Файл: Жизненный цикл и управление организацией(Модели жизненного цикла, развития и стратегических организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- уровнем дивидендных выплат;

- ростом продаж;

- капитальными расходами, разделенными на рыночную стоимость акций плюс балансовая стоимость долгосрочного долга и возрастом компании.

Таблица 2

Характеристика целей организации в зависимости от стадий жизненного цикла

Стадии

Производственные цели

Маркетинговые цели

Финансовые цели

Становление

Подготовка к реализации идей, создание и начало выпуска нового продукта, услуги. Постановка новых целей развития, выбор стратегических альтернатив

Завоевание места на рынке, выбор целевых сегментов, повышение привлекательности для клиентов

Поиск источников финансовых ресурсов, накопление активов,

обеспечение притока денежной массы

Упадок

Оптимизация всех видов ресурсов, сужение номенклатуры продукции, прекращение затратногопроизводства, поиск нового продукта

Удержание рынка, выбор новых ниш, контрагентов, пересмотр продуктовой стратегии

Создание резерва финансовых ресурсов для будущих преобразований. Устранение неплатежеспособности, восстановление финансовой устойчивости, обеспечение финансового равновесия

Рост

Увеличение производственных мощностей, рост объемов производства, разделение и специализация труда.

Активное освоение рынка, заполнение рыночного сегмента,

развитие и продвижение новых продуктов и услуг, создание и

развитие клиентской базы

Долгосрочное инвестирование в производство, инфраструктуру, распределительную сеть; достижение положительного де-

нежного потока.

Зрелость

Оптимизация производственного процесса, снижение издержек, обеспечения высокого качества

товаров, услуг.

Сохранение доли рынка, выявление новых возможностей развития, расширение клиентской базы.

Сохранение положительного денежного потока,

повышение рентабельности за счет улучшения

работы с клиентами, оптимизации бизнес-

процессов; инвестирование в совершенствование

бизнеса.

Исследователи полагают, что для стадии роста характерен низкий уровень дивидендных выплат, высокий рост продаж. Компания, имеющая такие показатели, считается молодой[19]. На стадии зрелости компания может выплачивать средние по величине дивиденды и обеспечивает средний рост продаж. Возраст компании, вышедшей на данную стадию развития – взрослая.


Для стадии стагнации характерна высокая величина дивидендов, низкий рост продаж. Компания по возрасту старая[20].

Дж. Энтони и К. Рамеш классифицировали жизненный цикл посредством таких ключевых показателей: рост выручки, изменение капитальных затрат, годовой уровень дивидендов, возраст компании.

У.С. Брувер и У. Хамман предложили концепцию определения жизненных циклов на основе денежных средств от разных видов деятельности[21] . Так, они полагали, что при положительных значениях денежных средств от операционной деятельности, денежных средств от инвестиционной деятельности и денежных средств от финансовой деятельности фазу жизненного цикла установить невозможно. Это редкий случай, который может быть лишь временной ситуацией.

При положительном значении денежных средств от операционной деятельности и отрицательных значениях денежных средств от инвестиционной деятельности и денежных средств от финансовой деятельности организация является зрелой, растущей средними темпами и может быть охарактеризована как здоровая компания, которая генерирует денежный поток, который достаточен для финансирования ежедневной деятельности. При этом происходит осуществление некоторых инвестиций в развитие организации и выплачиваются долги.

При состоянии, когда денежные потоки от операционной и инвестиционной деятельности положительны, а денежный поток от финансовой деятельности отрицателен, компания генерирует положительный денежный поток, но продает долгосрочные активы и инвестиции для погашения долгов и находится в стадии падения и возможна реструктуризация[22].

Реструктуризация также необходима организациям для перехода на новый этап развития[23]. Реструктуризация представляет собой совокупность стратегических изменений с целью выхода на новый уровень развития.

Стратегические изменения - это комплекс мероприятий, направленных на увеличение эффективности управления и связанных с преобразованиями в области стратегии ведения бизнеса. Изменения осуществляются руководством и затрагивают область целей, организационной структуры и персонала. Изменения являются способом принятия решений в ответ на внешние вызовы организации, к которым могут относиться повышение требований клиентов, глобализационные процессы, необходимость технологических усовершенствований[24]. Все эти факторы образуют среду, обладающую повышенной неустойчивостью и стимулирующую организацию к стратегическим изменениям.


Существует несколько подходов к уровням и этапам стратегических изменений. Д. Бодди и Р. Пэйтон полагают, что стратегические изменения касаются технологий, целей, персонала, бизнес-процессов, власти, структуры организации[25]. Ф.Ж. Гуияр и Д.Н. Келли в стратегических изменениях видят преобразования, которые осуществляются в направлениях реструктуризации, обновления, оживления и рефрейминга[26]. По Р. Дафту стратегические изменения приводят к новым идеям и заставляют применять новые модели поведения.

В организации выделяют проведение четырех типов стратегических изменений:

1) изменения в технологиях;

2) изменения в услугах и продуктах;

3) изменения в структуре организации и стратегии развития;

4) изменения в организационной культуре

Р.М. Кантер выделяет такие уровни управления стратегическими изменениями[27]:

- изменение проектов;

- программы изменений;

- организации – проводники изменений.

Изменение проектов представляет собой действия, которые нацелены на решение определенной проблемы. Программы изменений оказывают совокупное организационное воздействие. Организации-проводники изменений - это компании, которые раньше других избирают инновационный путь развития и постоянно совершенствуют свои продукты, услуги, технологии.

И. Шумпетером выделено пять видов стратегических изменений[28]:

1) внедрение в производство продукции, которая обладает новыми свойствами;

2) внедрение новых технологических процессов и техники, а также нового рыночного обеспечения процесса производства;

3) появление новых рынков сбыта;

4) появление нового сырья;

5) изменения материально-технического снабжения и организации производства.

Управление стратегическими изменениями реализуется с помощью двух подходов[29]: реактивного и проактивного. Реактивный подход состоит в реагировании на происходящие события, адаптацию к ним и смягчении последствий. С помощью проактивного подхода к управлению стратегическими изменениями можно прогнозировать внешнюю обстановку и осуществлять перемены гораздо задолго до появления серьезных проблем. Стратегические изменения дают возможность выйти на другой качественно новый уровень развития, усилить конкурентные преимущества, обогатить организационную культуру и завоевать новые прибыльные рынки сбыта. В случае, если изменения осуществлены правильно, они приводят к экономическому росту компании[30].


Классификация стратегических изменений[31]

Стратегические изменения в организации бывают:

- запланированные/незапланированные;

- разовые/многоступенчатые;

- изменения неизменяемого функционирования и изменения, которые приводят к полной перестройке организации;

Управленческой науке известны следующие модели управления стратегическими изменениями в организации: модель преобразования бизнеса К. Левина, модель «Айсберга» С.Н. Германа, модель управления стратегическими изменениями И. Ансоффа, теории Е и О организационных изменений М. Бира и Н. Нориа, модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и Дж. Келли, стадии процесса изменений Дж. Коттера, кривая изменений Дж. Дакка и модель стратегических изменений Л. Грейнера. Рассмотрим суть некоторых из этих моделей[32].

Согласно модели изменений К. Левина стратегические изменения в организации осуществляются на трех этапах, которые носят название «Разморозь», «Измени», «Заморозь». Суть изменений состоит в осознании стабильности. Автор выделил факторы, подталкивающие к изменениям и силы, которые направлены на поддержание стабильного развития и дал им название «побуждающих» и «ограничивающих» сил. По К. Левину организации может сохранять устойчивость при равенстве этих сил.

Согласно модели управления стратегическими изменениями Л. Грейнера развивающаяся организация проходит в своем развитии пять стадий: давления на высшее руководство, посредничества на высшем уровне руководства, диагностики проблемной области, поиска нового решения и обязательства его выполнить, эксперимента с новым решением[33]. Л. Грейнер выделил способы распределения власти между уровнями в организации. Это может быть выполнено в виде односторонних действий и в процессе делегирования полномочий.

Теорию «Е» и Теорию «О» разработали М. Бир и Н. Нориа. Согласно теории Е стратегические изменения происходят в зависимости от экономических ценностей организации[34]. По теории О стратегические изменения основаны на возможностях организации. Руководители, которые используют в своей деятельности теорию Е, осуществляют изменения сверху вниз и применяют экономические стимулы, сокращения, а также реструктуризацию[35]. Руководители, практикующие деятельность по теории О, ориентируются на развитие персонала и осуществляют изменения снизу вверх.


Ф.Ж. Гуияр и Дж. Н. Келли – авторы модели преобразования бизнеса, согласно которой стратегические изменения ведутся в направлениях рефрейминга, реструктуризации, обновления и оживления.

Дж. Дак разработал модель «кривой перемен», согласно которой процесс стратегических изменений происходит в виде сменяющих друг друга фаз: застоя, подготовки, реализации, проверки на прочность и достижения цели[36].

Существуют следующие категории стратегии организационных изменений: стратегия как замысел, стратегия как схема и стратегия как факт. Первый уровень стратегии организационных изменений - стратегия как замысел подразумевает намерения членов организации, которые выражены в виде миссии, идеи и целей. На втором уровне стратегии – стратегии как схеме, происходит оформление стратегического замысла в виде проекта или программы. На третьем уровне стратегических изменений – стратегии как факте стратегические изменения оформлены в виде конкретных событий, которые происходят вследствие управляющих воздействий.

Выбор стратегии определяется скоростью проведения изменений. К. Торли и Х. Уирдениус поместили стратегии в пять групп: директивные стратегии, стратегии, основанные на переговорах, нормативные стратегии, аналитические стратегии и стратегии, которые ориентированы на определенные действия[37].

Директивная стратегия предусматривает принятие решений непосредственно руководителем. Ее применение полезно в кризисные моменты деятельности[38]. Стратегия, основанная на переговорах, предусматривает подключение к процессу управления других специалистов организации. Нормативная стратегия («сердца и умы») способствует расширению рамок, связанных с проведением изменений: сотрудники не только согласны способствовать осуществлению изменений, но и отвечают за проведение изменений в жизнь. При осуществлении аналитической стратегии для проведения изменений привлекаются специальные технические эксперты для решений соответствующей проблемы[39]. При реализации стратегии, ориентированной на действия, создается группа специалистов, на которую не оказывает влияния менеджер проекта. Они апробируют подходы к решению проблем.

С целью осуществления изменений используются специальные проекты и задания, эксперимент, целевые и рабочие группы, показательные проекты, новые организационные подразделения, а также новые формы организации труда.