Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 «Научные идеи развивающего обучения»
1.1 Теоретические основы технологии развивающего обучения
1.2 Взаимосвязь роли обучения и развития
ГЛАВА 2 «Специфика деятельности развивающего домашнего обучения (по Л. В. Занкову)»
2.1 Основополагающие направления развивающего обучения Л. В. Занкова
2.2. Структура урока по Л. В. Занкову
2.4 Принципы дидактики системы развивающего обучения
ГЛАВА 3. «Система Л. В. Занкова в образовании РФ»
3.1 Внедрение системы развивающего обучения в современную школу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кому не приходилось наблюдать, как тускнеют глаза ребят, прибежавших с перемены на урок, на котором учитель бьется над тем, чтобы возбудить у них познавательный интерес. Причина этого чаще всего кроется в неумелой организации учебного процесса. Однообразие урока, когда на нем каждый день повторяются в неизменном порядке: проверка выполнения домашней работы, опрос, затем объяснение и закрепление нового, снова домашнее задание, все это вызывает у ребенка скуку, притупляет его внимание. Очень часто много времени отводится на проверку домашнего задания. При этом учитель работает с 2-3 учениками, а остальные в это время бездействуют.
Можно избежать этого, создав всем учащимся в соответствии с их учебными возможностями оптимальные условия обучения. Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей ребенка, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их трудолюбия. Формирует личность не только содержание учебного материала, но и вся система взаимоотношений учителя с учеником, учеников друг с другом.
Над решением этой проблемы трудились лучшие умы зарубежной и отечественной педагогики и психологии. Практически все они признают, что обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они являются единым процессом развития ребенка.
Предложенная Л.В.Занковым дидактическая система оказалась эффективной. При проведении эксперимента он использовал методы психологического изучения учащихся и доказал, что изменение построения обучения влечет за собой изменения психического облика ребенка. Каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.
Развивающее обучение, по мнению Л.В.Занкова, отличается от традиционного, объяснительно-сообщающего типа характером преподавания. В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности.
Особенность технологии развивающего обучения Л.В.Занкова заключается в совместных действиях учащихся и учителя, при направляющей роли учителя. Новый век требует новой личности, личности свободной, интеллектуально развитой, способной самостоятельно принимать решения.
Однако, система развивающего обучения Л.В.Занкова, несмотря на ее эффективность, недостаточно востребована в школьной практике в настоящее время. Несмотря на это, система развивающего обучения, я думаю, актуальна и перспективна. Опираясь на теоретико-практические исследования Л. В. Занкова нужно совершенствовать обучение ребенка в школе.
В ходе исследования мною была изучена и проанализирована литература по данной теме. Я рассмотрела понятие «развивающее обучение» по Л. В. Занкову, его принципы, сущность и особенности.
Таким образом, мою гипотезу о том, что применение технологий развивающего обучения на уроках положительно влияет на качество знаний учащихся, можно считать доказанной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Активные вопросы воспитания и развития личности / Ш.А. Амонашвили. Амрита, - 2010
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. М., -2006. – 234с.
3.Выготский Л.С. Детская психология. Ч.2: Вопросы детской (возрастной) психологии / Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4. М., 1984
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.:Директ-Медиа, - 2008.- 613с.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов – М.:Академия, - 2004.- 288с.
6. Зак A.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М., 2010.
7. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 2010.
8. Зверева М.В. Содружество ученого и учителя: Л.В. Занков. - М., 2011.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2009.
10. Новое время - новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика / Сост. М.В. Зверева, Р.Г. Чуракова. - М., 2011.
11. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М., 2010.
12. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2010.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПБ, 2009.
14. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М., 2010.
15. Ситаров В.А. Дидактика. - М., 2012.
16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. - В 2-х ч.-ч. 1. - М., 2012.
17. Степанова М. «Развивающее обучение» // Школьный психолог 2007. № 15, - стр. 19.
18. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 2013.
19. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В. Занкова. - Самара, 2011.
20. Чутко Н.Я. «Занков вчера, сегодня, завтра» // Начальная школа 2013. № 6, - стр. 5.