Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью

2.1. Президентский контроль

Президентские полномочия определены в первую очередь в Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства. Важнейшей функцией Президента как главы государства, имеющего стратегический статус среди других органов госвласти, является то, что он выступает гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Президент, являясь высшим должностным лицом государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, осуществляет внешний контроль за правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельностью, за соблюдением применения норм Закона об ОРД субъектами, уполномоченными осуществлять такую деятельность.

Говоря о полномочиях Президента РФ в осуществлении контроля за ОРД, следует особо отметить то, что согласно ст. 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, он же утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения об этих органах и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Таким образом, именно Президент РФ осуществляет руководство названными выше федеральными министерствами и службами (органами исполнительной власти) "правоохранительного блока", уполномоченными проводить оперативно-розыскную деятельность.

При этом президентский контроль может осуществляться в двух основных формах:

1) непосредственный контроль со стороны Президента РФ. Контроль при непосредственном участии главы государства на федеральном уровне Президент уполномочен проводить, в частности, в ходе осуществления отбора и расстановки руководящих кадров правоохранительных органов. Глава государства также вправе заслушивать доклады (отчеты) руководителей "правоохранительного блока", выносить вопросы, связанные с ОРД, на рассмотрение Совета Безопасности, участвовать в работе коллегий и совещаний федеральных органов исполнительной власти, запрашивать информацию об обеспечении прав и свобод человека и гражданина при проведении правоохранительными органами ОРМ;


2) контроль через соответствующие президентские структуры, например, путем дачи поручения Контрольному управлению Президента РФ о проведении проверки на предмет соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий субъектами ОРД. В данном случае контрольное мероприятие будет проводить специальный департамент по инспектированию правоохранительных органов Контрольного управления, в котором работают госслужащие, имеющие специальные допуски. К такой проверке в соответствии с п. 5 Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации могут быть привлечены также соответствующие сотрудники (военнослужащие, работники) правоохранительных органов, например МВД России, ФСБ России, а также прокуратуры Российской Федерации.

Определяющая роль в обеспечении президентского контроля принадлежит Администрации Президента Российской Федерации (далее - Администрация). Согласно п. 1 Положения об Администрации, утвержденного Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 года N 490[19], Администрация является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом "и" статьи 83 Конституции РФ, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ. Кроме того, в п. 5 данного Положения установлено, что Администрация осуществляет функцию контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ. Таким образом, Администрация наделена полномочиями по осуществлению контроля за всеми принятыми главой государства решениями, в том числе и по вопросам, касающимся соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ходе проведения ОРД в Российской Федерации.

Основные функции по обеспечению президентского контроля на практике реализует Контрольное управление Президента РФ (КУ Президента). В соответствии с Положением о контрольном управлении Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июня 2004 года N 729[20], Контрольное управление является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. В соответствии с п. 3 основными задачами Управления, в частности, являются:

- контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации);


- контроль за реализацией общенациональных проектов;

- контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и иных программных документов главы государства.

Таким образом, Контрольное управление уполномочено осуществлять реализацию органами исполнительной власти, организациями, их должностными лицами федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений, посланий и поручений Президента РФ, а также общенациональных проектов, готовить по результатам контрольных мероприятий информацию для главы государства и участвовать в предупреждении и устранении выявленных нарушений.

В своей практической работе Контрольное управление при проведении проверок изучает и дает оценку, например, полноте и эффективности исполнения, скажем, правоохранительными органами федеральных законов, в том числе Закона об ОРД; соответствию ведомственных механизмов организации ОРД задачам борьбы с преступностью; состоянию ведомственной нормативной правовой базы ОРД, ее соответствию федеральному законодательству; оценивает уровень профессионализма субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также состояние выполнения государственными органами исполнительной власти гарантий правовой и социальной защиты, установленных для субъектов ОРД. Таким образом, президентскому контролю подлежит состояние исполнения федеральных законов, изданных главой государства правовых актов и поручений по вопросам ОРД.

В целях осуществления контроля Контрольное управление наделено полномочиями создавать комиссии с привлечением для проверки работы, например, МВД России, сотрудников других правоохранительных органов, имеющих соответствующие допуски для осуществления ОРД, направлять своих должностных лиц на заседания коллегий и совещания по вопросам ОРД; требовать объяснения, документы по вопросам организации работы; вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения требований федеральных нормативных правовых актов, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; вносить предложения Президенту, руководителям государственных органов исполнительной власти о привлечении к ответственности и временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей, а также направлять в органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях. Кроме того, Контрольное управление уполномочено запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц.


Президентский контроль за ОРД осуществляется также через институт полномочных представителей Президента в соответствующих федеральных округах в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"[21].

Согласно п. 5 Положения одной из основных задач полномочного представителя является организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти. А в соответствии с п. 6 полномочный представитель осуществляет функцию по организации контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе.

Рассматривая вопросы, связанные с организацией и правовым обеспечением президентского контроля, важно подчеркнуть то обстоятельство, что в предмет президентского контроля за ОРД и тем более в полномочия Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации не входит законность и обоснованность деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности по конкретным делам. При этом названные государственные органы власти к тому же не вправе вмешиваться в технологию оперативно-розыскной деятельности, контролировать правомерность проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, оперативных разработок, а также работу с негласным (специальным) аппаратом, проводимую субъектами ОРД. Перечисленные органы государственной власти к тому же не вправе по этим направлениям ОРД давать какие-либо обязательные указания.

Данными ограничениями обеспечивается необходимая автономия функционирования правоохранительного механизма ОРД. В то же время полномочия названных субъектов контроля за ОРД являются страхующим организационно-правовым инструментом по предупреждению использования возможностей спецслужб вразрез целям и задачам, указанным в Законе об ОРД, других нормативных правовых актах.

2.2. Парламентский и правительственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Федеральное Собрание Российской Федерации в целях оценки общей ситуации, складывающейся с применением законов в стране, осуществляет общий контроль за их исполнением. Информация о состоянии исполнения Закона об ОРД формируется на основе заслушивания информации руководителей МВД России на заседаниях палат Федерального собрания, в ходе подготовки и принятия изменений и дополнений в законодательство об оперативно-розыскной деятельности, а также при работе с избирателями.


Кроме того, палаты парламента через Счетную палату Российской Федерации[22] могут осуществлять контроль за законностью и обоснованностью расходования выделенных из бюджета на осуществление ОРД финансовых средств. Специалистам известно, что "закрытыми" статьями государственного бюджета предусматривается выделение правоохранительным органам финансовых средств на осуществление оперативно-розыскных мероприятий для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью, коррупцией.

Вместе с тем с учетом положений Конституции парламентский контроль наиболее значим в ходе законотворческой работы, когда парламентарии вправе принять или отклонить те или иные законопроекты, регламентирующие осуществление правоохранительной деятельности, в том числе ОРД.

Правительственный контроль. Правительство Российской Федерации согласно Конституции РФ осуществляет исполнительную власть. Его конкретные полномочия определены в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Согласно данному Закону Правительство реализует функции по общим вопросам руководства федеральными министерствами, службами, агентствами, касающимся сферы обеспечения законности, прав и свобод граждан, обороны и государственной безопасности, борьбы с преступностью.

Правительство компетентно проверять полноту и эффективность использования правоохранительными органами предоставленных бюджетных средств для осуществления ОРД. Эти функции реализуются в процессе анализа соответствующей информации, имеющейся в Правительстве РФ, заслушивания докладов и отчетов руководителей правоохранительных органов в ходе правительственных заседаний. Одним из направлений контрольной деятельности Правительства в этой связи может быть проверка соответствия ведомственных актов правоохранительных органов положениям Конституции, федеральному законодательству, соответствующим постановлениям, распоряжениям Правительства РФ.

Механизмом данного контроля, в частности, является государственная регистрация ведомственных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан. Суть государственной регистрации ведомственных нормативных актов по вопросам прав и свобод человека и гражданина сводится к тому, что они представляются в Минюст России, где оцениваются на предмет их соответствия Конституции РФ, действующему законодательству, после чего им присваивается соответствующий номер государственной регистрации Минюста России и ведомственный (межведомственный) акт вступает в силу. Если выявлены противоречия действующему законодательству, то соответствующий акт возвращается на доработку в правоохранительный орган. К компетенции Правительства относится и проверка обоснованности расходования финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на ОРД. Такая проверка может осуществляться контрольно-ревизионными подразделениями Минфина России.