Файл: Специфику управления инновационными проектами на примере ОАО «АВТОВАЗ»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационными проектами

1.1 Понятие инновационного проекта

1.2 Формы и методы управления инновационными проектами

Глава 2 Характеристика инновационной деятельности на примере ОАО «АВТОВАЗ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Автоваз»

2.2 Инновационная политика ОАО «АВТОВАЗ»

Глава 3. Повышении эффективности управления инновационными проектами на примере ОАО «АВТОВАЗ»

3.1 Оценка инновационных проектов по критериям инновационности и конкурентоспособности

3.2 Построение графической модели оценки инновационных проектов

3.3 Мероприятия по устранению рисков при осуществлении инновационного проекта

3.4 Расчет затрат на реализацию инновационного проекта

3.5 Мероприятия для эффективного управления инновационными проектами ОАО «АВТОВАЗ»

Заключение

Список использованных источников

Содержание:

Введение

Основной целью данной работы является разработка плана эффективного управления инновационными проектами для российской компании. В работе приведен пример выбора наиболее эффективного проекта и рассмотрены критерии, по которым следует проводить анализ инновационных проектов в производственных организациях на примере ОАО «АвтоВАЗ».

Актуальность осуществления технологических разработок обусловлена влиянием внешней и внутренней среды предприятия на сферу его функционирования. В связи с тем, что любое промышленное предприятие является элементом как национальной экономической системы, так и мировой, оно восприимчиво к изменениям поведения потребителей, развитию рынков товаров и услуг, развитию технологий в мировом пространстве, глобализации спроса и предложения. В современных условиях развития экономики инновационная деятельность - необходимый комплекс мероприятий для поддержания конкурентоспособности предприятия и производимого им товара.

Управление инновационными проектами одна из важнейших задач на предприятии и от того, насколько рационально построен процесс зависят результаты деятельности всей компании.

Объект исследования ОАО «АВТОВАЗ»

Предмет исследования управление инновационными проектами.

Цель курсовой работы – изучить специфику управления инновационными проектами на примере ОАО «АВТОВАЗ».

Задачами курсовой работы вытекают из её цели и заключаются в:

- анализ теоретических аспектов управления инновационными проектами;

- анализ управления инновационными проектами на примере ОАО «АВТОВАЗ»;

Методологическую основу составили общие положения теории систем, лежащие в основе дисциплины управления проектами, общие принципы ситуационного подхода в менеджменте, методы статистической обработки данных опроса руководителей -практиков.

В работе применяются теоретические и эмпирические методы научного познания: системного, сравнительного и факторного анализа; абстрагирования и агрегирования; индукции и дедукции; прогнозирования; экономико-математического моделирования и др., а также комплексный, системный подход к исследованию, позволяющий наиболее эффективно решать поставленные частные задачи.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников.


Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационными проектами

1.1 Понятие инновационного проекта

Под инновационным проектом понимают комплекс мероприятий, включающий в себя правовое, экономическое и технологическое обоснование целесообразности осуществления данной инновационной деятельности и внедрения разработанной инновации. [2, С.56]

Инновационный проект, в конечном итоге, представляет собой документ, в котором изложено полное описание нового продукта, технологии или способа организации процессов, происходящих на предприятии, в том числе их преимущества и недостатки; рассчитаны основные показатели деятельности до их внедрения и после; предложен ряд мероприятий по внедрению данных инноваций на предприятии, а так же проанализированы риски, с которыми может столкнуться руководство предприятия при осуществлении данного проекта. [15, С.249]

Целью инновационного проекта является усовершенствование существующей технологической, экономической, организационной и других систем на предприятии или создание новой, с целью снижения затрат и повышения качества производимой продукции или оказываемой услуги и в конечном итоге максимизация прибыли.

Как и любой другой проект, инновационный проект проходит несколько этапов, ( рисунок 1)

Рисунок 1. Стадии разработки инновационного проекта

В процессе планирования и организации инновационной деятельности проводят оценку жизнеспособности проекта, которая включает следующие виды анализа: технический, коммерческий, финансовый, экологический, организационный, социальный, экономический. Для каждого вида анализа разрабатывают отдельную методику и определяют объем необходимой информации. [20, С.56]

Первый этап, служащий фундаментом для последующей работы, называется «подготовка проекта». Здесь возникает обсуждение всевозможных идей между различными отделами предприятия, где ключевую роль играют инженеры, решающие технические проблемы в конкретной области, и маркетологи, а так же происходит поиск решения многих важнейших задач, от которых зависит дальнейшее выполнение проекта, таких как:


- Каков ресурсный потенциал предприятия?

- Какие технологии необходимы при выполнении проекта?

- В какие сроки необходимо осуществить проект и др.

Второй этап заключается в обосновании необходимости осуществления инновационной деятельности для поддержания конкурентоспособности продукта или услуги. В этот момент совершается выбор идеи проекта. Это может быть как усовершенствование технологии производства, так и модернизация существующего продукта или его замена другим. Переход предприятия на производство усовершенствованного продукта обусловлен чаще всего дороговизной существующего, появлением более современного аналога у конкурентов или изменением запросов потребителей. Так, например, автомобилестроительные компании занимаются выпуском новых моделей раз в 3-5-10 лет в связи с тем, что у потребителей возникают новые неудовлетворенные потребности. [25, С.640]

На втором этапе также важно взаимодействие работников разных отраслей, для того чтобы оценить нововведение со всех сторон: технологическую составляющую, экономическую, социальную и др. Также необходимо оценить деятельность конкурентов в этом направлении и наладить диалог с потребителями.

После обсуждения технологической и экономической стороны проекта, он переходит на следующий этап «принятие проекта». В этот момент идея становится проектом. Конечным результатом данного этапа является сформированная проектная группа и презентация проекта, включающая описание самой инновации, обоснование особенностей ее внедрения, расчет необходимых инвестиций, плановых затрат, этапов и сроков исполнения каждого мероприятия.

Наиболее громоздкий этап «осуществление проекта» начинается с определения задач, целей и ответственных лиц. Во время работы над проектом могут возникнуть технологические, информационные и бюрократические проблемы, которые должны быть своевременно устранены, а так же необходимо следить за текущими разработками и конъюнктурой рынка и незамедлительно реагировать на изменения. [14, С.79]

Далее производится анализ полученных результатов, и обсуждаются проблемы, с которыми столкнулась рабочая группа, и вопросы, связанные с внесением каких-либо изменений в процесс осуществления инноваций. Иногда в ходе реализации проекта появляются доказательства несостоятельности идеи, невозможности ее воплощения на практике. В таком случае необходимо возобновить работы над проектом с самого начала. В случае удовлетворительного результата следует завершающий этап.


Здесь осуществляется передача проекта тому подразделению, которое продолжит работу над ним и возьмет на себя ответственность за дальнейшее совершенствование.

Изложенная схема является алгоритмом выполнения практически любого инновационного проекта и, как правило, окончание одного этапа совпадает с началом другого, но данные правила не всегда соблюдаются. Во многих случаях возникает необходимость доработки или полного пересмотра плана действий и возврата на начальную стадию. Например, проекты, связанные с изменением деятельности персонала имеют более сложный характер. Они могут начинаться с подготовки, и далее сразу происходит их осуществление. После чего обсуждаются результаты проведенного испытания и уже в последнюю очередь оцениваются возможности данной инновации. Стадия передачи проекта в таком проекте отсутствует.

Любой проект в процессе своей реализации проходит различные стадии, называемые в совокупности жизненным циклом проекта. Он состоит из четырех фаз: концепция, разработка, реализация, завершение. Каждая фаза характеризуется достижением одного или нескольких результатов. Результат - это измеримый продукт работы. Формально фазы проекта включают стадии. Стадии проекта состоят из этапов. Этапы проекта включают виды работ. Такая структура не обязательна, но наблюдается в большинстве проектов. Если проект касается какого-либо продукта (товара или услуги), то необходимо учитывать жизненный цикл продукта, см. рисунок 2

Рисунок 2. Фазы жизненного цикла проекта или продукта

Жизненные циклы проекта и продукта связаны между собой. Упрощенно эта связь представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Жизненный цикл продукта

У проекта обязательно имеются одна или несколько целей. Достижение целей проекта может быть реализовано различными способами. Для сравнения этих способов необходимы критерии успешности достижения поставленных целей. Обычно в число основных критериев оценки различных вариантов проекта входят сроки и стоимость достижения результатов.

К методам управления инновационными проектами, которые принято называть рычагами управленческого воздействия относят ресурсы, технологии, контракты и организацию работ. Два последних рычага являются вспомогательными средствами управления, а два первых - основными. Немаловажную роль при управлении играет учет неопределенности, который осуществляется с помощью анализа рисков по различным категориям. В то же время функции управления являются следствием анализа содержания и жизненного цикла проекта.


1.2 Формы и методы управления инновационными проектами

Управление проектами - это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту. Управление проектами выполняется с помощью применения и интеграции логически сгруппированных процессов управления проектами, объединенных в группы процессов. Эти 5 групп процессов следующие:

- инициация;

-планирование;

-исполнение;

-мониторинг и управление;

-завершение. [15 С.246]

В управление проектами, как правило, входит:

- определение требований;

-удовлетворение различных потребностей, решение проблем и удовлетворение ожиданий различных заинтересованных сторон проекта в ходе планирования и выполнения проекта;

-уравновешивание конкурирующих ограничений проекта: содержание; качество; расписание; бюджет; ресурсы; риски.

Каждый конкретный проект окажет влияние на ограничения, которым должен уделять внимание менеджер проекта.

Взаимоотношение между этими факторами таково, что если один из этих факторов изменится, то с большой долей вероятности будет затронут как минимум еще один фактор. Так, если сжимается расписание, то зачастую возникает необходимость увеличения бюджета и включения дополнительных ресурсов для выполнения одного и того же объема работ в более сжатые сроки. Если увеличение бюджета невозможно, может быть сокращено содержание или снижено качество для поставки продукта в более сжатые сроки в пределах установленного бюджета. Мнение заинтересованных сторон проекта по поводу того, какой из факторов более важный, могут разделяться, что приводит к повышению сложности проекта. Изменение требований, предъявляемых к проекту, может вызвать дополнительные риски. Команда проекта должна быть способна оценить ситуацию и уравновесить требования в целях достижения успеха проекта.

По причине возможного изменения план управления проектом носит итеративный характер и проходит через последовательную разработку на различных стадиях жизненного цикла проекта. Иными словами, по мере накопления более подробных и специфичных знаний можно перейти к детализации и улучшению плана.

Последовательная разработка позволяет команде управления проектом осуществлять управление на более детальном уровне по мере развития проекта.