Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Стадия расширения целей. Происходит проверка произошедших изменений, намечаются новые жизненные цели, ставятся новые задачи. Психотерапевт ставит перед участниками вопросы, затрагивающие экзистенциальную проблематику: в чем заключается смысл жизни, есть ли жизнь после смерти и т.д. Участники группы в ходе упражнений моделируют свое возможное будущее, «примеряют его на себя», оценивают его с различных точек зрения. Принимают на себя ответственность за собственную жизнь. На этой стадии могут использоваться упражнения: «Я через 5 лет», «Моя семья через 10 лет», «Мое будущее», «Ожидания», ролевые игры. Психотерапевт стимулирует пациентов к поиску ответа на вопросы «Кто я?», «В чем смысл моей жизни?», также к построению новых жизненных планов, основывающихся на полученных ответах.

Завершается работа в группе подведением итогов, оценкой участниками группы и психотерапевтом эффективности прошедшей работы. Участники группы оказывают словесную и невербальную поддержку друг другу.

Применяются психотехники: «Я сегодня понял…», «Чемодан», «Веночек пожеланий».

На всех пяти стадиях психотерапии используются техники релаксации. Эти техники повышают концентрацию внимания участников группы. Релаксация помогает снять напряжение, уменьшает чувство тревоги и депрессию, аффективную загруженность. Кроме этого участие в релаксации дисциплинирует участников тренинга, помогает развить «чувство локтя в группе», установить доверительные взаимоотношения. На стадии «расширения целей» участники посредством релаксации и «активного направленного воображения» развивают творческое мышление, обучаются находить новые, нестереотипные выходы из проблемных ситуаций.

Также для преодоления проявлении профессиональной деформации личности психолога предлагается можно применять и другие методы активного социально-психологического обучения: дискуссионные, игровые, методы тренинга сензитивности, видеотренинга, группы встреч, тренинга с ис-пользованием элементов системы К.С. Станиславского и др. Цель применения этих методов – совершенствование психологической подготовки, навыков общения с людьми, психологической культуры в целом.

Универсальной рекомендацией может служить повышение уровня общей культуры профессионала. Этому способствует посещение выставок, музеев, экскурсий, театров, чтение художественной и философской литературы.

Перспективным направлением реабилитации специалистов с профессиональной деформацией является интеграция различных подходов к оптимизации психического и физиологического состояния. Одним из важных направлений такой интеграции является использование наиболее эффективных инструментальных методик в рамках единой компьютерной программы.


Использование подобной системы позволяет организовывать психотерапевтические и реабилитационные процедуры, направленные как на усиление собственных адаптационных возможностей человека, так и на создание функционального состояния мозга, способствующего эффективному восприятию и усвоению суггестивных воздействий на подпороговом уровне [19].

Специальное компьютерное программное обеспечение (программный комплекс) обеспечивает возможность работы в следующих направлениях:

– биологическая обратная связь (БОС) – для отработки навыков «активного» самоуправления различными показателями электроэнцефалограммы, соотношением этих показателей в левом и правом полушариях мозга, а также показателями дыхания и кардиоритмограммы;

– зрительные и акустические воздействия, такие как ритмическая фото- и аудиостимуляция, бинауральные биения;

– аудиосуггестивное воздействие на осознаваемом и неосознаваемом (подпороговом) уровне восприятия.

При реализации биологической обратной связи по показателям ЭЭГ анализируется и выводится в качестве сигнала обратной связи мощность в определенной области частотного спектра. Традиционно используются диапазоны тета-, альфа-, и бета-активности. Величина порогов (в процентах к исходному уровню) устанавливается перед процедурой и, по мере отработки навыков саморегуляции, может увеличиваться от процедуры к процедуре.

Подобный тренинг саморегуляции может осуществляться по суммарной выраженности спектральной мощности ЭЭГ, а также отдельно по правому и левому полушарию с целью обучения навыкам управления межполушарными взаимодействиями и синхронизацией полушарий.

При дыхательном тренинге клиент обучается дышать в соответствии с эталоном, таким образом, чтобы сигнал, соответствующий его собственному дыханию, совпадал с эталонным.

В ходе кардиотренинга клиент обучается навыкам управления часто-той сердечных сокращений.

Методика ритмостимуляции является эффективным средством изменения функционального состояния мозга за счет смещения собственного ритма ЭЭГ в частотную область, соответствующую частоте стимуляции.

Метод бинауральных биений представляет собой способ звукового воздействия, при котором частота звукового тона, подаваемого на левое и правое ухо, различается. При этом в центральных структурах слухового анализатора возникают «биения», частота которых равна разнице частот бинаурального предъявления. Возникающие при этом эффекты заключаются в изменении ритмики ЭЭГ и являются средством изменения функционального состояния.


Показано, что сочетание процедур ритмостимуляции с вербальными формулами внушения на неосознаваемом уровне восприятия («ритмосугге-стивные процедуры») повышает их психотерапевтическую эффективность.

Кроме того, сочетание ритмосуггестивных процедур и дыхательного тренинга снижает остроту переживаний и в значительной степени ослабляет тревогу, депрессию, общую психическую напряженность.

Как правило, продолжительность курса процедур психофизиологической реабилитации составляет не менее двух недель. Комплексное применение перечисленных возможностей существенно улучшает психическое и физическое состояние человека, позволяет изменить его отношение к фрустрирующей ситуации и, в конечном итоге, восстанавливать адекватное мироощущение, повышать социальную активность, производительность труда [19].

Все описанные выше пути и методики преодоления проявлений профессиональной деформации будут эффективны только в том случае, если психолог осознает, что имеет место профессиональная деформация его личности и осознает, что это негативно может сказаться на его профессиональной деятельности. При этом профессиональную деформацию личности не всегда можно рассматривать как отрицательное явление, порой она может способствовать становлению личности в профессиональной среде.

Выводы

1. Деятельность по преодолению явлений профессиональной деформации является сложной и комплексной. Прежде всего, важна диагностика — выявление последствий, насколько глубоко и серьезно деформирован человек, в чем конкретно это проявляется и как сказывается на выполнении функциональных обязанностей, его жизнедеятельности.

2. К саморегуляционным методам относятся такие как активный отдых, физические упражнения, спорт, соблюдение правильного режима, дыхательная, лицевая гимнастика, лобно-затылочная коррекция, коррекционные упражнения, самогипноз.

3. Однако саморегуляционные методы не эффективны, если человек не может справиться сам в одиночку со своей проблемой. Поэтому альтернативными методами являются дискуссионные, игровые методы, психологический тренинг, группы встреч, повышение уровня общей культуры профессионала, психофизические методы (кардиотренинг, метод бинауральных биений, ритмостимуляция и т.д.).

4. В любом случае преодоление профессиональной деформации возможно только в том случае, если психолог осознает, что имеет место профессиональная деформация его личности и осознает, что это негативно может сказаться на его профессиональной деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование было проведено с целью изучения проблемы профессиональной деформации психолога – консультанта и способов ее преодоления. В ходе теоретического исследования была дана характеристика понятию профессиональной деформации; изучены особенности профессиональной деятельности психолога – консультанта, выявлены особенности их профессиональной деформации, изучены способы преодоления профессиональной деформации психологов – консультантов.

Анализ теоретических и эмпирических исследований показал, что в последние несколько десятилетий проблеме профессиональной деформации личности уделяется большое внимание. Возможно, это связано с тем, что стало меняться отношение к труду и личности, которая выполняет свои профессиональные обязанности. Профессиональная деятельность является важной сферой в жизни личности и все изменения, которые происходят с человеком в процессе профессионализации, связаны с появлением в структуре его деятельности и личности определенных профессиональных новообразований. Данные новообразования могут иметь как конструктивное, так и деструктивное значение для профессиональной деятельности человека, его профессионального развития и повседневной жизнедеятельности в целом.

В первом случае новообразования повышают профессиональную идентичность и эффективность деятельности личности, способствуют ее более успешному профессиональному развитию (это профессиональные знания, умения, способности, мотивы и т.д.). Во втором случае отмечается негативное влияние новообразований на профессиональную деятельность, они понижают ее эффективность, разрушают идентичность и затрудняют профессиональное развитие. Такие новообразования называют деструкциями, которые ведут к профессиональной деформации.

Риск развития профессиональной деформации психолога достаточно большой, что обуславливается спецификой профессии – повышенной ответственности, высокого самоконтроля, стереотипами профессии. Кроме того, объективно существующая высокая динамика личностных и профессиональных требований к специалистам психологической службы обусловливает необходимость, во-первых, постоянного мониторинга данной сферы, выявления ее актуального состояния и ведущих тенденций, а во-вторых, поиска новых путей профессионального совершенствования, адекватного личностного развития психологов – консультантов при выявлении и преодолении возникающих напряжений. Профессиональное становление психолога является сложным и длительным процессом, который предусматривает не только постепенный переход от одного этапа профессионального развития к другому, но и возникновение профессиональных кризисов. Кризисы профессионального становления личности являются сензитивными периодами образования профессиональных деструкций. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение отрицательной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность, что, в свою очередь, активизирует процесс возникновения профессиональных деформаций и деструкций.


В связи с этим необходимо повышенное внимание к изучению деструктивных механизмов профессиональной психологической деятельности, в частности выявление условий возможного негативного, разрушающего влияния профессиональной психологической деятельности на эмоциональную сферу и другие личностные подструктуры практикующего психолога. В качестве ведущих средств преодоления профессиональных деструкций рассматриваются оптимизация деятельности, формирование надситуативных форм регуляции деятельности и профессионализации в целом. Для профилактики и коррекции психических деструкций используются системы тренингов, комплексные психофизические методы, которые не нашли еще широкого применения на практике в отечественной психологии, но являются весьма перспективными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб, 2004.
  2. Безносов С.П., Иваницкий А.Т. Профподготовка и ее влияние на деятельность (проблема профдеформации). – СПб.: Речь, 2004.
  3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. – М.: ПЕРСЭ, 2006. – 528 с.
  4. Бозаджиев В.Л. Профессиональные деформации личности психолога // Международный журналэкспериментального образования №3, 2011. – С. 68 – 70.
  5. Бойко В.В Энергия эмоции в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996.
  6. Болдырева Т.А. Деформации личности: попытка систематизации современных психологических подходов в русле концепции индивидуальности // Вестник ОГУ № 2 (163) / февраль 2014. – С. 195 – 198.
  7. Браун Дж. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
  8. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.
  9. Варга А.Я., Кадыров И.М., Холмогорова А.Н. Предисловие // Основные направления современной психотерапии. М., 2000, с.3 - 12.
  10. Водопьянова Н.Е Синдром психологического выгорания в коммуникативных профессиях. – Курск, 2008.
  11. Воинкова Н.А. Особые условия профессиональной деятельности как причина возможных личностных деформаций. / Психопедагогика в правоохранительных органах, № 1(15), 2001. - с.81-82.
  12. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Речь, 2007.
  13. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как индикаторы отклонений психического здоровья специалиста // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 5.
  14. Елизаров А.Н. Психологический смысл, предмет и задачи консультативной психологии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - №2. - С. 23 - 30.
  15. Завалишина Д.Н. Практическое мышление (специфика и проблемы развития). - М., 2005.
  16. Залевский Г.В. Супервизия: основания классификации, концепции и модели // Сибирский психологический журнал №13, 2000.
  17. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 336 с.
  18. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. – М., 2005.
  19. Квасовец С.В. Психотерапия больных с пограничными психическими расстройствами с использованием компьютерного модулирования информации: Метод. рекоменд. для врачей и научных работников / Квасовец С.В., Иванов А.В., Кучинов А.И., Безносюк Е.В., О.В. Юртов, И.Б. Ушаков, Ю.А. Бубеев. – М.: МЗ РФ, 2004. – 30 с.
  20. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии, 1990, N 3.
  21. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М., 1996. – 308 с.
  22. Монина Г.Б. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости [Текст] / Г.Б. Монина, Н.В. Раннала. – СПб.: Речь, 2009. – 250 с.
  23. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. – М.: Институт психологии РАН, 2005.
  24. Полякова О.Б. Профессиональная среда как детерминанта возникновения профессиональных деформаций / О.Б. Полякова // Мир психологии. – 2012. – № 4. – С. 196204.
  25. Психотехнологии и психотехники профессионального развития личности / под ред. Л. М. Митиной, С. А. Подосинникова. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2008. – 392 с.
  26. Системная семейная психотерапия под редакцией Э.Г. Эйдемиллера, Спб , 2002. – 270 с.
  27. Трунов Д.О. О профессиональной деформации практического психолога // Психологическая газета. 1998. № 1. С. 12-13.
  28. Филина С.В. О синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы [Текст] // Школьный психолог. - 2003. - № 36. – С. 12-13.
  29. Фоменко Г.Ю. Личность как субъект бытия в экстремальных условиях: дис.... д-ра психол. наук: 19.00.01 – Краснодар, 2006. – 448 с.
  30. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика. 1994. – 180 с.