Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Предмет предпринимательского права ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Предмет предпринимательского права

1.1. О месте предпринимательского права в системе права

1.2. Предмет предпринимательского права

1.2.1. Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования

1.2.2. Отношения некоммерческого характера

1.2.3. Отношения, возникающие в процессе регулирования предпринимательской деятельности

1.2.4. Внутрихозяйственные (внутрифирменные) отношения

Глава 2. Метод предпринимательского права

Глава 3. Принципы предпринимательского права

3.1. Принцип свободы предпринимательской деятельности

3.2. Принцип неприкосновенности и юридического равенства всех форм собственности

3.3. Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности

3.4.Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности

3.5. Принцип законности

Заключение

Список использованных источников

Содержание:

Введение

В настоящее время в условиях активного развития рыночной экономики в России происходит целенаправленное развития предпринимательской деятельности. Это является объективной предпосылкой появления необходимости всестороннего, комплексного регулирования указанной деятельности, а также важным фактором успеха проводимых в стране экономических реформ.

Естественно, в связи с вышесказанным, большой интерес проявляется к нормам, регулирующим предпринимательскую деятельность. Отметим, что нормы, регулирующие соответствующую деятельность, существуют в любом государстве. В некоторых странах эти нормы являются часть. Гражданского права (например, Италия), в других представляют особую отрасль (Франция, Испания и др.). Также отметим, что в некоторых странах существуют кодифицированные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность и действующие наряду с Гражданским Кодексом этих государств (например, Испания).

В России же проблема кодификации норм предпринимательского права стоит давно, однако сейчас приобрела большую актуальность. Поэтому в настоящее время, в юридической литературе остро встает вопрос о понятии предпринимательского права, о его предмете, методе, как о важных признаках деления системы права на отрасли. Предмет предпринимательского права является достаточно многогранным, многозначным, очень объемным и сложным понятием, имеющим свои особенности, что порождает множество дискуссий вокруг данной отрасли права.

Несмотря на множество дискуссий по вопросу предмета предпринимательской деятельности, для нашего государства характерна тенденция к созданию и выделению норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, в особую сферу правового регулирования. Как следствие, создается возможность обеспечить развитие предпринимательской деятельности, создать необходимые правовые условия для ее осуществления, защитить частные интересы предпринимателей, а также публичные интересы государства и общества в целом.

В рамках данной работы мы постараемся рассмотреть вопросы определения предмета предпринимательского права, в особенности обратимся к характеристике предпринимательской деятельности, как основного вида отношений, регулируемых нормами указанной отрасли права, затронем вопрос о месте предпринимательского права в системе права России, отметим особенности метода правового регулирования, а также обратимся к принципам предпринимательского права, осветим основные дискуссии имеющие место в научной литературе.


Для достижения указанных целей мы изучим работы некоторых ученых в сфере гражданского и предпринимательского права, обратимся к законодательной базе.

Работа состоит из введения, трех глав, которые, в свою очередь, подразделяются на подпункты, заключения.

Глава 1. Предмет предпринимательского права

1.1. О месте предпринимательского права в системе права

Вопрос о системе российского права является дискуссионным. В литературе выказываются различные позиции относительно систематизации права. Так, Мозолин В.П. обосновывает теорию деления права на три уровня: 1) конституционное право; 2) гражданское, трудовое, административное, налоговое, уголовное, процессуальное; 3) правовые образования, функционирующие в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства.[1]

Лахно П.Г. и Губин Е.П. предлагают различать: 1) профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, три материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право и соответствующие им три процессуальные отрасли; 2) специальные отрасли, где правовые режимы приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, жилищное право и др.; 3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей. [2]

В то же время, Андреев В.К. пишет: «Следует признать, что система российского права представляет совокупность равнорасположенных к Конституции РФ отраслей права вне зависимости от времени их образования и происхождения от гражданского права. Следует говорить не о многомерности системы права и наличии в ней вторичных, третичных и т.д. образований, а об однолинейности отраслей права, выделяя их только по критерию предмета правового регулирования».[3]

На наш взгляд спор о разграничении отраслей права носит не только теоретический, но и практический характер. Ведь результаты этих дискуссий практически всегда воплощаются в конкретных нормативно-правовых актах, регулирующих различные сферы жизнедеятельности.


В свете вышесказанного, отметим несколько точек зрения о выделении такой отрасли права как предпринимательское право. Так, ряд ученных (монистическая концепция), являясь сторонниками взглядов на предпринимательское право как самостоятельную отрасль, полагают, что входящие в ее предмет отношения должны регулироваться одной отраслью права, которая характеризуется своими принципами, предметом, методами регулирования и своеобразными субъектами права.[4]

Противоположную точку зрения высказывают некоторые ученые цивилистической науки, являясь приверженцами дуалистической концепции. Смысл данной концепции состоит в том, что предпринимательские правоотношения рассматриваются главным образом с позиций гражданского и административного права, где горизонтальные отношения равноправных субъектов в сфере товарно-денежного оборота должны регулироваться гражданским правом, а вертикальные отношения – административным правом и нормами примыкающих к нему отраслей (например, налоговым). Так, Мозолин В.П., чью теорию деления права на три уровня мы упомянули ранее, отказывает предпринимательскому праву в квалификации даже в качестве комплексного правового образования (третий уровень права), указывая, что оно является в своей основе гражданским правом.[5]

В юридической литературе имеют место и мнение о комплексном характере данной отрасли права. Так, Губин Е.П. отмечает, что «наиболее обоснованной представляется точка зрения, согласно которой предпринимательское право – самостоятельная комплексная интегрированная отрасль российского права, имеющая тенденцию перерастания в основную отрасль».[6]

Аналогичной позиции придерживается и Белых В.С., замечая что «предпринимательское право – это комплексная отрасль, гармонично сочетающая публично-правовые и частноправовые начала».[7]

По нашему мнению, точка зрения, рассмотренная нами последней, является более приемлемой. Ведь не вызывает сомнения тот факт, что предпринимательское право регулирует разнообразные по своей природе отношения. И относит их к предмету регулирования только гражданского права или административного права невозможно. Это достаточно специфичные отношения, которые должны регулироваться нормами самостоятельной отрасли права, которая сможет в полной мере охватить реальные сущностные связи всех субъектов, как по вертикали, так и горизонтали. Мы будем в этом все больше убеждаться далее, анализируя предмет правового регулирования предпринимательского права.


1.2. Предмет предпринимательского права

Известно, что предмет правового регулирования используется в качестве одного из критерия разграничения отраслей права. Под предметом понимается определенный круг общественных отношений, регулируемый нормами той или иной конкретной отрасли права.

В литературе, рассматривая отношения регулируемые нормами предпринимательского права, являющиеся предметом данной отрасли, подразделяют на определенные группы.

Так, Губин Е.П. и Лахно П.Г. выделяют такие группы отношений: отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности; отношения, связанные с самой предпринимательской деятельностью; отношения по государственному регулированию предпринимательства; внутрихозяйственные, внутрикорпоративные отношения.[8]

Белых В.С. в своей монографии выделяет три группы отношений, которые составляют предметное единство – сферу правового регулирования: предпринимательские (горизонтальные) отношения, которые представляют собой имущественные отношения товарно-денежного характера, в рамках которых осуществляется предпринимательская деятельность между субъектами хозяйствования либо между последними и гражданами; предпринимательские (вертикальные) отношения, складывающиеся между управленческими органами и субъектами хозяйствования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности; внутрифирменные отношения.[9]

Ершова И.В. также выделяет следующие группы отношений в качестве предмета предпринимательского права: 1) предпринимательские отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами; 2) отношения некоммерческого характера, не имеющие непосредственной цели извлечения прибыли; 3) отношения, возникающие в процессе регулирования предпринимательства, которые в свою очередь делятся на отношения по государственному регулированию и отношения, складывающиеся при осуществлении саморегулирования.[10]

В принципе, мы видим общность взглядов большинства ученных на содержание предмета предпринимательского права. Такого деления будем придерживаться и мы, изучая в рамках данной главы предмет правового регулирования указанной отрасли права.


1.2.1. Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования

Центральным понятием при рассмотрении предмета предпринимательского права является предпринимательская деятельность, которая выступает в качестве основных отношений, регулируемых рассматриваемой отраслью права.

Российское законодательство содержит легальное определение предпринимательской деятельности, в соответствии с которым таковой является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в установленном законе порядке (абз.3 п.1. ст.2 ГК РФ).

Нужно отметить, что данная трактовка предпринимательской деятельности вызывает критику в свой адрес. Так, Аистова Л.С.пишет, что законодательное определение является неполным и в настоящее время не отражает нужным образом публичные интересы и частные потребности граждан, организаций, общества и государства в сфере предпринимательской деятельности и уже не соответствует современным рыночным отношениям.[11]

Аналогичное мнение высказывает и Белых В.С., указывая, что данная формулировка предпринимательства «не отличается достаточной определенностью и допускает различные толкования».[12]

Тем не менее, для начала рассмотрим основные признаки предпринимательской деятельности, закрепленные в легальном определении.

Предпринимательская деятельность является самостоятельной. В самом общем виде, самостоятельность данного вида деятельности означает, что ее субъект сам, без необоснованного вмешательства принимает решения, относящиеся к ведению предпринимательской деятельности, совершает все действия, составляющие ее содержание.[13]

Самостоятельность характер предпринимательской деятельности, главным образом, означает относительную независимость предпринимателя от иных органов, организаций и частных лиц. Граждане и их объединения сами инициируют предпринимательскую деятельность и самостоятельно осуществляют ее. Предприниматель свободен в выборе предмета такой деятельности, а также средств для ее эффективного осуществления.[14]