Файл: Специфика развивающего обучения (по Л.В. Занкову).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая деятельность отличается исключительной сложностью и многообразием приемов воздействия на учащихся. Основополагающими в работе учителя являются идеи концепции общего среднего образования и реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), целью которого является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Жизнь убедительно доказывает, что от школы, от обучения и развития ребенка, зависит будущее нашей страны. Школа должна готовить людей высокообразованных, активных, ищущих, умеющих жить и работать в современном обществе. Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы обеспечить и воплотить эти идеи?

На мой взгляд, учитель должен понимать, каким должен быть учебный процесс, обеспечивающий новое качество развития и обучения в современной школе. Конечно, для этого ему нужны и эрудиция, и любовь к детям, и желание избавиться от всего устаревшего, что тормозит работу школы. Сомнений нет в том, что учитель должен быть человеком творческим, ищущим, не успокаивающимся на достигнутом. Ему необходимы и новейшие знания в области педагогики и психологии, и знание передового педагогического опыта, новаторских начинаний известных всей стране педагогов.

В связи с этим, мне захотелось понять сущность системы развивающего обучения, так как главная цель современной школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, обрести устойчивость к социальным воздействиям, приобрести опыт познания и самопознания, т.е. подготовить к самостоятельной жизни. Из всего сказанного видно, что в новых социально - экономических условиях существует противоречие между необходимостью осуществления развивающего обучения и неспособностью традиционной школы обеспечить его.

Это противоречие определяет актуальность проведения исследования по применению системы развивающего обучения Л.В.Занкова в образовательных учреждениях для воспитания всесторонне развитой личности.

Тема исследования определила объект, предмет, цели и задачи исследования, а также его гипотезу.

Объект исследования: методы обучения через применение развивающих технологий.

Предмет исследования: система развивающего обучения на уроках как средство повышения качества знаний (по Л.В.Занкову).


Цель исследования: изучение специфики развивающего обучения Л.В.Занкова и внедрение ее в современную школу.

В основу исследования положена гипотеза: применение технологий развивающего обучения на уроках положительно влияет на качество знаний учащихся.

Для проверки рабочей гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:

- изучить теоретические основы по вопросу развивающего обучения;

- раскрыть суть системы развивающего обучения Л.В.Занкова;

- доказать необходимость применения методики развивающего обучения в современной школе.

Методы исследования:

  • теоретические (изучение литературы по проблеме исследования);
  • эмпирические (изучение и анализ системы Л.В. Занкова).

Для проведения исследования мною была использована литература, написанная известными психологами и педагогами прошлого и настоящего времени. Идеи развивающего обучения встречались в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского и многих других, в том числе современных авторов.

Вся использованная литература – это авторитетные, научные публикации, а также педагогическая литература и официальные документы.

ГЛАВА 1 «Научные идеи развивающего обучения»

1.1 Теоретические основы технологии развивающего обучения

Одной из важнейших задач в образовании является переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к развивающим технологиям.

Идеи развивающего обучения встречаются в работах И.Г. Песталоцци: «…Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию, и это искусство в значительной мере основывается на соразмерности и гармонии впечатлений, которые должны быть восприняты ребенком с определенным уровнем развития его сил».

А. В. Дистервег (1790-1866)-немецкий педагог, который является последователем идей Песталоцци. Он занимался вопросами обучения и воспитания в начальной школе. Развитие детской самостоятельности, по его мнению, конечная цель воспитания. Дистервег разработал дидактику развивающего обучения, которую изложил в 33 правилах. Эти правила, как он считал, должны были помогать учителю успешно осуществлять процесс обучения: «Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой… Приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека».


А вот, замечательное высказывание К. Д. Ушинского о том, что

« Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».

Основоположник педагогики Я. А. Коменский признавал главную роль обучения в развитии природных задатков ребенка: «Так как в видимом мире нет ничего, чего нельзя было бы увидеть, или услышать, или обонять, или вкушать, или осязать, и таким образом, определять по существу и качеству, то отсюда следует, что в мире нет ничего, чего - бы не мог обнять одаренный чувством и разумом человек». Из всего сказанного видно, что изучением проблемы обучения и развития интересовались многие выдающиеся педагоги прошлого.

Идеи развивающего обучения занимали умы как иностранных педагогов, так и наших соотечественников. Впервые Л.С. Выготский дал научное обоснование теории развивающего обучения в 30-е годы XX в. Согласно его гипотезе, обучение и развитие – это две взаимосвязанные стороны одного процесса. Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1) сфера актуального развития – то, что уже сформировано и то, что ребенок может делать самостоятельно; 2) зона ближайшего развития – то, что ребенок не может делать самостоятельно, но справится с помощью взрослых.

Термин «развивающее обучение» введен В. В. Давыдовым, и сегодня он прочно вошел в массовую педагогическую практику, хотя в разные годы он понимался по-разному, но всегда главной проблемой педагогики остается развитие ребенка. Переход процессов мышления на новую ступень и составляет основное содержание развивающего обучения. В интересах общества и самого человека обучение надо организовать таким образом, чтобы оно шло впереди развития, чтобы достичь максимальных результатов за минимальное время, используя возрастные особенности и корректируя их. Этого можно достичь специальной педагогической технологией, которая называется развивающим обучением.

Детство – это очень важный период в жизни человека, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, неповторимая, яркая жизнь. И от того как прошло детство, что осталось в его сердце, зависит его дальнейшая судьба. В детстве, считал В. А. Сухомлинский, начинается длительный процесс познания: « Дать детям радость труда, радость успеха в учебе, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».


Творчески работающие учителя, совершенствуя формы, методы и средства обучения, добиваются высокой эффективности урока в усвоении учащимися знаний, в активизации их познавательной деятельности, в реализации воспитывающих и развивающих функций урока. Всей стране известно имя Ш. А. Амонашвили, которого очень интересовали проблемы развития ребенка: «Бережное воспитание открывает возможности образованию. Воспитание будет полным, если в своей основе будет содержать величие и привлекательность духовного и нравственного. Говорите с детьми о духовном. Смотрите на беседы о духовном как на практическое упражнение сердца. Нужно очищать сознание как путь к преуспеванию. Даже одна такая беседа может помочь ребенку понять многие вещи, озарить мир ребенка. Дети остро воспринимают яркие человеческие качества. Используйте такие примеры в своих беседах с детьми».

Большое внимание приковано к педагогам, которые работают в современной школе не традиционно. Например, учитель словесности – методист Е. Н. Ильин. Его слова звучат как заповедь учителю: «Не формирую в школьнике свое подобие, а позволяю ему расти из себя и из всех как личность… Урок – всему начало, всего и итог!.. Учебные перегрузки, которые терпеливо сносит сегодняшний школьник, не от программ, учебников и т.д., а от низкого качества наших уроков, от острого дефицита талантливого, творческого в школе…».

Их творческие находки вооружают педагогов нашей страны эффективными методиками проведения урока, новым подходом к проблемам обучения и воспитания подрастающего поколения. Мастерство таких педагогов-новаторов проявляется в их умении помочь учащимся осознать перспективные цели учения, сделать процесс обучения желанным, радостным, построить его на основе развития их познавательных интересов, формирования нравственных качеств. Заслуга ученых-экспериментаторов в том, что они вдумчиво исследуют и обобщают находки учителей-новаторов, ориентируют всех педагогов на то, как по-новому строить процесс образования и воспитания:

- от шаблонного построения уроков к творческому разнообразию;

- от механического запоминания учебной информации к осмыслению ее;

-от монолога к диалогу в обучении.

«Не представляю себе развития нынешней школы без умения педагога дойти до каждого ученика. Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания, заинтересовать, а уже потом научить – вот, в чем суть педагогического мастерства», - говорит В.Ф. Шаталов.


1.2 Взаимосвязь роли обучения и развития

Проблема обучения и развития всегда находилась и находится в центре внимания педагогов. Традиционный взгляд на соотношение обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировался в проблему реформирования системы образования.

Во-первых, развитие науки, увеличение объема знаний, за которыми школа не всегда успевает, требует формирования у школьников самостоятельности и непрерывного самообразования. Во-вторых, с признанием приоритета технологий развивающего обучения в педагогической среде. Теоретики и практики все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. В-третьих, в демократическом обществе образование должно быть направлено на формирование у ребенка целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности.

Существует несколько взглядов на проблему соотношения обучения и развитие ребенка. Например, известный швейцарский психолог Ж. Пиаже отрицал связь между развитием и обучением ребенка: «развитие должно совершить определенные законченные циклы, определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению определенным знаниям и навыкам ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. Уже благодаря этому наперед исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу».

Эта теория не признает развивающего обучения.

Вторая теория: обучение и развитие – тождественные процессы. Согласно этой точке зрения, ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть фактор обучение, а совершенствованию обучение и товарища есть что развитие. программах Согласно Л. С. приоритетами Выготскому, обобщенности такая сферах точка получаемой зрения новых придерживается Богатство мнения, Занковым что сказки обучение и программы есть стране развитие, решением что становится первое сложному полностью слова сливается с жизнедеятельности детским единственный развитием, воспроизводят когда фактор каждый Рубинштейн шаг в закрепление обучении важное соответствует конечная шагу в получают развитии (при непосредственного этом процессов развитие соответствие сводится в Согласно основном к возможностей накоплению сегодняшний всевозможных усвоению привычек) [1].