Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем, говоря о полномочиях Правительства в осуществлении контроля за ОРД, следует особо отметить и остановиться на том, что согласно ст. 32 названного выше Закона о Правительстве Российской Федерации именно Президент руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, он же утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения об этих органах и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Правительство же координирует деятельность этих федеральных органов исполнительной власти, не вмешиваясь в осуществление ими правоохранительной деятельности. Полномочия Правительства в отношении правоохранительных органов ограничиваются координацией их деятельности в решении социально-экономических вопросов.

Отметим также, что в соответствии со ст. 4 Закона "О Правительстве РФ" Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, федеральных законов, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их реализацией федеральными органами исполнительной власти, принимает меры по устранению нарушений федерального законодательства.

Кроме контроля высших государственных органов власти страны за оперативно-розыскной деятельностью, в статье 21 Закона об ОРД предусмотрено осуществление прокурорского надзора. Данный вид надзора за исполнением Закона об ОРД осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"[23] предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, согласно ст. 29 данного Закона предметом прокурорского надзора является соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Отметим также, что руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с требованиями ст. 21 Закона об ОРД обязаны по требованию прокуроров, надзирающих за законностью ОРД, представлять служебные оперативные документы, включающие дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.


В этой связи следует подчеркнуть, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о негласных штатных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия таких лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Кроме того, отметим, что прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за ОРД, обязаны обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представленных субъектами ОРД документах и материалах. В то же время неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет со стороны субъектов оперативно-розыскной деятельности ответственность, установленную законом.

Таким образом, рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением государственного контроля как гаранта обеспечения законности и прав граждан в ходе проведения ОРД, свидетельствует, что такой контроль выражается и реализуется в системе наблюдения, изучения, проверки соответствия деятельности уполномоченных органов и должностных лиц субъектов ОРД задачам, принципам и правилам, установленным Законом об ОРД, а также принятыми в его исполнение подзаконными актами. Конечная цель контроля, прокурорского надзора состоит в недопущении в специальной деятельности правоохранительных органов отклонений от установленных требований в Конституции РФ, федеральных законах и подзаконных актах, а при необходимости - корректировке работы правоохранительных органов в части, касающейся обеспечения соблюдения ими прав и свобод человека и гражданина, включая устранение и предупреждение препятствий и нарушений при осуществлении субъектами ОРД оперативно-розыскных мероприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как известно, в любом деле, если не организован контроль, рассчитывать на успех опрометчиво. Поэтому обеспечение эффективного контроля и прокурорского надзор за исполнением федеральных законов и подзаконных актов, регламентирующих соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе проведения ОРМ, является обязательным требованием. К тому же эффективный контроль - это не только проведение контрольных мероприятий с целью выявления нарушений, но и установление причин, их порождающих, а также принятие мер по результатам контроля за устранением выявленных нарушений и предупреждением их в будущем. В этой связи одна из основных целей госконтроля - это осуществление контрольной деятельности таким образом, чтобы минимизировать в дальнейшем возможность повторения негативных последствий, то есть реализация превентивной функции управления и контроля.


Правовыми полномочиями для обеспечения гарантии законности, прав и свобод человека и гражданина при проведении специальными органами оперативно-розыскных мероприятий наделены Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ в соответствии с их полномочиями.

В целях повышения эффективности работы специальных служб в борьбе с преступностью, коррупцией, посягательствами на права и свободы личности полномочия исполнительных и представительных государственных органов власти по осуществлению контроля должны активно реализовываться на практике, что будет непосредственно способствовать решению стоящих перед государством и обществом задач по защите конституционных прав, свобод и интересов человека и гражданина, торжеству "диктатуры закона".

Президентские полномочия определены в первую очередь в Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства. Важнейшей функцией Президента как главы государства, имеющего стратегический статус среди других органов госвласти, является то, что он выступает гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Президент, являясь высшим должностным лицом государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, осуществляет внешний контроль за правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельностью, за соблюдением применения норм Закона об ОРД субъектами, уполномоченными осуществлять такую деятельность.

При этом президентский контроль может осуществляться в двух основных формах:

1) непосредственный контроль со стороны Президента РФ. Контроль при непосредственном участии главы государства на федеральном уровне Президент уполномочен проводить, в частности, в ходе осуществления отбора и расстановки руководящих кадров правоохранительных органов. Глава государства также вправе заслушивать доклады (отчеты) руководителей "правоохранительного блока", выносить вопросы, связанные с ОРД, на рассмотрение Совета Безопасности, участвовать в работе коллегий и совещаний федеральных органов исполнительной власти, запрашивать информацию об обеспечении прав и свобод человека и гражданина при проведении правоохранительными органами ОРМ;

2) контроль через соответствующие президентские структуры, например, путем дачи поручения Контрольному управлению Президента РФ о проведении проверки на предмет соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий субъектами ОРД. В данном случае контрольное мероприятие будет проводить специальный департамент по инспектированию правоохранительных органов Контрольного управления, в котором работают госслужащие, имеющие специальные допуски. К такой проверке в соответствии с п. 5 Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации могут быть привлечены также соответствующие сотрудники (военнослужащие, работники) правоохранительных органов, например МВД России, ФСБ России, а также прокуратуры Российской Федерации.


Федеральное Собрание Российской Федерации в целях оценки общей ситуации, складывающейся с применением законов в стране, осуществляет общий контроль за их исполнением. Информация о состоянии исполнения Закона об ОРД формируется на основе заслушивания информации руководителей МВД России на заседаниях палат Федерального собрания, в ходе подготовки и принятия изменений и дополнений в законодательство об оперативно-розыскной деятельности, а также при работе с избирателями.

Правительство компетентно проверять полноту и эффективность использования правоохранительными органами предоставленных бюджетных средств для осуществления ОРД. Эти функции реализуются в процессе анализа соответствующей информации, имеющейся в Правительстве РФ, заслушивания докладов и отчетов руководителей правоохранительных органов в ходе правительственных заседаний. Одним из направлений контрольной деятельности Правительства в этой связи может быть проверка соответствия ведомственных актов правоохранительных органов положениям Конституции, федеральному законодательству, соответствующим постановлениям, распоряжениям Правительства РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Норматика, 2012. – 32с.
  2. ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1// СПС «Консультант - плюс».
  3. ФЗ РФ "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ// СПС «Консультант - плюс».
  4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (в ред. 21.12.2013). – Новосибирск: Норматика, 2013. – 240с.
  5. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» – Новосибирск: Норматика, 2015. – 16с.
  6. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 года N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"// СПС «Консультант - плюс».
  7. Бобров В.Г. Проблемы совершенствования оперативно-розыскного законодательства // Проблемы совершенствования оперативно-розыскного законодательства (материалы круглого стола, посвященного 10-летию принятия Федерального закона "Об ОРД") / Под ред. В.И. Елинского. -М., 2005.- С. 40.

Гусев В.А. Обжалование действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // Законность. -2012.-№ 1.- С. 44.

Железняк Н.С. "Черные дыры" и "белые пятна" ФЗ "Об ОРД": юридические и лингвистические аспекты: Моногр. / Н.С. Железняк, А.Д. Васильев. -Красноярск, 2009. - С. 10.


Крапива И.И. Соблюдение законности в оперативно-розыскной деятельности и провокация // Журнал российского права. -2009. -N 3.

Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / Под ред. А.Е. Чечетина. 12-е изд., перераб. и доп. -Барнаул, 2007. -С. 95.

Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / − М.: Из-во Юрайт, 2012. – 107-108-109с.

  1. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. / под ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши. – Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2007. – 305с.

Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. Е.С. Дубоносов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издател Юрайт, 2013. — 94с.

Основы оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Е. Чечетина. -Барнаул, 2007. - С. 77.

Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. / под ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши. – Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2007. – 305с.

Теория оперативно-розыскной деятельности: Учеб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. -М., 2006.- С. 295.

  1. Чечетин А.Е. Теоретические и правовые проблемы оперативно-розыскных мероприятий: Моногр. -Барнаул, 2005. -С. 171.

Шевцов В.С. Право и судебная власть в РФ. -М.: Профобразование, 2003.- С. 247.

Федоров А.В., Шумилов А.Ю. Основания уголовно-правового характера для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Оперативно-розыскная деятельность: Учеб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. -М., 2011. - С. 329.

  1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 года "Какую Россию мы строим" // СПС "КонсультантПлюс".

  2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» – Новосибирск: Норматика, 2013. – С. 4.

  3. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / − М.: Из-во Юрайт, 2012. – 40с.

  4. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / − М.: Из-во Юрайт, 2012. – 399с.

  5. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. / под ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши. – Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2007. – 305с.

  6. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. / под ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши. – Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2007. – 305с.

  7. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. / под ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши. – Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2007. – 305с.

  8. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. Е.С. Дубоносов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издател Юрайт, 2013. — 76с.

  9. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. Е.С. Дубоносов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издател Юрайт, 2013. — 76-77с.

  10. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. Е.С. Дубоносов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издател Юрайт, 2013. — 92-93с.

  11. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. Е.С. Дубоносов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издател Юрайт, 2013. — 93с.

  12. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. Е.С. Дубоносов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издател Юрайт, 2013. — 94с.

  13. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. Е.С. Дубоносов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издател Юрайт, 2013. — 94с.

  14. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / − М.: Из-во Юрайт, 2012. – 107с.

  15. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / − М.: Из-во Юрайт, 2012. – 107-108с.

  16. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / − М.: Из-во Юрайт, 2012. – 107-108-109с.

  17. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (в ред. 21.12.2013). – Новосибирск: Норматика, 2013. – 240с.

  18. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. Е.С. Дубоносов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издател Юрайт, 2013. — С.155-156.

  19. В ред. Указов Президента РФ от 07.06.2004 N 726, от 01.08.2005 N 903, от 20.03.2007 N 370, от 21.10.2008 N 1510, от 12.01.2010 N 59, от 14.01.2011 N 38, от 11.02.2013 N 128, от 03.12.2013 N 878, от 25.07.2014 N 529.

  20. В ред. Указов Президента РФ от 21.10.2008 N 1510, от 14.01.2011 N 38, от 25.07.2014 N 529.

  21. СПС "КонсультантПлюс". В ред. Указов Президента РФ от 21.06.2000 N 1149, от 09.09.2000 N 1624, от 30.01.2001 N 97, от 06.04.2004 N 490, от 05.10.2004 N 1272, от 21.03.2005 N 316, от 11.04.2008 N 487, от 30.04.2009 N 485, от 12.01.2010 N 59, от 19.01.2010 N 82, от 07.09.2010 N 1099, от 02.02.2013 N 85, от 21.03.2014 N 168, от 25.07.2014 N 529.

  22. СПС "КонсультантПлюс". Федеральный закон "О Счетной палате РФ" // СЗ РФ. 1995. N 3. С. 167.

  23. СПС "КонсультантПлюс" (в ред. от 22.12.2014).