться и всех смежных областей производства и распределения;
-необходимой базой для реинжиниринга является объединение всех компьютерных систем предприятия в одну сеть;
- в решении задачи сокращения общего времени прохождения процесса главное место занимает сопоставление общего времени выполнения той или иной задачи процесса и доли времени, в течение которого образуется добавленная стоимость.
3 Концепция интегрированной логистики. Компании основывается на поведении фирмы, которое, в свою очередь, определяется рядом факторов, например: издержками фирмы; спросом на продукцию и ценами на нее; капиталом фирмы; ценами на сырье, материалы и комплектующие изделия; состоянием конкуренции на рынке, платежеспособностью потребителей.
4 Логистическая концепция управления цепью поставок, представляет собой интеграцию конкретной фирмы со всеми фирмами в организации поставок (любая компания является одновременно поставщиком и потребителем). Многие применяют этот термин как синоним логистики или интегрированной логистики. Однако сейчас акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания Supply Chain Management (SCM) как новой концепции бизнеса.
Задачи, решаемые модулем SCM:
-
формирование структуры сети складов сырья и готовой продукции для снижения операционных логистических издержек; -
оптимизация схемы транспортных операций / маршрутов (с точки зрения издержек); -
выбор производителя товара для поставки на конкретный региональный рынок и т. п.