Файл: Специфика развивающего обучения (по Л.В. Занкову).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

способ Еще Л. С. российский Выготский иллюстративному отмечал, объясняет что «формирование сталкивается понятий в отрицал школьном отражающим возрасте тускнеют осуществляется целенаправленная разными путь путями, в специальной том необходимую числе и поставить от снова абстрактного к Движущей конкретному в радостным процессе мире обучения. видят Если систематической формировать функций только Учтена конкретное сложный мышление личность ребенка, впечатлений то более это опыта значит огромная тормозить из его друге развитие. мира Теоретические необходимую знания осуществляться не основное исчерпываются помочь терминами и группируют определениями. простому Большое информации место в стандартных обучении несмотря младших появится школьников смыслов занимает структурный усвоение творческому зависимостей, подготавливает законов (например, детей переместительный перспективна закон Урок сложения и уточняется умножения в предпосылкой курсе мир математики, достижениям закономерности единое сезонных приоритета изменений в идущий жизни направляющей растений и Зверева животных – в значение естествознании)»

В Как системе практике обучения Л. В. информацию Занкова восприятия формирование операции навыков ученых происходит Амонашвили на поход основе отвлеченности полноценного учебную общего слова развития, хвосте на работать базе Основы глубокого привитию осмысления коллизии соответствующих усвоения понятий, фактических отношений, навыков зависимостей.

использованная Принцип ограничиваться осознания неизбежную школьниками писал процесса навыками учения мнению вытекает законов из заинтересовывает общепринятого творческих дидактического объектов принципа которую сознательности. давать Анализируя изучить различные практические его учебный трактовки, вырастить он немыслимо подчеркивал возможным важность обладающие понимания зависит учебного опыт материала, школе умения личностно применять достижениям теоретические ходу знания роли на поэтому практике, знать признавал слова необходимость результат овладения Школа мыслительными сильной операциями (сравнения, Поправки анализа, смену синтеза, отдан обобщения), отношение важность учитывает позитивного беседа отношения показом школьников к значит учебному характер труду. нужное Все очень это, принципы по ребятам мнению понятием Занкова, видимом необходимо, место но Селиванов недостаточно. работу Важно педагогическому то, Уже что поверхностный процесс Только овладения психологов знаниями и связи навыками всегда был Этим объектом письмо осознания подчеркивал ребенка.


мыслительными Особое интеллектуально место в дидактику системе Л. В. она Занкова стандарты занимает ребенку принцип заставь целенаправленной и высоких систематической вывода работы известный по приобретенные развитию беззаботной всех гораздо учащихся, в практически том закономерности числе и завтрашний наиболее необходимых слабых. Сост Очень нашим важная помогал особенность Леонидом этой общем системы, соотношение это специальной подход к Технологии выявлению познавательный результатов внимания обучения. В самое традиционной урока школе нужно самое четыре главное – приемов это экскурсии высокая Школа успеваемость. В способствует системе гипотеза Занкова получаемой при ей подведении модели итогов, в метод первую года очередь, отношения учитывается ответственного тот разделов факт, емких как всеми дети наблюдательность продвинулись в Коменского общем какую развитии, а примеры не мысль только в корректируя усвоении объясняет программы. багажом Отметка бездействуют не немыслимо может обоснование выразить учителям всю максимальное полноту главную жизнедеятельности избежать ребенка, придерживается не доводящей показывают, Эффективность как овладения развивается нескольких наблюдательность, Урок мышление, общее эмоционально-волевые формированию качества, приложения практические делу действия, персонажей ценностные впечатлений ориентиры.

Л. В. дефектологии Занков самым объяснял, развитием что методике на поделки слабых легким учеников Осознание обрушивается различать огромная вошел масса проверенная тренировочных осмысления упражнений, подчиняется так известный как в идеалы традиционной странах методике предмет это нужно для преодоления неуспеваемости учащихся. Опыт показывает, что такая перегрузка только увеличивает отставание ребенка, а не способствует его развитию. Поэтому нужна систематическая работа по развитию слабых учеников. Только тогда можно наблюдать сдвиги в их развитии и хорошие результаты в усвоении учебного материала.

Все эти принципы были конкретизированы в программах и методиках обучения. Самое важное в обучении – это общее психическое развитие, которое понимается как развитие ума, воли, чувств ребенка и как надежная основа для усвоения знаний, умений, навыков. Учитель должен перестроиться в видении ученика, относиться к нему не только как способному или неспособному, а видеть в ученике человека, личность со всеми его переживаниями и интересами.

Также Л. В. Занков сформулировал положение о четырех формах соотношения наглядности и слова учителя в обучении: ученик, изучая наглядный образ (схему, изображение объекта) сам находит нужные сведения. Учитель руководит наблюдением ученика, обращает его внимание на существенные признаки;


учитель сообщает сведения об изучаемом объекте, иллюстрируя их справедливость показом наглядного пособия;

при изучении связей между явлениями ученик в ходе наблюдения (выполнения лабораторной работы) сам обнаруживает эти связи, учитель при помощи слова ведет учащихся к осмыслению связей;

учитель сообщает о связи между явлениями и иллюстрирует их наличие показом.

Если сравнить все эти пути, то видно, что они неодинаковы в получении знаний учащимися: в первом и третьем случаях ребенок приобретает знания путем собственной мыслительной и практической деятельности, имеющий характер поисковой;

Во втором и четвертом случаях школьники получают знания в готовом виде от учителя, а их деятельность сводится к запоминанию и пониманию сообщаемых им знаний.

Выводы по 2 главе

Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная нашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым.

Цель обучения школьников – это оптимальное общее развитие каждого ребенка на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья.

Обучение по системе развивающего обучения по Л.В.Занкову ни в коем случае не отвергает важности приобретения фактических знаний, необходимых образованному человеку. Оно расставляет иначе приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии.

ГЛАВА 3. «Система Л. В. Занкова в образовании РФ»

3.1 Внедрение системы развивающего обучения в современную школу

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для себя, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится школе. Именно там ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, развить в себе любознательность, потребность в познании.


Вот цитата из нормативного документа Министерства образования РФ «Стандарт начального общего образования» (2004г.):

«Федеральный компонент Государственного стандарта направлен на реализацию личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы».

Эту же цель Л. В. Занков сформулировал более 50 лет назад. Уже тогда он смог правильно предугадать основные направления в развитии образования 21 века. Таким образом, процесс получения знаний строится на трех подходах в современной школе:

  1. цель – общее развитие каждого ребенка;
  2. учет особенностей обучаемых;
  3. образовательные стандарты.

Разработан и рекомендован Министерством образования полный учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы.

Отбор содержания, характер заданий побуждает школьников к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями. Учитывая возрастные особенности обучаемых, приоритет отдан эмоциональному фактору, который дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.

Учтена и такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Уже потом, когда ребенок получит опыт обучения и жизненный опыт, он начнет мыслить аналитически. Сначала он воспринимает мир целостно.

В учебниках дается два подхода к формированию прочности знаний. Например, полив почвы. Можно поливать сильной струей, быстро. А можно это делать по-другому, как в засушливых странах, при помощи капельного полива. Оказывается, во втором случае результат самый экономный и самый высокий.

Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал, направлял в нужное русло. Учебники насыщены проблемными вопросами, и ученики имеют право спорить, аргументировать свою точку зрения. Важно, чтобы ребенок не боялся допустить ошибку.

Обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. А как можно воспитать самостоятельного человека, думающего человека без преодоления трудностей? «Трудность», которую предлагают ребенку, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями класса, или вместе с учителем. Правильно построенные уроки не вызывают у детей перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию сводит до минимума неизбежную усталость от работы, не вызывает негативного отношения к учебному процессу.

Содержание всех учебных предметов строится таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, видеть новое в уже известном. Понятно, что, когда ребенок долгое время фиксирует свое внимание на одном содержании, воспитывается воля к достижению цели, умение довести дело до конца. В процессе такого сотрудничества воспитывается личность ребенка в целом.


В среднем каждый четвертый российский учитель начальных классов учит детей по системе Л.В.Занкова. Самое главное, что учитель должен осознать и принять принципы построения этой системы, т.е. бережного отношения к внутреннему миру ребенка, предоставляя простор для его индивидуальности.

Осознание единства и постоянной противоречивости внешних и внутренних факторов развития является движущей силой развития системы, цель которой – целостное развитие ребенка, его эмоционально-нравственной сферы.

Система развивающего обучения Л.В.Занкова позволяет научить ребенка:

  • ответственно подходить к выполнению обязанностей;
  • выбирать более продуктивные варианты;
  • не ограничиваться одной профессией;
  • постоянно стремиться к саморазвитию и самоутверждению;
  • быстро ориентироваться в новых ситуациях;
  • анализировать и сравнивать.

Ребенок сможет с истоков получать навыки общения, решать проблемы, быть усидчивым и любознательным. Система Занкова подходит нерешительным детям, так как благодаря индивидуальному подходу дети быстро вливаются в коллектив и активно принимают участие в беседах.

Общая цель обучения заключается в развитии знаний на базе различных образовательных предметов.

Нынешняя система образования позволяет учителю выбирать методы обучения самостоятельно. Я бы хотела рекомендовать учителям, особенно начальных классов, систему развивающего обучения Л.В.Занкова, наиболее приемлемую для ребенка, на мой взгляд. И этому есть объяснения, на таких уроках можно проявить себя, показать свои таланты. В таких классах нет агрессии, издевательств, а учитель – настоящий друг для детей. По-моему, всем детям хочется учиться у такого учителя

Выводы по 3 главе

Многолетняя практика показала, что ученикам, работающим по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, намного легче воспринимается учебная программа, так как она направлена на развитие способностей, учитывает внутренний мир ребенка.

Есть в нашей стране школы и классы, где учителя работают по этой системе, добиваясь хороших результатов. Конечно, на мой взгляд, учитель сам должен быть мотивирован на неординарный подход к преподаванию. Сейчас, как никогда, нужны в системе образования такие педагоги. Обучение не является легким, но система развивающего обучения по Л.В.Занкову позволяет вырастить думающего, ответственного человека, способного найти свое место в жизни.