Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Трудности преодоления профессиональных деформаций объясняются не столько тем, что специалист обладает психологическими знаниями, зачастую имеет большой стаж работы или зрелый возраст, сколько тем, что требуется перестройка внутренней и внешней системы отношений, мировоззренчески и поведенчески достоверных преобразований. Это затрагивает всех, с кем системно связан специалист и отвечает сопротивлением не менее сильным, чем внутреннее сопротивление самой личности.

Навязать личности путь развития невозможно. Но можно создавать такие условия настоящего, когда его элементы будут использованы самой личностью для переструктурирования опыта и активизации тех его составляющих, которые направлены на созидание и самостроительство, саморазвитие. Это предполагает преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной и в итоге поведенческой структур личности, в результате чего внешняя детерминация жизнедеятельности меняется на внутреннюю [25].

Можно выделить четыре стадии оптимизации личности и поведения профессионально деформированного специалиста: подготовку, осознание, переоценку, действие. Как справедливо отмечает А.К. Маркова, предупредить профессиональные деформации человеку может помочь знание о них. Очень важно самому определять предпосылки или первые признаки профессиональных деформаций, пока еще скрытые от окружающих, и своевременно принимать необходимые меры [21].

Формами преодоления профессиональной деформации личности специалиста могут быть семинары, тренинги, коуч-практикумы, комплексные программы восстановления физического и психического здоровья и т.п. Однако основная работа по преодолению профессиональной деформации - индивидуальная.

Эффективным средством для преодоления (а также для профилактики) профессиональной деформации и проявлений профессиональных кризисов является использование способов саморегуляции и самовосстановления.

По данным исследования С.В Филиной можно выделить следующие естественные приемы саморегуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышления о чем-то хорошем, приятном; различные движения мышц типа потягивания, расслабления; наблюдение за пейзажем; рассматривание цветов, фотографий и других приятных и дорогих человеку вещей; мысленное обращение к высшим силам; вымышленные и реальные солнечные ванны; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-то «просто так» [28].

Распространенным средством отрыва от стрессогенной обстановки является отдых. Однако следует иметь в виду, что отдых в саморегуляции - это не ничегонеделание. В данном случае под отдыхом понимается активная деятельность, исключающая постоянные размышления о работе, и которая предполагает главным образом переключение внимания с социальных объектов на физические. Для этого есть немало средств и приемов, например:


а) рыбалка, хождение по берегу реки и т.д.;

б) плавание, игра в теннис, волейбол;

в) прогулки по лесу (обязательно целенаправленные: сбор грибов и ягод, отыскание корней для поделок);

г) поделки и увлечения (столярные и токарные работы, лепка, рисование и т.д.).

Для саморегуляции подходят упражнения по созданию и поддержанию мажорного настроения. Для этого нужно приучить себя включать психорегулирующие упражнения в свой режим дня. Начать с подъема и утренних процедур. Проделывать некоторые упражнения в течение дня.

1. Прежде всего – утренняя физзарядка. Очень полезна гимнастика, бег, занятия на тренажерах, упражнения с массажером, гантелями и т.д.

2. Дыхательная гимнастика. Дыхательных методик на сегодняшний день достаточное количество, нужно только подобрать самую оптимальную для индивида.

3. Лицевая гимнастика. Гимнастика для лица помогает снять не только мышечные блоки, мимические напряжения, но и играет немало важную роль в профилактике мимического старения.

4. Осанка. Чтобы сформировать хорошее настроение надо выпрямиться, расправить плечи, принять прямой и открытый взгляд.

5. Голос. Голос - индикатор настроения. Чтобы настроить свой голос, можно пропеть какой-нибудь бодрый мотив, продекламировать стихотворение, проговорить формулы намерения в различных ситуациях.

6. Микропаузы. Предназначены для устранения какого-либо зажима, неприятного ощущения, неуверенности, т.е. тех состояний, которые понижают настроение: дыхательная гимнастика, гимнастика бодрости, пальцевая гимнастика.

7. Метод ЛЗК (лобно-затылочная коррекция): нужно положить одну руку на затылок, а вторую на лоб, закрыть глаза и начать глубоко и форсировано дышать до тех пор пока не почувствуется синхронная пульсация в районе лобных бугров. Этот простой метод доступен каждому человеку в любом месте и в любое время, он позволяет наступить, так сказать «просветлению мозгов», способствует интеграции работы обоих полушарий головного мозга, достижению спокойствия и возможность увидеть путь решения проблемы.

8. Концентрационные упражнения: концентрация на счете, концентрация на слове, релаксационно-концентрационные упражнения.

9. Самогипноз. Универсальное средство как повышения стрессоустойчивости, так и углубления самопознания, усиления внутренней концентрации, которое помогает в решении повседневных задач и достижении жизненных целей.

10. Соблюдение естественных биоритмов организма: правильное распределение режимов «бодрствование-сон», «концентрация-релаксация».


11. Стресспротективное питание. В рационе питания должны присутствовать все необходимые для этих систем нутриенты (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы). Особенно важными являются витамины группы В, антиоксиданты – витамины С, А, Е, селен, а также достаточное количество магния, цинка и кальция [22].

12. Развитие навыков ассертивности:

  • Отказывая, говорите решительное “нет”. Объясните, почему вы отказываете, но избегайте чрезмерно извинительного тона.
  • Давайте по возможности быстрый и короткий ответ.
  • Просите объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное.
  • Смотрите прямо на человека, следите за изменением вашего голоса.
  • При выражении досады или критики, комментируйте только поведение, избегайте нападок на личность.
  • Говорите от своего имени.
  • Вознаграждайте себя каким-либо образом за уверенные ответы.
  • Не ругайте себя за неуверенное или агрессивное поведение. Постарайтесь понять ошибку и решите, как лучше управлять подобной ситуацией в следующий раз.
  • Отработка формулы ассертивности. Формула ассертивности состоит из трех действий, которые необходимо совершать в определенном порядке. В любой ситуации и при любых обстоятельствах, надо поступать следующим образом:

1. описать суть проблемы. Прежде всего, сосредоточьтесь на фактах, сдерживайте эмоции и держите свое мнение при себе. Ваша задача — точно описать ситуацию. Нужно констатировать факт, ведь против него не возразишь.

2. рассказать, какие неудобства создает данная проблема. Опишите, как вы относитесь к данной ситуации (но не слишком эмоционально). Уверенность в себе не дает вам права демонстрировать свои чувства, она лишь дает вам право выразить их словами: «Я очень расстроен и разочарован тем, что…», «Я крайне огорчен тем, что…».

3. уточнить, что вы хотите сделать (или чего хотите от других) для решения проблемы. Предложите вариант решения проблемы.

Используйте эту формулу, пока она не закрепится в вашем поведении, доведите ее до автоматизма.

Эффективным способом саморегуляции является переключение. Профессионалу необходимо уделять больше внимания не внешним атрибутам своей профессиональной деятельности, которые, безусловно, играют большую роль в формировании его профессионального имиджа, но не должны главенствовать. Важно сделать акцент на содержании. Важно не перейти грань и не зациклиться только на этой стороне своей жизни.

Очень важным навыком для преодоления профессиональной деформации может стать умение переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом случае хорошо помогает хобби, не связанное с основной профессиональной деятельностью, а также психологический прием, называемый «водопад», когда человек отстраняется от какой-либо неприятной ситуации и наблюдает за ее развитием как бы через толщу падающей воды.


Кроме того важно формировать творческое отношение к своей деятельности, применять различные новые методики, совершенствовать уже известные. Вне профессиональной реальности можно осваивать какой-либо вид спорта, ремесло, учиться игре на музыкальном инструменте, изучать иностранный язык. Помимо этого можно вспомнить какую-то свою детскую мечту и попробовать осуществить ее. Здесь главным будет не результат, а процесс: вспомнить себя и свои ощущения в то время, когда эта мечта зарождалась, воспроизвести то настроение радостного любопытства, которое свойственно детям.

2.2. Альтернативные способы преодоления профессиональной деформации

Основным альтернативным методом преодоления профессиональной деформации является индивидуальная или групповая психотерапия. При этом для психолога-консультанта предпочтительнее является групповая психотерапия, так как при индивидуальной беседе деформированный специалист может чувствовать себя не комфортно, и игнорировать свой психологический дискомфорт. Хорошим методом выбора является групповая позитивная психотерапия (психологический тренинг).

Данный подход позволяет преодолеть сопротивление (дезадаптивные реакции) деформированных профессионалов, обеспечивает широкий охват участников и готовит их к более глубокой психотерапевтической работе в рамках индивидуальной беседы.

Например, можно предложить пятишаговую модель психологического тренинга, что позволяет психотерапевту интегрировать разнообразные технические приемы: ролевые игры, многоуровневую коммуникацию, релаксацию и др. Видеть динамику развития группы, быть активным участником тренинга (образцом для подражания для других членов группы), находясь в то же время в метапозиции по отношению к группе.

1. Стадия дистанцирования / наблюдения. На начальном этапе групповой работы основной задачей является создание атмосферы доверия и доброжелательности в группе. Этому способствует принятие участниками правил поведения во время тренинга, выполнение несложных разогревающих упражнений («Снежный ком», «Поменяйтесь местами», «Ток», «Ассоциации»), которые позволяют участникам познакомиться, лучше узнать друг друга, снизить уровень напряжения в группе, проявить творческие способности. Используя шутки, юмористические истории, анекдоты, психотерапевт через смех способствует созданию атмосферы доброжелательности в группе.


2. Стадия инвентаризации. На этой стадии проводится диагностика группы в целом и каждого участника в отдельности. Для этой цели используются диагностические упражнения («Место под солнцем», «Мышеловка», «Социальный атом») и экспериментально-психологические методики. Для участников с профессиональной деформацией и профессиональным выгоранием характерны: реакции ухода от конфликтных ситуаций в общение и замещающую деятельность (действия, не связанные с разрешением конкретной ситуации), высокий уровень тревоги, направленной на будущее; ведущий мотив – бегство от неудачи. Среди актуальных способностей, задействованных во внутреннем конфликте деформированных профессионалов, можно выделить: вежливость – открытость, справедливость, бережливость.

3. Стадия ситуативного ободрения. Психотерапевт концентрируется на поощрении позитивных изменений у участников группы, используются поведенческие техники изменения сложившейся ситуации, позволяющие апробировать и закрепить новые ролевые модели и поведенческие стратегии. На этой стадии активно применяется механизм обратной связи, тем самым осуществляется переход от этапа психотерапии в группе к этапу психотерапии группой. Участники учатся поддерживать друг друга, выражать свои чувства социально приемлемыми способами. Могут использоваться такие упражнения, как «Комплименты», «Волшебный магазин», в котором участники группы могут продать ненужные им душевные качества и приобрести качества, которые помогут им адаптироваться к мирной жизни, «Образ идеального Я».

4. Стадия вербализации. На этой стадии стимулируется развитие способности пациентов к самостоятельному осознаванию своих проблем, их возможных причин и механизмов самопомощи, участник группы поощряется к роли психотерапевта. Происходит моделирование ситуаций, с которыми участники тренинга сталкиваются или могут столкнуться в реальной, повседневной жизни: поведение в конфликтной ситуации, разговор с близкими людьми и т.д. Участники группы учатся конструктивно разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения, убеждать в своей правоте и, в то же время, уметь идти на компромисс и быть готовыми к сотрудничеству. На этой стадии могут использоваться обсуждение в малых группах (тройках, пятерках), социодрама, ролевые игры. Участники группы в качестве «вспомогательных Я» привлекаются к проигрыванию различных социальных ролей в психотерапевтической работе других членов группы, что помогает им приобрести необходимый опыт и способствует лучшему перенесению навыков, полученных на тренинге, в реальную жизнь.