Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй группой принципов ОРД выступают организационные принципы. Это основополагающие идеи, требования и правила, выработанные оперативно-розыскной теорией и практикой. Данная группа принципов отражает основополагающие начала, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности оперативно-розыскных органов, а также исходные моменты их организации и функционирования[8].

Следующей, третьей, группой принципов ОРД выступают морально-этические принципы, которые являются основой, на которой базируется правовое регулирование ОРД для ее успешного осуществления в границах нравственности.

Если рассматривать оперативно-розыскную деятельность с точки зрения нравственности, то здесь можно столкнуться с этическими оценками этой деятельности и рассуждениями о моральной дозволенности или недопустимости тех или иных конкретных способов решения частных задач в сфере ОРД. А поскольку в процессе осуществления возникают подобного рода нравственные отношения, то в рассматриваемой системе и выделяется группа морально-этических принципов[9].

Гуманизм как нравственный принцип означает любовь к людям, защиту человеческих достоинств. Принцип гуманизма при осуществлении ОРД выражается в запрещении выполнять действия или выносить решения, унижающие достоинство человека, приводящее к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические и нравственные страдания[10].

Принцип справедливости нашел выражение в оперативно-розыскном законодательстве (ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД), в соответствии с которым гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них ОРМ на территории РФ[11].

Принцип коллективизма является обязательным для успешной организации оперативно-служебной деятельности и успешного противостояния криминальной среде. Результативность работы оперативно-розыскного органа во многом зависит от его сотрудников, их целеустремленности и единства действий коллектива. Данный принцип включает несколько частных принципов: единство цели и воли, сотрудничество и взаимопомощь, демократизм, дисциплину[12].


Принцип сознательности означает выбор оперативным работником поступков на основе понимания нравственных требований общества, интересов граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскных отношений[13].

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что оперативно-розыскная деятельность – это деятельность, направленная на своевременное выявление, раскрытие и расследование преступлений, а также на обеспечение безопасности как отдельно взятой личности, так и всего общества и государства в целом. Оперативно-розыскная деятельность основывается на основополагающих и присущих только ей принципах, которые детерминируют саму эту деятельность, выражают ее сущностную определенность, тем самым и отграничивают от смежных видов деятельности. Принципы ОРД имеют в своей основе систему базовых положений, которые присущи только ОРД и при этом опираются на законы, изучаемыми другими науками, тесно с ней связанными.

1.2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Анализ п. 4 ч. 2 ст. 38, п. 1 ч. 1 ст. 40, ч. 2 ст. 95, ч. 4 ст. 157 УПК позволяет заключить, что принятие необходимых оперативно-розыскных мер возложено на органы дознания. Поэтому часть процессуалистов прямо или косвенно указывают на то, что всем органам дознания присуще производство этого вида деятельности.

Вместе с тем в нормативных актах, регулирующих порядок деятельности некоторых органов дознания (командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании и др.), нет даже упоминания о такого рода функции. Они не обладают необходимым для этого аппаратом. Поэтому такие сотрудники просто не в состоянии проводить оперативно-розыскную деятельность.

Применение оперативно-розыскных мер выходит за пределы правового статуса названных органов дознания. Даже если начальник органа военной полиции Вооруженных Сил РФ, командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения, орган государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы оказывал органу внутренних дел помощь в проведении оперативно-розыскного мероприятия, его нельзя признать органом, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность.


Сделать такой вывод позволяют следующие обстоятельства. В подразделениях указанных органов дознания отсутствует не только специальный аппарат, но и соответствующие нормативная и профессиональная базы деятельности. Мало того, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, командиры воинских частей и др., оказывая помощь оперативным работникам, действуют в рамках административного процесса и поэтому в данный момент не обладают даже правовым статусом органа дознания.

Заключение о том, что командиры воинских частей, аппараты государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и др. анализируемую функцию не выполняют, основывается также на изучении репрезентативного массива уголовных дел о подведомственных таким органам преступлениях, в которых не найдено ни одного документального подтверждения их рассматриваемого рода практики. С учетом изложенного можно констатировать, что некоторые органы дознания неправомочны осуществлять оперативно-розыскные меры даже по поручению следователя.

Полный, исчерпывающий перечень органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, приведен ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». На территории Российской Федерации право осуществлять рассматриваемый вид деятельности предоставляется оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел Российской Федерации;

2) органов федеральной службы безопасности;

3) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

4) федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;

5) таможенных органов Российской Федерации;

6) службы внешней разведки Российской Федерации;

7) федеральной службы исполнения наказаний;

8) органов внешней разведки Министерства обороны РФ.

Компетенция органов внутренних дел в сфере ОРД ограничена решением задач по обеспечению безопасности личности, охраны общественного порядка и общественной безопасности; выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.

Данные органы осуществляют прием, регистрацию и проверку заявлений и сообщений о преступлениях и о происшествиях. Занимаются выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, осуществляют розыск лиц, совершивших преступление, а также иных лиц, в соответствии с федеральными законами. Органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, оперативно-поисковые и специальные технические мероприятия, а также помимо этого обеспечивают взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола и т.д.[14]


Одной из важнейших задач Федеральной службы безопасности является борьба с преступностью. К компетенции этой службы относится выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, досудебные производство по уголовным делам, отнесенных к ведению данных органов. В соответствии с Законом о ФСБ оперативные подразделения этой службы, используя в полной мере законный инструментарий ОРД, разрабатывают меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств и психотропных веществ. На ФСБ России возложена задача по обеспечению борьбы с террористической деятельностью, помимо этого эта структура обеспечивает в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах РФ, внутренних войсках МВД России и иных формированиях оборонного комплекса и топливной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации[15].

Федеральные органы государственной охраны осуществляют функции по контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации. Данные органы обеспечивают безопасность объектов государственной охраны и в местах их постоянного и временного пребывания, а также на трассах проезда. Оперативные сотрудники этих органов занимаются прогнозированием и выявлением угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны и на основе полученных данных стараются предотвратить наступлением неблагоприятных последствий. Также они занимаются предупреждением, выявлением и пресечением противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, защитой охраняемых объектов, участвуют в мероприятиях по борьбе с терроризмом, принимают участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности России, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну[16].

Компетенция таможенных органов Российской Федерации как органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определена в ст.224 Таможенного кодекса РФ, которая гласит, что таможенные органы Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством Российской Федерации преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным вопросам[17].


Органы Федеральной Службы исполнения наказаний России реализуют оперативно-розыскную функцию через структурные оперативные подразделения: управление собственной безопасности, оперативное управление, управление оперативно-технических мероприятий. В территориальных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, исправительные колонии, тюрьмы) ОРД осуществляют оперативные отделы, оперативные части.

Задачами ОРД в исправительных учреждениях согласно ст. 84 УИК РФ являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск осужденных, совершивших побег, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы. Оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы ОРМ в следственных изоляторах (ч. 5 ст. 13 Закона об ОРД)[18].

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков занимается решением задач в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Органы внешней разведки Минобороны России являются структурным подразделением Генерального штаба и имеют в своей структуре оперативные подразделения, которые осуществляют ОРД частично, только для обеспечения собственной безопасности.

Под обеспечением собственной безопасности понимается организация и реализация системы мер различного характера в целях нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию оперативно-розыскного органа.

Таким образом, должностные лица оперативных подразделений органов, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью, входят в их штаты, и, соответственно, обладают всеми правами сотрудников этих органов. Они наделены властными полномочиями и их законные требования обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. Требования, выходящие за пределы компетенции, установленной законом, не могут рассматриваться в качестве обязательных для исполнения. Соответственно, неисполнение только законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.