Файл: Специфика развивающего обучения (по Л.В. Занкову).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кому не приходилось наблюдать, как тускнеют глаза ребят, прибежавших с перемены на урок, на котором учитель бьется над тем, чтобы возбудить у них познавательный интерес. Причина этого чаще всего кроется в неумелой организации учебного процесса. Однообразие урока, когда на нем каждый день повторяются в неизменном порядке: проверка выполнения домашней работы, опрос, затем объяснение и закрепление нового, снова домашнее задание, все это вызывает у ребенка скуку, притупляет его внимание. Очень часто много времени отводится на проверку домашнего задания. При этом учитель работает с 2-3 учениками, а остальные в это время бездействуют.

Можно избежать этого, создав всем учащимся в соответствии с их учебными возможностями оптимальные условия обучения. Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей ребенка, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их трудолюбия. Формирует личность не только содержание учебного материала, но и вся система взаимоотношений учителя с учеником, учеников друг с другом.

Над решением этой проблемы трудились лучшие умы зарубежной и отечественной педагогики и психологии. Практически все они признают, что обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они являются единым процессом развития ребенка.

Предложенная Л.В.Занковым дидактическая система оказалась эффективной. При проведении эксперимента он использовал методы психологического изучения учащихся и доказал, что изменение построения обучения влечет за собой изменения психического облика ребенка. Каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.

Развивающее обучение, по мнению Л.В.Занкова, отличается от традиционного, объяснительно-сообщающего типа характером преподавания. В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности.

Особенность технологии развивающего обучения Л.В.Занкова заключается в совместных действиях учащихся и учителя, при направляющей роли учителя. Новый век требует новой личности, личности свободной, интеллектуально развитой, способной самостоятельно принимать решения.

Однако, система развивающего обучения Л.В.Занкова, несмотря на ее эффективность, недостаточно востребована в школьной практике в настоящее время. Несмотря на это, система развивающего обучения, я думаю, актуальна и перспективна. Опираясь на теоретико-практические исследования Л. В. Занкова нужно совершенствовать обучение ребенка в школе.


В ходе исследования мною была изучена и проанализирована литература по данной теме. Я рассмотрела понятие «развивающее обучение» по Л. В. Занкову, его принципы, сущность и особенности.

Таким образом, мою гипотезу о том, что применение технологий развивающего обучения на уроках положительно влияет на качество знаний учащихся, можно считать доказанной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Активные вопросы воспитания и развития личности / Ш.А. Амонашвили. Амрита, - 2010

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. М., -2006. – 234с.

3.Выготский Л.С. Детская психология. Ч.2: Вопросы детской (возрастной) психологии / Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4. М., 1984

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.:Директ-Медиа, - 2008.- 613с.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов – М.:Академия, - 2004.- 288с.

6. Зак A.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М., 2010.

7. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 2010.

8. Зверева М.В. Содружество ученого и учителя: Л.В. Занков. - М., 2011.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2009.

10. Новое время - новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика / Сост. М.В. Зверева, Р.Г. Чуракова. - М., 2011.

11. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М., 2010.

12. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2010.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПБ, 2009.

14. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М., 2010.

15. Ситаров В.А. Дидактика. - М., 2012.

16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. - В 2-х ч.-ч. 1. - М., 2012.

17. Степанова М. «Развивающее обучение» // Школьный психолог 2007. № 15, - стр. 19.

18. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 2013.

19. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В. Занкова. - Самара, 2011.

20. Чутко Н.Я. «Занков вчера, сегодня, завтра» // Начальная школа 2013. № 6, - стр. 5.