Файл: Управления Каналами сбыта в системе товародвижения реально существующей организации.(Теоретические аспекты анализа каналов товародвижения в маркетинге).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты анализа каналов товародвижения в маркетинге
1.1 Организационные аспекты сбытовой политики предприятия
1.2 Природа, функции, уровни каналов товародвижения
1.3 Управление каналами товародвижения фирмы
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Альтгруп Электро»
2.2 Анализ использования каналов сбыта предприятием ООО «Альтгруп Электро»
Содержание:
Введение
Актуальность данной проблемы состоит в том, что возможности сбытовой деятельности и возможности и виды инструментов сбыта, применяемые к конкретному предприятию не универсальны. Не существует единой формулы формирования и совершенствования сбытовой деятельности, следуя которой каждое предприятие могло быть доминирующем в своем сегменте рынка. Для организации и совершенствования сбытовой деятельности предприятия, нужно иметь четкое представление о подходах и инструментах, которые могут быть применимы в рамках конкретной рыночной ситуации.
Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собственный канал распределения.
Канал распределения – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Необходимость сбытовой сети обусловлена тем, что изготовитель неспособен принять на себя все обязанности и функции, вытекающие из требований свободного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потребителей. Поэтому для фирмы выбор сбытовой сети (каналов распределения) – это стратегическое решение, которое должно быть совместимо не только с ожиданиями в целевом сегменте, но и с ее собственными целями. Сбытовая сеть может быть определена как структура, сформированная партнерами, участвующими в процессе конкурентного обмена, с целью предоставления товаров и услуг в распоряжение индивидуальных потребителей или индустриальных пользователей. Этими партнерами являются изготовители, посредники и конечные пользователи – покупатели. Любой сбытовой канал выполняет определенный набор функций, необходимых для осуществления обмена.
Предметом данного исследования является анализ управления каналами товародвижения.
Объектом анализа будет являться предприятие ООО «Альтгруп Электро».
Целью данной курсовой работы является изучение проблем каналов сбыта в системе товародвижения фирмы..
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть функции и структуру каналов сбыта распределения;
- выявить основные варианты канала и виды маркетинговых систем;
- рассмотреть проблему мотивирования участников каналов распределения;
- научиться принимать решение об управлении каналами распределения.
Исследование проводилось с помощью методов анализа, сравнения и наблюдения.
В качестве информационной базы выступили: устав предприятия, нормативно-справочные материалы, Интернет ресурсы, результаты экспертного опроса. Теоретическую основу составили работы отечественных и зарубежных ученых в области практического и теоретического маркетинга, материалы периодической печати.
Исходя из поставленной цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две тематические главы, заключение, список использованных источников
1. Теоретические аспекты анализа каналов товародвижения в маркетинге
1.1 Организационные аспекты сбытовой политики предприятия
Ученые определяют сбыт как количество товара, которое предприятие может реализовать в определенный период времени [1].
Знаменитый британский специалист по организации бизнеса Гордон Дж. Болт пишет так о роли сбыта в жизненных процессах предприятия: «Нет никаких сомнений в том, что именно коммерческий аппарат и управляющие по сбыту в конечном счете обращают деньги и общие усилия в заказы для предприятия. Недостаточная эффективность сбытовой деятельности ставит под угрозу существование организации в целом» [3].
По мнению автора Бурцева В.В., сбытовой политикой являются выбранные руководством предприятия, совокупность сбытовых стратегий маркетинга и совокупность мероприятий по формированию ассортимента товаров и ценообразованию, по формированию спроса и стимулированию сбыта, заключению договоров, товародвижению, инкассации дебиторской задолженности и доставке товара [4].
Также, по мнению Бурцева В.В., сбытовая политика обязана быть ориентирована на достижение показателей эффективности, таких как:
- получение прибыли в текущем периоде и в дальнейшем;
- благоприятный имидж предприятия и общественное признание;
- удовлетворение спроса покупателей;
- рыночная устойчивость предприятия и конкурентоспособность продукции. [4, С. 32]
Главной задачей деятельности организации, в рамках сбыта, является управление конкурентоспособностью товара. Ориентируясь на эту цель, можно выделить два основополагающих направления действий в сбытовой политике:
- управление каналами сбыта (включающее планирование длины и широты самого канала, организацию и контроль работы его участников; выбор типа посредников);
- управление товародвижением (включающее планирование, организацию и контроль процессов хранения товара и транспортировки)
Основные принципы сбытовой политики:
- целенаправленность;
- скоординированность;
- системность;
- гибкость;
- комплексность;
- всесторонность учета маркетинговой информации;
Опираясь на основные принципы сбытовой политики, разрабатывается стратегия и тактика сбыта.
По мнению авторов Масловой Т.Д., Ковалик Л.Н., сбытовая стратегия - это долго и среднесрочные решения руководства предприятия по созданию и изменению каналов сбыта, а также процессов физического перемещения товаров в пространстве. К задачам, связанным со сбытовой стратегией можно отнести:
- прогнозирование и планирование сбытовых каналов;
- выбор прямого или косвенного типа сбыта продукции.
Сбытовой тактикой можно назвать мероприятия краткосрочной и разовой направленности. Задачи тактики сбыта касаются: работы с уже существующими клиентами и привлечению новых клиентов; учета и контроля за объемами продаж и ценами на продукцию; мероприятий по поддержке сбыта; разработки коммерческих предложений на поставку товара.
Сама суть сбытовой политики предприятия раскрывается в процессе планирования и реализации стратегических и тактических действий.
По мнению авторов Масловой Т.Д., Ковалик Л.Н., канал распределения, это ни что иное как, совокупность отдельных лиц или предприятий, которые помогают передать кому-либо, или принимают на себя права собственности на товар или услугу, на пути движения товара от производителя к потребителю.
Существует два вида каналов товародвижения - прямые и косвенные. Суть прямых каналов сбыта заключается, в перемещении товаров и услуг покупателю от производителя минуя, независимых посредников. Косвенный же канал, направлен на перемещение продукции от производителя к независимому посреднику, и потом только конечному потребителю.
Также каналы сбыта подразделяются по уровням. Уровень канала - это каждый тип посредника, взявший на себя те или иные обязанности по доведению товара до конечного потребителя. Длина канала распределения определяется количеством посредников, у которых задерживается товар на пути к потребителю. [7, С. 132]
Прямые каналы распределения относятся к каналам нулевого уровня, так как в процессе движения товара от производителя к потребителю не участвует ни один посредник. Прямой канал сбыта выглядит так: Производитель - розничная торговля - потребитель.
Длина косвенных каналов сбыта зависит от количества посредников, задействованных в процессе движения продукции от производителя к потребителю. Косвенный канал распределения выглядит так: Производитель - оптовая торговля - розничная торговля - потребитель.
Также существуют смешанные каналы распределения: Производитель - оптовая торговля - розничная торговля - потребитель.
Выделяют главные функции каналов распределения:
- транспортировка: совокупность действий, способствующих перемещению продукции от места производства до места потребления;
- хранение: обеспечение доступности товара, в момент его покупки;
- «дробление»: обеспечение достаточного количества товаров, которое соответствует потребностям потребителей;
- компоновка: формирование блока взаимодополняющих или специализированных товаров, необходимых в разных ситуациях потребления;
- создание информационных связей: повышение осведомленности о потребностях и тенденциях рынка;
- принятие части риска: финансовый, моральный, организационный;
Также существует понятие - широта канала. Это общее число посредников одного типа на одном канале распределения. Есть три варианта тттиро- ты канала:
- Интенсивный сбыт: чаще всего используется при реализации товаров широко потребления и марочных товаров.
- Селективный сбыт, что подразумевает ограничение количества посредников, в зависимости от характера и клиентуры.
- Эксклюзивный сбыт заключается в выборе одного посредника. В основном этот метод применяется в маленьких городах, где рынок сбыта изначально не имеет большой емкости. [14, С. 132]
Абсолютно всех посредников мы можем разделить на несколько типов по самостоятельности:
- распорядительные органы производителя (сбытовой отдел, филиалы, коммивояжеры);
- партнеры по сбыту и собственно торговые посредники:
- партнеры по сбыту, это лица, юридически и экономически самостоятельные, выполняющие «поддерживающую» функцию (агенты, брокеры, маклеры). Они не приобретают товар в собственность, а лишь «сводят» интересы производителей и лиц, заинтересованных в приобретении товара.
- к торговым посредникам относят, компании, выстраивающие свою деятельность по реализации товара, независимо от производителя. Уровень самостоятельности посредников гораздо выше, чем у партнеров по сбыту.
Распределительными органами производителя выступают:
- коммивояжер - это сотрудник предприятия, в обязанности которого входит клиентов и работа с ними.
- отдел сбыта - структурное подразделение любого предприятия, занимающегося производством товара, которое осуществляет получение и ведение заказов.
- сбытовой филиал - собственное отделение по сбыту в рамках достаточно крупного предприятия, самостоятельность отделения регламентируется головной формой.
К партнерам по сбыту относят следующие субъекты:
- брокер - лицо, юридически самостоятельное, которому поручены ограниченные по объему сделки. Брокер является посредником при заключении сделок, и не имеет долгосрочных договорных отношений ни с одной стороной.
- комиссионер - лицо, юридически самостоятельное, заключающее договора о поставке от собственного имени.
- агент - лицо, которое имеет возможность вести дела одновременно нескольких предприятий, и получать вознаграждение в зависимости от объемов сбыта или по оговоренному тарифу. Обладает юридической самостоятельностью.
- маклер - лицо, представляющее интересы обеих сторон, занимающееся поиском возможностей заключения договоров. Обладает юридической самостоятельностью.
- дистрибьютор - лицо, юридически самостоятельное, имеющее право на основании договора, реализовывать продукцию производителя на определенной территории и в течение определенного временного отрезка.
Немецкий ученый Юрген Витт считал, что основная цель сбыта - это реализация долгосрочных решений, которые исходят из целевого планирования политики предприятия.
Мерой полноты применения всего потенциала сбыта является доля рынка:
Доля рынка (в %)= (Сбыт фирмы / Сбыт отрасли ) х 100 (1)
Величина доли рынка влияет на возможности предприятия использовать снижение цен для достижения ценовых преимуществ в конкурентной политике, а также повысить свой престиж в глазах покупателя. Для сохранения конкурентоспособности, каждое предприятие должно стремиться к захвату достаточной для выживания доли рынка. Хотя Ю. Витт считал, что «доля рынка сама по себе прибыли не приносит».
Многие отечественные исследователи видят назначение сбытовой политики в создании оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж, включая создание сети оптовых и розничных магазинов, складов промежуточного хранения, выставочных залов, определении маршрута товародвижения.
В настоящее время, разрабатываются и создаются различные договорные системы сбыта, что обуславливается развитием рынка. Среди договорных систем сбыта выделяют координированные и традиционные.
Координированная сбытовая структура - единая система каналов товародвижения, где один участник обладает силой, обеспечивающей полное сотрудничество остальных участников, или попросту владеет ими.
Координированная сбытовая структура позволяет участникам распределительной системы максимально эффективно сотрудничать и поэтому на сегодняшний день, данная сбытовая структура достаточно широко распространена.