Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (Налоги в системе рыночных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших инструментов осуществления эко­номической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, когда в обществе созда­на атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным усло­вием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

До перехода к рыночным отношениям, в условиях центра­лизованной плановой экономики, налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдель­ные элементы представляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было про­возглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не привести к негативному, пренебрежительному отношению большинства членов общества к налогам как та­ковым.

В настоящее время положение коренным образом измени­лось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т. е. стало налогоплательщиками. И по­этому знание налогового законодательства, налоговая грамот­ность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Созданная в 1992 г. в результате копирования западных, прежде всего германской, моделей налоговая система России представляла собой на первых порах многоступенчатую, слож­ную и нередко недостаточно ясную систему налогообложения, к тому же подверженную частым и не всегда продуманным изменениям. Принятые и действовавшие на протяжении поч­ти десятилетия налоговые законы зачастую не были актами прямого действия. Их применение сопровождалось функцио­нированием многочисленных нормативных документов, изда­ваемых органами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, продолжав­ших действовать до вступления в силу глав Налогового кодек­са, регулирующих вопросы исчисления и взимания конкретных налогов.


Начатая в 1998 г. принятием части первой Налогового ко­декса налоговая реформа к настоящему времени практически завершена. В 2004 г. приняты законы, отменяющие действие Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации” и установившие налоговую систему Российской Федера­ции. К настоящему времени абсолютное большинство налогов, входящих в российскую налоговую систему, регулируется соот­ветствующими главами части второй Налогового кодекса.

Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В данной работе рассматривается современная налоговая система РФ, ее проблемы и пути совершенствования, налоги, их сущность и функци.

Целью данной курсовой работы является изучение действующей налоговой системы Российской Федерации, как неотъемлемой части современного экономического образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить сущность налогов и их функции;
  2. Изучить структуру налоговой системы;
  3. Рассмореть сущность налоговой политики и ее виды;
  4. Выявить взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма;
  5. Определить основные направления совершенствования налоговой системы РФ.

Для написания курсовой работы мною использовались следующие методы: метод системного подхода (изучая всю целостность налоговых отношений), графический метод при изучении динамики процессов в российской налоговой системе, а так же статистический и математический методы.

Глава 1. Налоги в системе рыночных отношений


1.1 Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия «налог», независимого от полити­ческого и экономического строя общества, от природы и задачи государства. Ведь необходимость налогов предопределяется непосредственно функциями государства.

Теория налога и практика налогообложения развивались вмес­те с теорией государства и практикой его функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственных доходов.

На ранних этапах развития человеческого общества государ­ственные доходы и расходы носили натурально-вещественный характер. В последующем налоги приобретают характер товар­но-денежных отношений, а государственные доходы и расходы выражаются преимущественно в денежной форме.

Экономически правильное определение понятия налога имеет существенное значение, поскольку точное уяснение содержания категории «налог» способствует обоснованному и единообразному применению норм законодательства, опре­деляющих право частной собственности налогоплательщика. Кроме того, понятие налога должно быть одной из отправных точек при разработке законов, регулирующих порядок уста­новления и взимания налоговых платежей; четкое понимание термина «налог» позволяет праводопустимо ограничить объ­ем полномочий и компетенцию как налогоплательщиков, так и контролирующих органов [9, с. 111].

В учебниках по финансам и налогообложению определение налога в обобщенном виде выглядит в основном так: «обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц».

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[2].

Налог — это экономическая категория, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, имеют специфическое общественное назначение: они служат мобилизации денежных средств в распоряжение государства.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.


В настоящее время в экономической науке нет единой устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. Одни ученые называют только две функции: фискальную и стимулирующую. По мнению других, кроме фискальной налоги выполняют, по меньшей мере, еще три функции: распределительную, регулирующая и контрольную. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое.

Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям [6, с. 25-33].

Если рассматривать функции налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов.

Налоги выполняют следующие основные функции:

  1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств, для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к данной.
  2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия, путем изменения соотношения различных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на наиболее сильные категории плательщиков.

  1. Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов. Благодаря контрольной функции, оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
  2. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям СССР и России и т.д.)
  3. Регулирующая функция налогов. Данная функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос.

Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства части валового национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает им реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

  1. Воспроизводственная. Данная функция носит целевой характер и обеспечивает платежи во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, которые идут на финансирование дорожных фондов, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на решение социальных задач[14, с. 323-325].

Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах – основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения.

Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723—1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время:

  1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно с их доходами. Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.
  2. Принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям.
  3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков;
  4. Принцип экономии, т. е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание [8, с. 7-9].