Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует добавить, что деформация личностных особенностей чаще проявляется на поздних этапах профессиональной карьеры, а выгорание может возникнуть и в начале профессионального пути как результат несоответствия между требованиями профессии и притязаниями личности.

Таким образом, термин «профессиональная деформация», хотя он и обозначает весь комплекс личностных и характерологических изменений, которые происходят со специалистом в процессе осуществления профессиональной деятельности, все же гораздо шире, чем синдром профессионального выгорания.

Таким образом, причины и предпосылки возникновения возможных профессиональных деформаций личности закладываются еще на стадии выбора профессии. Далее, сталкиваясь с определенными внешними условиями профессиональной деятельности, молодой специалист вынужден корректировать собственные внутренние установки для того, чтобы обеспечить себе комфортное существование в профессиональной среде. Здесь появляется феномен стереотипизации как некий упорядочивающий элемент при разрешении типичных профессиональных задач. Однако эта же стереотипизация может привести к формированию профессиональной деформации личности при несоответствии осуществляемых действий и принимаемых решений на основе стереотипов в нестандартных ситуациях. Это связано еще и с возникновением стрессов на рабочем месте и способами реагирования на них. На данном этапе в науке используется единая многомерная модель профессиональной деформации, что позволяет системно исследовать конкретные случаи профессиональных деформаций личности и формировать научно обоснованные методы и формы профилактики негативных явлений личностных изменений в результате трудовой деятельности.

1.2. Особенности профессиональной деятельности психолога - консультанта

Консультирование – это переговоры психолога или психотерапевта и клиента (клиентов) на его языке с целью оптимизации его (их) функционирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект и результат работы консультанта.

В консультативном процессе клиенты стремятся к личностному росту и при этом хотят быть похожими на своих консультантов. Их привлекает спокойствие, мудрость, умение себя контролировать, уверенность в своих силах, которые­ демонстрирует психолог. Клиенты хотят быть столь же сведущими, как он, и вести себя так же. Они часто перенимают его привычки, манеру говорить, так как жизненные ценности корректируются в соответствии со взглядами наставников.


Если клиенты общаются с психологом в течение продолжительного времени, это происходит не только потому, что их устраивают результаты консультаций, то есть изменения, которые они наблюдают в себе, но и из-за притягательности личности психолога [7, с. 193].

Психолог-консультант может быть приверженцем любого из направлений психологической науки — когнитивизма, психоанализа, гуманистической психологии и др. Задача психолога-консультанта заключается в психологической помощи тому или иному человеку или небольшой группе людей, обратившемуся за ней к психологу, с помощью методов и техник, которые показали свою надежность.

Психологи-консультанты имеют возможность работать в специальных консультационных центрах, организовывать собственные консультации на своем основном месте работы; они также могут работать в школах или производственных организациях, если в таких специалистах существует потребность.

В процессе выполнения профессиональной деятельности по отношению к объекту деятельности (группа, отдельный человек) психолог-консультант реализует определенные функции.

Анализ психологической литературы, а также реальной деятельности психологов позволяет выделить следующие функции практического психолога-консультанта как субъекта психологической работы:

- диагностическая - психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельности, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влияющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей;

- исследовательская - изучение новейших достижений в области психологической науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регулярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показателей применительно к конкретной выборке и т.д.;

- прогностическая - прогноз тенденций развития и перспективного состояния психологических характеристик объекта изучения;

- информационная - сообщение клиентам и руководителям системы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологической компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития при тех или иных вариантах управления им;

- конструктивно-проектировочная - участие в комплектовании трудовых, учебных и т.п. коллективов, групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий деятельности, средств и режимов труда и т.п.;


- учебно-методическая - обучение использованию в практике знаний психологии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;

- экспертная - оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) проблем, квалифицированное заключение о психологических параметрах состояния объекта оценивания;

- собственно консультативная - оказание помощи клиентам и предоставление им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;

- коррекционно-развивающая - оказание помощи в изменении и/или реконструкции психологических образований, компенсация дефектов образования и воспитания, изменение режимов и условий деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению профессиональных задач;

- коммуникативная - установление контакта с партнером, прием и передача сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невербальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли партнера по общению.

Психолог-консультант должен хорошо владеть техникой психологического общения.

Необходимо, чтобы он соблюдал этический кодекс психолога, и его главную заповедь: «не навреди». В частности, психолог должен владеть навыками эмпатического (сопереживающего) слушания, психологической беседы, клинической беседы и другими. Категорически запрещается применять любое психологическое насилие, манипулирование клиентом, приписывание ему тех качеств, которых нет у клиента и работать с клиентом, исходя из этих приписанных ему особенностей, т.е. это фактически умение объективно оценивать психологические реалии, с которыми сталкиваешься при работе с каждым конкретным клиентом.

Например, в случае работы с экспрессивной клиенткой психолог (даже если у него возникает к ней негативное отношение как к истероидной личности) — должен отбросить эти свои проекции и проводить анализ проблем данной клиентки с должным уважением, беспристрастно и, по возможности, объективно. В противном случае реализовавшиеся проекции на клиентку позже становятся стойкими установками, почти все ее действия начинают оцениваться с точки зрения тех ее качеств, которые ей приписал психолог.

При первом знакомстве с будущим клиентом психологу необходимо получить от клиента максимум информации о его проблемах, но сделать это надо в очень емкой форме - за одну, первую, ознакомительную беседу.


После первой встречи с клиентом, полученную от него информацию психолог должен осмыслить с тех позиций, на которых он стоит (с позиций той психологической теории, которой он придерживается). Далее находятся базовые и некоторые излюбленные техники психолога в рамках данной теории, которые будут использоваться при последующей работе с данным клиентом. Эти техники (и вообще методы работы с данным клиентом) часто по ходу работы меняются на другие или видоизменяются, так как психолог получает большое количество все новой информации, которая может изменить взгляд консультанта на ситуацию клиента и дать толчок к использованию новых способов работы с клиентом.

Профессия психолога-консультанта подходит тем людям, которые умеют владеть собой практически в любых ситуациях общения, людям сдержанным, спокойным, уверенным в себе и умеющим отвлекаться от собственных проблем во время консультации. Последнее качество, безусловно, требуется и во многих других профессиях, но именно психологу-консультанту это качество особенно необходимо, потому что психолог-консультант работает не с машинами, а с человеком, с проблемами в его личной жизни, а, следовательно, с самым сокровенным и тайным, что есть у любого человека.

Сложности при устройстве на работу у психологов этой специализации практически не возникают, их труд востребован и достаточно хорошо оплачивается. Конечно, есть и сложности, с которыми сталкиваются психологи-консультанты.

Во-первых, это те ограничения, которые накладываются не только на возможные способы поведения консультанта, но даже на черты его характера.

Так, если человек вспыльчив или, например, тяжело отходчив, ему будет очень непросто работать в этой области, точнее, работать в ней для него противопоказано, потому что он может приносить людям чаще еще больше отрицательных эмоций, чем облегчение. Поэтому, имея такие личностные

черты, необходимо с ними уметь бороться, чтобы быть компетентным работником в своей области и достигать наиболее высоких результатов.

Для осуществления профессиональной деятельности в качестве психолога-консультанта, необходимо окончить специальные курсы, которые могут проходить в университете, в частных или государственных психологических центрах различной ориентации, например, в Центрах, специализирующихся на семейном консультировании.

Психологи, получившие в университете (институте) специализацию «общая психология», «психология личности», «социальная психология», «клиническая психология» — имеют возможность заниматься консультированием без дополнительного обучения; психологи других специализаций также часто занимаются такой деятельностью. Но все же профессионализм психолога должен выражаться в том, в частности, чтобы понимать ограничения своих возможностей, а, следовательно, желая работать в сфере консультирования, необходимо получить специализированную подготовку именно в этой области психологического знания.


В процессе профессиональной деятельности, независимо от того, где и какими методами работает психолог, его личностные качества, темперамент, общая культура, которые проявляются во время сессий, имеют большое значение для заинтересованности клиента, лучшего восприятия им новой информации с последующими изменениями поведения.

Результаты практических наблюдений позволяют утверждать, что эффективно работающие психологи, как правило, обладают хорошим душевным здоровьем и успешно разрешают собственные проблемы, то есть являются уравновешенными людьми. Психологу следует удерживаться в терапевтической позиции в ходе всей сессии, в частности, наблюдать за собственным поведением, отслеживать посторонние мысли, говорить четко и по существу, не перетягивая одеяло на себя [8]. Такая самодисциплина требует высокой эмоциональной стабильности и развитых навыков межличностного общения.

Эффективность консультации определяется умением психолога привлечь и удерживать внимание слушателя. Одним из ключей к успеху является способность заинтересовать клиента, привлечь его к процессу, которая напрямую зависит от энтузиазма самого психотерапевта. Совершенные психологи, с точки зрения клиентов, - люди, беззаветно преданные своей профессии.

Энтузиазм, авторитет и влияние наглядно проявляются в умении психолога ценить и активно использовать юмор. Многие из консультантов и психотерапевтов разделяют мнение, что в основе большинства эмоциональных страданий лежит слишком серьезное отношение к себе. Наличие у психолога чувства юмора свидетельствует о его способности радоваться, сопереживать, творчески мыслить, что является признаком интересной жизнерадостной личности. Чувство юмора делает его в глазах клиента менее опасным и более легким в общении, позволяет при повторном обращении к проблеме взглянуть на нее по-новому [9].

Независимо от методов работы и содержания передаваемых психологом сообщений клиенты способны позаботиться о себе, коль скоро они видят его внимание и заинтересованность [30, с. 23]. Психологи, которых воспринимают как надежных и заслуживающих доверие, обычно добиваются хороших результатов.

Эффективная психологическая консультация или психотерапия подразумевает движение со скоростью клиента, без навязывания ему своего темпа. Зачастую это сложно. Клиенты бросают психотерапию потому, что не ощущают структуры сессии, не видят заинтересованности терапевта либо этой заинтересованности так много, что ее трудно выдержать. То есть во взаимодействии с клиентом важно проявлять терпение и не быть при этом пассивным, оказывать на клиента давление, но такое, какое он в данным момент способен выдержать.