Файл: Органы нотариального сообщества: федеральная нотариальная палата, нотариальная палата субъекта РФ(Правовой статус федеральной нотариальной палаты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жесткой административной субординации между палатами не существует. В случае возникновения между ними конфликтной ситуации (а таковые исключать нельзя) Основы о нотариате не предусматривают модель ее разрешения. Кроме того, ФНП выступает неким "пристроем", поскольку предусматривается такой орган, как собрание представителей нотариальных палат. Компетенция собрания достаточно широка, в числе центральных из которых можно выделить принятие устава ФНП и формирование ее органов. С учетом того, что собрание представителей не является постоянно действующим органом, получается, что основной орган текущего управления нотариатом - Правление ФНП. Тем более что Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ именно к компетенции Правления отнес издание актов, "обязательных к исполнению нотариальными палатами и нотариусами". Однако данное требование следует стыковать с общим принципом беспристрастности и независимости нотариуса. Напомним, ст. 5 Основ о нотариате закрепляет: "Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами". Как видно, в приведенном перечне решения правления ФНП отсутствуют. Можно с уверенностью предположить, что дальнейший шаг развития полномочий ФНП - это расширение своего контроля и на нотариусов. В этом случае ФНП тогда должна постепенно превращаться в государственную структуру, причем не партнером органа юстиции, а именно элементом, входящим в систему органов юстиции. На каких принципах и в каком виде - следует продумать дальше представителями нотариального сообщества, государства, учеными-юристами. И эта задача при сохранении современной модели российского нотариата будет не из легких.

Статус нотариальной палаты нередко сравнивается со статусом адвокатской палаты. Статья 35 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" содержит общие моменты, указывая, что Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства. Однако часть 2 закрепляет: "Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи". Ни о каком контроле в Законе речь не идет.


Настораживает еще один момент. При расширении полномочий ФНП отодвигается на второй план подконтрольность государству самой Федеральной палаты. Напомним, на протяжении длительного времени руководство ФНП жестко противостояло любым попыткам государства расширить свои полномочия. Встречались "в штыки" даже самые минимальные предложения. Какие только обвинения не озвучивались на страницах юридической печати - от чиновничьего произвола до возрождения тоталитаризма. При сохранении данной тенденции в конечном счете самым страдательным элементом окажется нотариус.

Обратимся к зарубежному опыту. Закон Германии от 24 февраля 1961 г. "О нотариате" определяет, что Управление юстиции федеральной земли ведет государственный надзор над нотариальными палатами. Федеральное Министерство юстиции Германии ведет государственный надзор за нотариальными палатами. Предмет надзора составляет соблюдение законов и устава, в особенности за выполнением задач, возложенных на нотариальные палаты (§ 66). Федеральное Министерство юстиции Германии ведет государственный надзор за деятельностью Федеральной нотариальной палаты. Предмет надзора составляет соблюдение законов и устава, в особенности за выполнением задач, возложенных на Федеральную нотариальную палату (§ 77).

§ 78 Закона закрепляет задачи ФНП Германии:

- по вопросам, касающимся сообщества нотариальных палат, испрашивать позицию каждой из них и путем совместных консультаций вырабатывать позицию большинства;

- по всем делам, касающимся сообщества нотариальных палат, знакомить компетентные суды и административные органы с позицией Федеральной нотариальной палаты;

- представлять сообщество нотариальных палат во взаимоотношениях с административными органами и организациями;

- составлять заключения, которые затребованы административным органом, участвующим в законодательном процессе, федеральным образованием или федеральным судом по вопросам нотариата;

- в форме решений собрания представителей принимать рекомендации по директивам, подлежащим принятию нотариальными палатами.

Россию и Германию объединяет многое, в т.ч. федерализм как принцип государственного устройства. В Федеративной Республике Германия Федеральная палата не уполномочена на осуществление контроля по отношению к палатам земель. При этом присутствует достаточно жесткий административный контроль со стороны органов юстиции. Может быть, и нашему государству следует использовать существующий опыт, а не пытаться в очередной раз решить серьезную проблему, не продумав систему последовательного государственного контроля.


2. Правовое регулирование нотариальной палаты субъекта РФ

2.1 Правовой статус нотариальной палаты субъекта РФ

Согласно ст. 24 Основ о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Членами нотариальной палаты могут быть также лица, сдавшие квалификационный экзамен, но не являющиеся нотариусами. Нотариальная палата является юридическим лицом, образуется в каждом субъекте РФ и организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и своим уставом. Статья 25 Основ о нотариате закрепляет полномочия нотариальной палаты (которые могут быть дополнены уставом):

• представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности;

• организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов;

• возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;

• организует страхование нотариальной деятельности. Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.

Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий. Статус нотариальной палаты подробно проанализирован в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П. Впервые в конституционной практике был сделан ряд выводов о понятии публичных функций и организаций их выполняющих. Указывалось, что нотариальные палаты выполняют публично-правовое предназначение, что, в свою очередь, предопределяет особый статус организации и вид юридического лица. Был сделан вывод: Конституция РФ не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти.


Отдельные полномочия нотариальной палаты закреплены в других статьях Основ о нотариате:

• направляет своих представителей для участия в работе квалификационной комиссии (ст. 4);

• дает рекомендацию при наделении полномочиями нотариуса (ст. 12);

• обращается в суд с ходатайством о лишении нотариуса права нотариальной деятельности (ст. 12);

• участвует в наделении полномочиями лица, временно замещающего нотариуса, занимающегося частной практикой (ст. 20).

В соответствии с Основами о нотариате устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений. Данная формула устарела, поскольку российское законодательство устанавливает регистрацию юридического лица, а не его устава.

  1. Палата вправе от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, иметь в собственности обособленное движимое и недвижимое имущество, необходимое для осуществления уставных целей, быть истцом и ответчиком в суде. Палата имеет самостоятельный баланс и смету.
  2. Палата осуществляет свою деятельность на принципах самоуправления, самофинансирования и контроля со стороны органов государственной власти в соответствии с действующим законодательством. Палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.
  3. Палата отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
  4. Палата не отвечает по обязательствам своих членов, равно как и члены Палаты не отвечают по обязательствам Палаты.
  5. Палата является членом Федеральной нотариальной палаты.
  6. Палата создана без ограничения срока деятельности. Реорганизация и ликвидация Палаты осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
  7. Палата создана в целях организации публично-правовой деятельности нотариусов по обеспечению и защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, представления и защиты интересов нотариусов, оказания им необходимой помощи.
  8. В рамках реализации уставных целей Палата осуществляет следующую деятельность:

1) представляет и защищает права и законные интересы членов Палаты в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, а также в отношениях с юридическими лицами и гражданами;


2) организует и координирует деятельность членов Палаты по обеспечению и защите прав и законных интересов участников гражданско-правовых отношений;

3) осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, соблюдением требований Профессионального кодекса нотариусов Москвы и настоящего Устава;

4) анализирует и обобщает опыт работы нотариусов, готовит и издает методические пособия и справочно-информационные материалы по вопросам нотариальной деятельности, дает рекомендации по объему и стоимости правовой и технической работы;

5) организует повышение профессиональной квалификации нотариусов и помощников нотариусов, организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариусов;

6) организует и контролирует страхование нотариальной деятельности;

7) возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;

8) заявляет в суд ходатайства о лишении нотариусов права нотариальной деятельности в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

9) принимает совместно с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, решение о передаче дел и архива, хранящихся у нотариуса, другому нотариусу;

10) участвует в наделении территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, лиц, замещающих временно отсутствующих нотариусов, полномочиями нотариуса;

11) совместно с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, разрабатывает предложения по количеству должностей нотариусов в нотариальном округе – город Москва;

12) участвует в работе Квалификационной комиссии, принимающей экзамен у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью;

13) участвует в работе Конкурсной комиссии, образованной при территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющем правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата;

14) применяет современные методы передачи, обработки и хранения информации, осуществляет мероприятия по защите информации, содержащей сведения о нотариальных действиях; осуществляет передачу информации, в том числе о деятельности Палаты, ее органов и проводимых мероприятиях с использованием электронной почты, информационного сайта Палаты и других ресурсов сети Интернет; формирует и ведет учет информации, в том числе касающейся профессиональной деятельности нотариусов, с использованием электронных баз данных;