Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (Налоги в системе рыночных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим некоторые проблемы налоговой системы Российской Федерации.

Российское налогообложение по праву можно назвать одним из наиболее парадоксальных. Если под налогообложением понимать не только технику взимания налогов по установленным элементам налогообложения, но и всю совокупность налоговых отношений – от принятия решений об установлении, изменении и отмене налогов до урегулирования взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами, то парадоксами налогообложения можно считать определенные налоговые решения, действия и их результаты, не соответствующие общепринятым, традиционным подходам и способам достижения поставленных налоговых целей или противоречащие нормальной логике.

Начнем с состава системы налогов Российской Федерации. С введением в действие первой части НК РФ с 01.01.1999 в закрытом перечне налогов и сборов было задекларировано 28 налоговых платежей. В дальнейшем по мере введения отдельных глав налогов и сборов во вторую часть НК РФ перечень налоговых платежей неоднократно пересматривался. В результате преобразований по состоянию на 01.01.2010 осталось всего 13 налогов.

Сам факт сокращения количества налогов является скорее позитивным, чем негативным явлением для экономики. Однако в данном случае количество налоговых платежей было сокращено более чем в 2 раза. Такая ситуация уже не нормальна для налоговых правоотношений. Но даже это не самое главное. Более существенное значение имеет качественная сторона произошедших изменений.

Другая проблема заключается в следующем: в 2006 году был отменен налог на наследование или дарение. Вряд ли можно найти еще хотя бы одну более или менее развитую страну в мире, в которой бы не применялся такой налог. Основными причинами, на которых строилось обоснование необходимости отмены в России налога на наследование или дарение, назывались:

- низкая платежеспособность определенных (малообеспеченных)

категорий населения – получение наследства или дарения;

- низкая фискальная значимость этого налога.

Для обеспечения принципов учета платежеспособности и справедливости налогообложения необходимо было пересмотреть в сторону существенного увеличения необлагаемый минимум наследуемого и одариваемого имущества с целью уменьшения налоговой базы до размеров, обеспечивающих освобождение от этого налога малоимущего населения и перераспределение налогового бремени с бедных и среднего класса на богатых при одновременном увеличении налоговых ставок.


Одной из проблем является и то, что Россия – единственная из развитых стран, в которой с 2001 г. применяется пропорциональное налогообложение доходов физических лиц в форме НДФЛ (до принятия гл. 23 НК РФ этот подоходный налог был прогрессивным). Отказ от прогрессивной шкалы налоговых ставок преподносился в качестве одной из мер, направленных на стимулирование легализации работодателями зарплатных выплат и физическими лицами своих доходов. Несмотря на эйфорию среди официальных лиц, вызванную переходом на пропорциональную систему подоходного налогообложения, она не дала существенных результатов.

Разновидностью подоходного налогообложения является налогообложение прибыли организаций, механизм которого отличается чрезмерной сложностью. Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» является самой большой и трудной для понимания налогоплательщиками. Еще со времен А. Смита известно, что чем сложнее налог, тем больше возможностей для уклонения о уплаты или его неполной уплаты.

Есть еще одна проблема, на которую указывает анализ российской структуры налоговой системы, – перекос в соотношении прямого и косвенного налогообложения в сторону косвенного. Из 13 установленных в НК РФ налогов и сборов 10 являются косвенными, т. е. перелагаемыми на законных основаниях налогоплательщиками (организациями) через цены на потребителей своей продукции[13, 15-23].

Рассмотрим соотношение прямого и косвенного налогообложения в России, используя данные таблицы 1.

Таблица 2- Соотношение прямых и косвенных налогов в федеральном бюджете РФ[2]

Наименование статьи

2008

2009

2010

Млн. руб.

Млн. руб.

Млн. руб.

Прямые налоги, в т. ч. налоги, сборы и регулярные платежи, за пользование ресурсами

1875487,50

1965396,50

2082860,70

Косвенные налоги, в т.ч. налоги на товары, реализуемые на территории России и налоги на товары ввозимые на территорию России

2293019,20

2944233,10

3389001,00

Всего налогов

4168506,70

4909629,60

5471861,70

Из таблицы видим, что косвенные налоги преобладают над прямыми.

Для экономики России акцент на косвенное налогообложение имеет множество недостатков: высокие косвенные налоги сокращают потребление, особенно населения как основного конечного потребителя, высокие косвенные налоги оказывают большое инфляционное давление на экономику.


За последние годы много сделано для существенного улучшения налоговых отношений в российской экономике. Приняты серьезные поправки в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на улучшение налогового администрирования и совершенствование правил контрольной работы налоговых органов. Снижается налоговая нагрузка на экономику. Осуществлены серьезные мероприятия по упрощению налоговой системы страны путем установления закрытого перечня налогов, сокращения их числа, унификации налоговых баз, правил и порядка уплаты конкретных налогов.

На современном этапе реформирования налоговой системы Российской Федерации и организации бюджетных отношений особую актуальность получают вопросы совершенствования налогового законодательства Российской Федерации. Доходы бюджетов, как регионального уровня, так и местных бюджетов определяются проводимой налоговой политикой, уровнем совершенства налогового законодательства Российской Федерации.

Цель реформирования налогового законодательства заключается:

  • в увеличении поступлений налогов в бюджетную систему;
  • в повышении её нейтральности по отношению к налогоплательщикам;
  • в снижении административных издержек исполнения налогового законодательства государственных органов и налогоплательщиков;
  • в обеспечении приоритетности формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за счет собственных доходных источников;
  • в расширении налоговых полномочий законодательных субфедеральных органов власти и представительных органов местного самоуправления;
  • в закреплении уплаты налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты по месту осуществления фактической деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • в уточнении видов налогов и сборов, специальных налоговых режимов, формирующих систему налогов и сборов Российской Федерации;
  • в удовлетворении потребностей бюджетного законодательства.

Основными задачами государственной политики России официально провозглашены создание рыночной экономики и ускорение экономического роста. В какой-то степени они решаются – распределение товаров и услуг происходит на основе свободных обменных сделок, рост валового внутреннего продукта страны в последние годы близок к поставленным задачам.

Действующая в экономике России налоговая система не отвечает в полной мере предъявляемым к ней принципам и требованиям. Российская налоговая система пока не является органичной частью регулируемой экономической системы, базирующейся на категориях оптимальности: оптимальных налоговых ставках, оптимальной прибыли, оптимальной цене.


Налоговое реформирование должно учитывать воспроизводственные особенности хозяйствующих субъектов и проходить в соответствии с целями экономического развития. Обеспечение условий для экономического и политического развития – проблема всеобщая для любого государства, совершенствование налогообложения – эта одна из частных проблем во всеобщей проблеме.

Достижению главной цели налогового реформирования – сочетание интересов плательщиков и государства, будет способствовать решение проблем, касающихся порядка формирования видов налогов [17].

Стратегической целью реформирования современной налоговой системы является создание устойчивого и эффективного механизма налогообложения, оптимального как для центра, так и для региона, стимулирующего развитие инвестиций.

В этих условиях самой актуальной задачей стало создание новой системы и порядка сбора налогов, так как предшествующая не соответствовала глубине проводимых в стране преобразований.

Эффективность налоговой реформы во многом зависит от выбора методологических подходов, базирующихся на основных положениях теории налогов и анализе современной практике налогообложения.

Улучшение налоговой системы возможно при условии учета не только собственных промахов и ошибок, но и многовекового мирового опыта в практике налоговой деятельности. Коренная реорганизация налоговой системы должна идти параллельно с реорганизацией государственной налоговой службы, ведь любые преобразования, какие бы мы не отразили в нормативных актах, будут внедрять специалисты[10].

В настоящее время обозначаются следующие стратегические направления для совершенствования налоговой системы РФ:

  1. сделать налоговые процедуры максимально комфортными для всех участников бизнеса;
  2. усилить стимулирующую роль налоговой системы, что необходимо для модернизации российской экономики в целом;
  3. более справедливо распределить фискальную нагрузку по всем секторам экономики, обеспечив устойчивыми налоговыми поступлениями все уровни бюджетной системы - от федерального до муниципального;
  4. гарантировать предсказуемость и стабильность налоговой системы.

Большое воздействие налогообложение оказывает и на внешнеэкономические связи. В современных условиях налоги стали предметом международных соглашений. В первую очередь это относится к таможенным пошлинам, а также к внутренним налогам в странах – участницах интегральных объединений.


Таким образом, для активизации налоговой политики России необходимо:

- упростить в перспективе налоговую систему страны, используя ее построения три главных элемента налоговой базы – собственность, прибыль, рентные платежи. При этом существенно сократить налоговое бремя;

- ввести необлагаемый налогом минимум заработной платы вначале в размере прожиточного минимума, а затем по мере развития экономики страны в размере минимального потребительского бюджета подобно тому, как это практикуется в США;

- снизить уровень косвенных налогов на товары первой необходимости и тем самым привести уровень цен по ним в соответствие с их стоимостью;

- ввести изменения в механизм амортизации, облегчающие ускоренную амортизацию и прежде всего в машиностроительном комплексе;

- разработать научно обоснованную методологию расчета таможенных пошлин и усилить таможенную политику в целях защиты и развития национальной экономики[18].

Следует обратить внимание и на то, какие изменения в налогообложении ожидают нас в 2012 году.

Ежегодно в порядок налогообложения вносятся те или иные изменения. Основополагающим документом являются «Основные направления налоговой политики РФ на 2012 года и на плановый период 2013 и 2014 годов»[3].

Изменения которые будут вноситься в 2012 году произойдут по следующим направлениям:

Налог на прибыль

НДС

НДФЛ

Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов

Также будет прорабатываться вопрос о подготовке введения налога на недвижимость[12, с. 32].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.