Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмпатия является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком. Отличительной чертой консультанта является его особая наблюдательность по отношению к людям, их страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела [14, с. 102].

Эффективные психологи стремятся не повторять одних и тех же ошибок, способны определить свои слабые стороны, выявить их роль в противодействии своим планам и отыскать пути их преодоления. Они хорошие наблюдатели. Однако чувствительность, позволяющая психологу воспринимать мельчайшие детали поведения клиента лишена всякого смысла, если не делать выводов о значении этого поведения.

К особо вредным для консультанта чертам относят: авторитарность, пассивность, зависимость, замкнутость, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности.

Консультант обязан оценивать людей - их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать без осуждения и ярлыков. Такой характер отношений клиентам весьма важен, тем не менее следует принимать в о внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некоторым кажется, что выражение положительных чувств обязывает, ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств, отклонение их. Поэтому более эффективной предоставляется отсрочка углубления межличностных отношений [20, с. 13 - 16].

Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот - опустить ниже планку притязаний. Иногда механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель будет обречена на неудачу или стремление к незначительной цели не доставит никакого удовлетворения. Эффективный консультант должен понимать ограничение своих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональной подготовке не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен разрешить проблемы всех клиентов. Оптимизм в консультировании может стать причиной «холодного душа» в повседневном консультировании и постоянно вызывать чувство вины [26, с. 167]. Консультант должен отказаться о нереального стремления стать совершенным. В консультировании всегда можно выполнять свою работу «хорошо», но не идеально.


Нарисованная модель консультанта может показаться слишком величественной и далекой от действительности. При этом легко заметить, что черты эффективного консультанта совпадают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант. По данной модели можно заключить, что эффективным консультантом в отношении темпераментных особенностей будет психолог со стабильной уравновешенной, в меру подвижной сильной нервной системой. Безусловно, индивидуально - психологические особенности консультанта имеют большое значение, однако не менее важны способы обработки информации и умение сделать правильный вывод о значении тех или иных наблюдаемых паттернов.

1.3. Особенности профессиональной деформации психологов - консультантов

Главная особенность профессиональной деятельности психолога - консультанта заключается в том, что угроза начинающейся профессиональной деформации возникает гораздо раньше, чем для представителей других профессий. Происходит это достаточно медленно, а значит, и не всегда заметно. Это не только затрудняет их своевременное распознавание и принятие каких-то контрмер, но и создаёт ситуацию, когда психолог, опять же «постепенно», начинает привыкать к своим негативным тенденциям в развитии и деформации становятся неотъемлемой частью его личности.

Первый кризис наступает уже на третьем курсе обучения, когда происходит окончательная идентификация студентов со своей будущей профессией. Они начинают чувствовать себя психологами и предполагают, что должны помогать всем (иногда это возникает и раньше – тогда, когда студенты впервые сталкиваются с методами психодиагностики и консультирования).

Здесь очень важно, чтобы параллельно с иллюзией возможности справиться со всеми жизненными проблемами, возникало умение отделить себя – человека от себя – профессионала: одно – внутри профессии, другое – вне её. Начинающему специалисту это пойдет на пользу, а его профессиональное становление, вероятно, будет более успешным и безболезненным. Если же этого не происходит, деформация начинает прогрессировать.

Одна из черт профессиональной деформации психолога – развитие гиперконтроля над своим поведением. Во время консультаций, групповой работы, тренингов, проведения эксперимента психолог должен жёстко контролировать своё поведение – слова, позы, жесты. И этот навык психологом автоматически переносится в сферу неформального общения. Психолог мгновенно реагирует на изменение позы собеседника, отслеживает направление его взгляда, изменение частоты и глубины дыхания. Подчиняясь профессиональному «инстинкту», он всё время классифицирует находящихся рядом людей, хотя этого совершенно не требуется.


Приобретая профессионализм, психолог теряет непосредственность: он не может позволить вовлечь себя в ситуацию, где его помощь была бы неуместной или двусмысленной, он приучен не отвечать на вопросы, а переадресовывать их тому, у кого эти вопросы возникают. Поэтому в ответ на реальную жизненную ситуацию, психолог, вместо конкретного действия, пускается в диалог с самим собой: «Имею ли я право вмешиваться? Есть ли запрос на мою помощь? Может, будет лучше, если справятся без меня...». Вместо целостного реагирования возникают дробные действия, расхождение между внешней реакцией и мыслями и чувствами.

С другой стороны, эти же этические нормы в некоторых случаях делают психолога абсолютно незащищенным. Он автоматически выслушивает (так как обязан выслушивать клиента) любого человек – не клиента. А это отнимает силы и энергию [18].

Развитая способность к рефлексии заставляет психолога чувствовать неадекватность переноса профессиональных навыков в обычную жизнь. Раз это плохо – значит, надо противиться. И психолог начинает подозревать окружающих в провокациях. Любые невинные вопросы со стороны коллег, любая просьба высказать собственное мнение воспринимаются как проверка на профессиональную состоятельность, как сомнение в профессиональной компетентности. Однако деформационное «осложнение» в виде подозрительности имеет под собой основания, так как окружающие действительно часто требуют от психолога сверхусилий: «Ты же психолог! Иди, успокой их!», «Ты же психолог! Иди, разними их!», «Ты же психолог! Ты всё знаешь!». Поэтому наряду с подозрительностью и гиперсамоконтролем, в ряду личностных качеств психолога присутствует гиперответственность за окружающих.

Профессиональная деформация отражается на семейных отношениях психологов. Статистические данные американской статистики свидетельствуют о том, что семьи психологов распадаются в 51 % случаев. Женщины-психологи разводятся в три раза чаще, чем женщины других профессий. Причём ответственность за случившееся психологи, как правило, берут только на себя. Гиперответственность и гипервина – обратная сторона ощущения «вынужденного» всемогущества [4].

Существенной особенностью профессиональной деформации психолога является потеря чувства юмора.

Д.О. Трунов приводит такие проявления профессиональной деформации у психологов [27]:

1) Объяснение жизненных проблем психологическими причинами.

2) Приобретение навыков в рационализации своих проблем.


3) Обездвиживающее, лишающее спонтанности самонаблюдение.

4) Гнет профессиональных обязанностей и навыков.

5) Комплекс "сапожника без сапог".

6) Поиск людей, нуждающихся в психологической помощи.

7) Потеря способности удивляться.

8) Профессиональный цинизм.

Также к основным психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся стереотипы профессиональной деятельности, механизмы психологической защиты, стагнация профессионального развития, психофизиологические изменения, пределы профессионального развития и акцентуации характера [17].

Важнейшим условием профилактики профессиональных деформаций личности психолога является развитие представлений о своих профессиональных и жизненных перспективах. Когда у человека есть значительная жизненная цель, многие проблемы «уходят» на второй план. Профессия «психолог» предоставляет личности прекрасные возможности и для творческого напряжения, и для решения действительно значимых личностных и общественных проблем, и для полноценного саморазвития и самореализации в профессии. Проблема лишь в том, чтобы обнаружить эти возможности и воспользоваться ими, не доводя идею творческого напряжения в труде до абсурда.

Выводы

1. Профессиональная деформация – это деструкции, которые возникают в процессе выполнения одной и той же профессиональной деятельности. Основные показатели развития профессиональных деформаций – это отрицательное влияние на продуктивность, появление качеств, которые препятствуют успешному выполнению профессиональных обязанностей, а также изменение поведения человека. В отличие от эмоционального выгорания, как потери контролирующей роли «Я профессионального» и внедрение «Я человеческого» в область профессиональной компетенции, профессиональная деформация является расширением господства «Я профессионального» в области деятельности «Я человеческого».

2. Консультирование – это переговоры психолога или психотерапевта и клиента (клиентов) на его языке с целью оптимизации его (их) функционирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект и результат работы консультанта. Задача психолога-консультанта заключается в психологической помощи тому или иному человеку или небольшой группе людей, обратившемуся за ней к психологу, с помощью методов и техник, которые показали свою надежность. Профессия психолога-консультанта подходит тем людям, которые умеют владеть собой, сдержанным, спокойным, уверенным в себе и умеющим отвлекаться от собственных проблем во время консультации.


3. Угроза начинающейся профессиональной деформации у психологов возникает гораздо раньше, чем у представителей других профессий и происходит не всегда заметно. Связана она с развитием гиперконтроля над своим поведением, гиперответственности, гипервины, потерей чувства юмора Также к основным психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся стереотипы профессиональной деятельности, механизмы психологической защиты, стагнация профессионального развития, психофизиологические изменения, пределы профессионального развития и акцентуации характера.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

2.1. Саморегуляционные способы преодоления профессиональной деформации

Основными возможными путями профессиональной реабилитации, позволяющими в какой-то мере снизить негативные последствия профессиональной деформации являются:

1. Повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности.

2. Диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления.

3. Прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах.

4. Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.

5. Профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста.

6. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.

7. Повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизны работы) [17].

Деятельность по преодолению явлений профессиональной деформации всегда исключительно сложна. Известно, что легче предупредить возникновение какого-либо негативного явления, чем его в дальнейшем преодолеть. В работе по преодолению негативной профессиональной деформации важна диагностика — выявление последствий, насколько глубоко и серьезно деформирован человек, в чем конкретно это проявляется и как сказывается на выполнении функциональных обязанностей, его жизнедеятельности. Некоторые проблемы деформации личности нуждаются в разработке специальных индивидуальных программ их преодоления, реализация которых часто требует участия многих специалистов. В отдельных случаях для преодоления профессиональной деформации необходима смена места работы, длительное лечение и пр.