Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Признание человека, его прав и свобод является высшей ценностью и ведущим принципом российского права, о чем, в частности, свидетельствует ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, в которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Современный этап дальнейшего развития государственности в России характеризуется продолжающимся процессом совершенствования деятельности органов власти. Важнейшую роль в этом отводится контрольным органам, составляющим неотъемлемую часть общей системы власти и управления, обеспечения законности и прав и свобод граждан.

В соответствии с п. "а" ст. 71 Конституции РФ осуществление контроля за соблюдением федеральных законов относится к ведению Российской Федерации. В развитие этого положения приведем редакцию ст. 11 Конституции, в которой установлены соответствующие органы государственной власти: "Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации". Перечисленные органы уполномочены осуществлять и государственный контроль за соблюдением федеральных законов.

Отметим, что Президент РФ неоднократно отмечал важность выполнения требований законов и подзаконных актов. В частности, в одном из посланий Федеральному Собранию РФ он подчеркивал: "На государственной службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. И может наступить момент, когда оно просто переродится, перестанет быть демократическим"[1].

К основным задачам государственного контроля относятся: своевременное и в полном объеме выявление отклонений в работе подконтрольных органов; выработка и принятие необходимых мер по их устранению и предупреждению в будущем и в конечном счете - обеспечение в деятельности государственных органов единства принятого решения и его своевременного и качественного исполнения. Поэтому выявление в ходе контроля нарушений в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правоохранительной деятельности не является самоцелью контрольных органов. Важнейшими задачами, стоящими перед госконтролем, являются разработка и принятие мер, направленных на устранение причин и условий совершения отклонений и их предупреждения в будущем. Конечной целью госконтроля является повышение эффективности борьбы с преступностью. Таким образом, внешний государственный контроль является важнейшим фактором улучшения деятельности правоохранительных органов и их подразделений - субъектов ОРД.


Актуальность и необходимость рассмотрения полномочий субъектов госконтроля за оперативно-розыскной деятельностью (ОРД) сегодня связана и с тем, что в практической деятельности субъекты ОРД имеют реальные возможности при отсутствии эффективного госконтроля проводить различные оперативно-розыскные мероприятия в нарушение гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, а в определенных случаях, используя специальную тактику и методику и технические средства, осуществлять оперативные розыскные мероприятия в коммерческих целях, в интересах хозяйствующих субъектов, а не личности, общества, государства.

Основной целью курсовой работы является анализ законодательных предписаний в области контроля за оперативно-розыскной деятельностью. Соответственно, указанная цель может быть достигнуты путем решения следующих задач:

- раскрыть понятие, принципы и задачи оперативно-розыскной деятельности;

- проанализировать правовые основы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- изучить президентский контроль за оперативно-розыскной деятельностью;

- раскрыть парламентский контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с законодательной регламентацией контроля за оперативно-розыскной деятельностью.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

Методологическую основу работы составили диалектический метод познания, а также системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-теоретический и частно-научные методы изучения социально правовых явлений.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Содержание оперативно-розыскной деятельности

1.1.Понятие, принципы и задачи оперативно-розыскной деятельности

Федеральный закон об ОРД определяет оперативно-розыскную деятельность следующим образом: «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств»[2].


Из данного определения вытекают признаки, являющиеся обязательными элементами, на которых основывается оперативно-розыскная деятельность. Среди них можно выделить следующие:

- во-первых, оперативно-розыскная деятельность осуществляется только государственными органами,

- во-вторых, субъектами, осуществляющими данную деятельность могут быть органы, указанные в Законе об ОРД и данный круг субъектов может быть изменен только в результате внесения соответствующих поправок в Закон об ОРД,

- в третьих, данная деятельность осуществляется исключительно в определенных целях. Цели также прописаны в Законе об ОРД, к ним относятся: защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

- в-четвертых, данный вид деятельности осуществляется только оперативными подразделениями, гласно и негласно посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Основными задачами оперативно-розыскной деятельности согласно ст.2 Федерального Закона об ОРД:

  1. предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших. Данная задача предполагает обнаружение и изучение фактов и обстоятельств, свидетельствующих о подготовке противоправных деяний, и принятие мер упреждающего характера. Сегодня особую актуальность приобретают вопросы теории и практики оперативно-розыскного обеспечения предупредительного воздействия на преступность. Система мер оперативно-розыскного предупреждения должна быть задействована на более ранних этапах криминального события, а именно с момента зарождения и обнаружения криминального замысла с целью проведения общих и индивидуальных профилактических мер[3]. Это достигается путем обеспечения оперативно-тактической готовности к реагированию на сигнал, организации взаимодействия оперативных и следственных подразделений, участвующих при этом, а также путем осуществления постоянного оперативного контроля за лицами, которые состоят на оперативном учете. Раскрытие преступлений и установление лиц, их совершивших, как задача ОРД, предполагает проведение комплекса мер ОРМ по получению информации об основных обстоятельствах совершения преступления и лиц, причастных к нему.
  2. Осуществление розыска лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия или суда, лиц, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. Данная задача требует решения не только путем применения комплекса определенных законом ОРМ, но и организационно-правовых мер розыска, осуществляемых специальными розыскными подразделениями, а также процессуальных мер. Эта деятельность осуществляется путем организации оперативно-розыскных мероприятий, своевременное проведение которых обеспечивает быстрое обнаружение лиц, установлению отрицательных факторов, которые способствовали их длительному пребыванию на нелегальной территории и укрывательству.
  3. Добывание информации о различных событиях, создающих угрозу экологической, военной или экономической безопасности государства;
  4. Установление имущества, подлежащего конфискации. Данная задача призвана обеспечить одно из важнейших обстоятельств, подлежащих доказыванию, − характер и размер имущественного вреда, причиненного преступлением. В процессе ее решения необходимо установить оперативно-розыскными мерами, не приобретено ли имущество проверяемых или обвиняемых преступным путем или на средства, добытые от совершения преступления.

Разрешение сложных системных задач ОРД невозможно без основных правил, руководящих и основополагающих начал – принципов, на которые опирается эта деятельность[4].

В зависимости от характера и содержания выделяются правовые, организационные и морально-этические принципы.

Согласно принципу уважения прав и свобод человека и гражданина отдельные физические и юридические лица имеют право получить от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, письменное объяснение по поводу ограниче­ния их прав и свобод и обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд. Однако при этом запрещается передавать и разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если их разглашение может причинить ущерб оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной деятельности либо интересам человека, безопасности государства.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности отражает вопросы социальной и правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Законодатель предусмотрел соблюдение прав и законных интересов должностных лиц при осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности, о чем имеются указания в ст. 16 комментируемого Закона. К ним относятся: невмешательство в законные действия оперативных работников в ходе производства оперативно-розыскных мероприятий; строгое подчинение закону в случае противоречия указания начальника закону; возможность вынужденного причинения вреда при защите жизни и здоровья граждан[5].

Законность при осуществлении оперативно-розыскной деятельности означает, что должностные лица оперативных подразделений при ее осуществлении исходят из положений оперативно-розыскного законодательства и иных правовых актов, составляющих правовую основу ОРД. Законность оперативно-розыскного процесса означает надлежащее применение оперативно-процессуальных норм, в частности проведение оперативно-розыскных мероприятий с соблюдением соответствующих условий в установленном законодателем порядке и др. В свою очередь гарантией законности является контроль за организацией и непосредственным проведением оперативно-розыскных мероприятий со стороны руководителей органов, осуществляющих ОРД. Помимо того, на руководителей оперативных подразделений возложена персональная ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Согласно этому основополагающему принципу оперативно-розыскного процесса сотрудники оперативных подразделений, осуществляющих ОРД, должны соблюдать предписания, изложенные прежде всего в открыто публикуемых законодательных и иных правовых актах, касающихся различных процедур сбора, проверки, обработки и использования оперативно-розыскной информации для решения задач оперативно-розыскного процесса. В качестве гарантий законности оперативно-розыскной деятельности выступают судебный контроль и прокурорский надзор за ОРД, а также ведомственный контроль[6].


Под принципом конспирации подразумевается специфический оперативно-разведывательный характер деятельности. Это означает, что в процессе оперативно-розыскной деятельности используются приемы и правила, позволяющие сохранять в тайне действия правоохранительных органов, направленные на разоблачение преступников. Сохранение в тайне действий оперативных сотрудников обусловлено потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступностью, во избежание необдуманных действий, компрометирующих подозреваемых лиц, а также данная мера в ряде случаев является необходимым условием при оказании гражданами помощи в раскрытии преступлений как гарантии соблюдения их конституционных прав и свобод.

Конспирация в оперативно-розыскной деятельности означает закрепление на законодательном уровне следующих положений:

  • в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий применяются приемы, обеспечивающие сохранение в тайне факта их осуществления, а также маскирующие принадлежность к оперативным подразделениям должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-процессуальную деятельность, и содействующих им физических лиц;
  • общие положения ОРД, научная трактовка ее различных аспектов и иные вопросы, касающиеся ее субъектов, в допустимых пределах доступны для общественного ознакомления и обсуждения;
  • точные сведения об используемых или использованных при проведении конкретных негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оператив­но-розыскной деятельности; о конкретных лицах, внедренных в организо­ванные преступные группы; штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лицах, оказы­вающих им содействие на конфиденциальной основе, а также организация и тактика проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий со­ставляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Государственную тайну составляют и данные о финансировании ОРД, если они раскрывают вышеперечисленные сведения.[7]

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств в оперативно-розыскной деятельности предполагает, что данная деятельность основывается на сочетании оперативно-розыскных меро­приятий с уголовно-процессуальными действиями, а также правовыми мерами, предусмотренными законами, определяющими норматив­но-правовой статус органов, уполномоченных осуществлять оперативно-процессуальную деятельность, и правовыми мерами, определенными Кодексом об административных правонарушениях, Таможенным кодексом, Налоговым кодексом, Уголовно-исполнительным кодексом.