Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 «Научные идеи развивающего обучения»
1.1 Теоретические основы технологии развивающего обучения
1.2 Взаимосвязь роли обучения и развития
ГЛАВА 2 «Специфика деятельности развивающего домашнего обучения (по Л. В. Занкову)»
2.1 Основополагающие направления развивающего обучения Л. В. Занкова
2.2. Структура урока по Л. В. Занкову
2.4 Принципы дидактики системы развивающего обучения
ГЛАВА 3. «Система Л. В. Занкова в образовании РФ»
3.1 Внедрение системы развивающего обучения в современную школу
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая деятельность отличается исключительной сложностью и многообразием приемов воздействия на учащихся. Основополагающими в работе учителя являются идеи концепции общего среднего образования и реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), целью которого является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Жизнь убедительно доказывает, что от школы, от обучения и развития ребенка, зависит будущее нашей страны. Школа должна готовить людей высокообразованных, активных, ищущих, умеющих жить и работать в современном обществе. Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы обеспечить и воплотить эти идеи?
На мой взгляд, учитель должен понимать, каким должен быть учебный процесс, обеспечивающий новое качество развития и обучения в современной школе. Конечно, для этого ему нужны и эрудиция, и любовь к детям, и желание избавиться от всего устаревшего, что тормозит работу школы. Сомнений нет в том, что учитель должен быть человеком творческим, ищущим, не успокаивающимся на достигнутом. Ему необходимы и новейшие знания в области педагогики и психологии, и знание передового педагогического опыта, новаторских начинаний известных всей стране педагогов.
В связи с этим, мне захотелось понять сущность системы развивающего обучения, так как главная цель современной школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, обрести устойчивость к социальным воздействиям, приобрести опыт познания и самопознания, т.е. подготовить к самостоятельной жизни. Из всего сказанного видно, что в новых социально - экономических условиях существует противоречие между необходимостью осуществления развивающего обучения и неспособностью традиционной школы обеспечить его.
Это противоречие определяет актуальность проведения исследования по применению системы развивающего обучения Л.В.Занкова в образовательных учреждениях для воспитания всесторонне развитой личности.
Тема исследования определила объект, предмет, цели и задачи исследования, а также его гипотезу.
Объект исследования: методы обучения через применение развивающих технологий.
Предмет исследования: система развивающего обучения на уроках как средство повышения качества знаний (по Л.В.Занкову).
Цель исследования: изучение специфики развивающего обучения Л.В.Занкова и внедрение ее в современную школу.
В основу исследования положена гипотеза: применение технологий развивающего обучения на уроках положительно влияет на качество знаний учащихся.
Для проверки рабочей гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы по вопросу развивающего обучения;
- раскрыть суть системы развивающего обучения Л.В.Занкова;
- доказать необходимость применения методики развивающего обучения в современной школе.
Методы исследования:
- теоретические (изучение литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (изучение и анализ системы Л.В. Занкова).
Для проведения исследования мною была использована литература, написанная известными психологами и педагогами прошлого и настоящего времени. Идеи развивающего обучения встречались в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского и многих других, в том числе современных авторов.
Вся использованная литература – это авторитетные, научные публикации, а также педагогическая литература и официальные документы.
ГЛАВА 1 «Научные идеи развивающего обучения»
1.1 Теоретические основы технологии развивающего обучения
Одной из важнейших задач в образовании является переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к развивающим технологиям.
Идеи развивающего обучения встречаются в работах И.Г. Песталоцци: «…Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию, и это искусство в значительной мере основывается на соразмерности и гармонии впечатлений, которые должны быть восприняты ребенком с определенным уровнем развития его сил».
А. В. Дистервег (1790-1866)-немецкий педагог, который является последователем идей Песталоцци. Он занимался вопросами обучения и воспитания в начальной школе. Развитие детской самостоятельности, по его мнению, конечная цель воспитания. Дистервег разработал дидактику развивающего обучения, которую изложил в 33 правилах. Эти правила, как он считал, должны были помогать учителю успешно осуществлять процесс обучения: «Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой… Приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека».
А вот, замечательное высказывание К. Д. Ушинского о том, что
« Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
Основоположник педагогики Я. А. Коменский признавал главную роль обучения в развитии природных задатков ребенка: «Так как в видимом мире нет ничего, чего нельзя было бы увидеть, или услышать, или обонять, или вкушать, или осязать, и таким образом, определять по существу и качеству, то отсюда следует, что в мире нет ничего, чего - бы не мог обнять одаренный чувством и разумом человек». Из всего сказанного видно, что изучением проблемы обучения и развития интересовались многие выдающиеся педагоги прошлого.
Идеи развивающего обучения занимали умы как иностранных педагогов, так и наших соотечественников. Впервые Л.С. Выготский дал научное обоснование теории развивающего обучения в 30-е годы XX в. Согласно его гипотезе, обучение и развитие – это две взаимосвязанные стороны одного процесса. Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1) сфера актуального развития – то, что уже сформировано и то, что ребенок может делать самостоятельно; 2) зона ближайшего развития – то, что ребенок не может делать самостоятельно, но справится с помощью взрослых.
Термин «развивающее обучение» введен В. В. Давыдовым, и сегодня он прочно вошел в массовую педагогическую практику, хотя в разные годы он понимался по-разному, но всегда главной проблемой педагогики остается развитие ребенка. Переход процессов мышления на новую ступень и составляет основное содержание развивающего обучения. В интересах общества и самого человека обучение надо организовать таким образом, чтобы оно шло впереди развития, чтобы достичь максимальных результатов за минимальное время, используя возрастные особенности и корректируя их. Этого можно достичь специальной педагогической технологией, которая называется развивающим обучением.
Детство – это очень важный период в жизни человека, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, неповторимая, яркая жизнь. И от того как прошло детство, что осталось в его сердце, зависит его дальнейшая судьба. В детстве, считал В. А. Сухомлинский, начинается длительный процесс познания: « Дать детям радость труда, радость успеха в учебе, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».
Творчески работающие учителя, совершенствуя формы, методы и средства обучения, добиваются высокой эффективности урока в усвоении учащимися знаний, в активизации их познавательной деятельности, в реализации воспитывающих и развивающих функций урока. Всей стране известно имя Ш. А. Амонашвили, которого очень интересовали проблемы развития ребенка: «Бережное воспитание открывает возможности образованию. Воспитание будет полным, если в своей основе будет содержать величие и привлекательность духовного и нравственного. Говорите с детьми о духовном. Смотрите на беседы о духовном как на практическое упражнение сердца. Нужно очищать сознание как путь к преуспеванию. Даже одна такая беседа может помочь ребенку понять многие вещи, озарить мир ребенка. Дети остро воспринимают яркие человеческие качества. Используйте такие примеры в своих беседах с детьми».
Большое внимание приковано к педагогам, которые работают в современной школе не традиционно. Например, учитель словесности – методист Е. Н. Ильин. Его слова звучат как заповедь учителю: «Не формирую в школьнике свое подобие, а позволяю ему расти из себя и из всех как личность… Урок – всему начало, всего и итог!.. Учебные перегрузки, которые терпеливо сносит сегодняшний школьник, не от программ, учебников и т.д., а от низкого качества наших уроков, от острого дефицита талантливого, творческого в школе…».
Их творческие находки вооружают педагогов нашей страны эффективными методиками проведения урока, новым подходом к проблемам обучения и воспитания подрастающего поколения. Мастерство таких педагогов-новаторов проявляется в их умении помочь учащимся осознать перспективные цели учения, сделать процесс обучения желанным, радостным, построить его на основе развития их познавательных интересов, формирования нравственных качеств. Заслуга ученых-экспериментаторов в том, что они вдумчиво исследуют и обобщают находки учителей-новаторов, ориентируют всех педагогов на то, как по-новому строить процесс образования и воспитания:
- от шаблонного построения уроков к творческому разнообразию;
- от механического запоминания учебной информации к осмыслению ее;
-от монолога к диалогу в обучении.
«Не представляю себе развития нынешней школы без умения педагога дойти до каждого ученика. Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания, заинтересовать, а уже потом научить – вот, в чем суть педагогического мастерства», - говорит В.Ф. Шаталов.
1.2 Взаимосвязь роли обучения и развития
Проблема обучения и развития всегда находилась и находится в центре внимания педагогов. Традиционный взгляд на соотношение обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировался в проблему реформирования системы образования.
Во-первых, развитие науки, увеличение объема знаний, за которыми школа не всегда успевает, требует формирования у школьников самостоятельности и непрерывного самообразования. Во-вторых, с признанием приоритета технологий развивающего обучения в педагогической среде. Теоретики и практики все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. В-третьих, в демократическом обществе образование должно быть направлено на формирование у ребенка целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности.
Существует несколько взглядов на проблему соотношения обучения и развитие ребенка. Например, известный швейцарский психолог Ж. Пиаже отрицал связь между развитием и обучением ребенка: «развитие должно совершить определенные законченные циклы, определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению определенным знаниям и навыкам ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. Уже благодаря этому наперед исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу».
Эта теория не признает развивающего обучения.
Вторая теория: обучение и развитие – тождественные процессы. Согласно этой точке зрения, ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть фактор обучение, а совершенствованию обучение и товарища есть что развитие. программах Согласно Л. С. приоритетами Выготскому, обобщенности такая сферах точка получаемой зрения новых придерживается Богатство мнения, Занковым что сказки обучение и программы есть стране развитие, решением что становится первое сложному полностью слова сливается с жизнедеятельности детским единственный развитием, воспроизводят когда фактор каждый Рубинштейн шаг в закрепление обучении важное соответствует конечная шагу в получают развитии (при непосредственного этом процессов развитие соответствие сводится в Согласно основном к возможностей накоплению сегодняшний всевозможных усвоению привычек) [1].