Файл: Основы сетевой экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому производители снижают степень защиты своего продукта. Таким образом, копирования технологии снижает входные барьеры, тем самым ослабляет заинтересованность в защите сетевых экономических отношений. Все это подводит к выводу о том, что необходима разработка мер, позволяющая защитить права собственности на сетевой товар (услугу). Данные мероприятия необходимо основывать на результатах анализа степени защиты сетевого товара (услуги) по таким показателям, как: скорость распространения сетевых внешних эффектов; степень монополизации отрасли; первоначальную оценку блага законопослушным потребителем; соотношение между законопослушными и прочими потребителями, то есть потенциальную готовность платить за благо.

В-третьих, для повышения привлекательности системы сетевых отношений, то есть включение в них широкого круга институтов требует проработки механизма функционирования с позиции технических и организационных средств сетевого управления. То есть, необходима не просто координация деятельности экономических субъектов участвующих в системе сетевой экономики, а инструментарий, направленный на повышение эффективности взаимодействий в рамках сети. Так как, использование в деятельности экономических субъектов информационных технологий и сетевых форм управления направлено на обеспечение их развития и повышение конкурентоспособности.

В-четвертых, нельзя не отметить появления социально-экономического неравенства, то есть экономические субъекты, кто имеет лучший доступ к сети и лучше адаптированы к ее особенностям, будут иметь преимущества над остальными субъектами вне сети. Последствия данной ситуации заключаются в том, что более качественные товары независимых производителей будут вытесняться менее качественными, но агрессивно продвигаемыми в рамках мощной торговой сети. В связи с этим требуют разработки подходы к государственному регулированию сетевых экономических отношений, как на национальном, так и на международном уровне.

Таким образом, исследование показало, что функционирование экономических субъектов в сетевой экономике подвержено негативному влиянию определенных условий. Снижение отрицательного влияния данных условий является значимым для дальнейшего исследования закономерностей развития сетевых экономических отношений. Безусловно, сетевые экономические отношения несут в себе перспективу для повышения эффективности и инвестиционной привлекательность деятельности их участников.


В отношении сетевой коммерции, как элемента сетевой экономики следующая ситуация.

В 2014-2015 гг. были реализованы проекты, которые придали операторам электронных денег дополнительный вес. Например, WebMoney продолжила активное сотрудничество с розничными банками. Наиболее значимая новость 2011 г. была в том, что системы электронных денег стали выпускать кобрендинговые карты, привязанные к кошелькам.

Но настоящий толчок российскому рынку электронной и мобильной коммерции дал Закон о НПС, положения которого, касающиеся операторов электронных денег, вступили в силу осенью 2012 г. Он установил правила игры, сделал бизнес платежных систем и электронных кошельков более понятным для инвесторов. Впрочем, не обходилось и без конфликтов: Сбербанк отказывал QIWI в пополнении счетов, затем отказывал в бонусах WebMoney, а Mail. Ru Group прекратила сотрудничество с системой «Яндекс. Деньги» в пользу системы «Деньги@Mail. Ru». В дальнейшем ожидается консолидация мелких платежных систем в более крупные, которая будет сопровождаться повышением качества услуг, но дело даже не в начавшемся переделе рынка платежных сервисов. Новый Закон заставил все системы электронных денег начать работать либо в статусе небанковских кредитных организаций (НКО), либо в статусе банка. Для этого всем им потребовалось получить соответствующие лицензии.

К новым требованиям некоторые игроки подготовились заранее: WebMoney заключила партнерское соглашение с Консервативным коммерческим банком, QIWI приобрела Первый процессинговый банк, другие системы - RBK Money, «Единая касса» и «Деньги@Mail. Ru» - обзавелись лицензией НКО.

2015 г. завершился сразу двумя значительными событиями: QIWI заключила стратегическое соглашение с VISA, а Сбербанк вошел в капитал одной из ведущих систем электронных денег, приобретя за 60 млн долл. 75% системы «Яндекс. Деньги». Основными направлениями последнего упомянутого проекта станут создание универсального платежного решения для интернет-магазинов, проведение регулярных платежей (оплата ЖКХ, Интернета, сотовой связи) и денежных переводов между физическими лицами. По завершении сделки пользователи системы получат доступ к инфраструктуре Сбербанка (банкоматы, платежные терминалы), а банк сможет использовать клиентскую базу «Яндекса» для активного продвижения других своих продуктов. Покупка Сбербанком «Яндекс. Деньги» стала своего рода признанием значимости сегмента электронных платежей для финансового сектора. До этого, как отмечали эксперты, можно было видеть лишь слияния сетей терминалов, объединение небольших платежных платформ с небольшими банками, поэтому данная сделка стала знаковым событием для российского рынка, на которое в ближайшее время будут ориентироваться другие компании и инвесторы.


Со стороны Сбербанка покупка вызвана желанием расширить количество предлагаемых сервисов. Сейчас через «Яндекс. Деньги» можно, как и с помощью обычной банковской карты, совершать покупки в Интернете, расплачиваться за услуги связи, ЖКХ, онлайн-сервисы и т.д. Кроме того, электронные деньги чрезвычайно популярны при совершении платежей в пользу третьих лиц. С их помощью удобно собирать комиссионные за пользование различными услугами в Интернете и социальных сетях, перечислять авторские отчисления и гонорары внештатным сотрудникам. На сегодняшний день в системе «Яндекс. Деньги» зарегистрировано более 12 млн счетов, каждый день проводится более 120 тыс. операций. Число пользователей рынка электронных денег в категории «мобильные платежи» (за товары и услуги, не связанные с мобильным контентом) в 2013 году составило более 15 млн. человек, объем платежей - порядка 8 млрд. рублей. Прирост оборотов компаний в этой категории составил порядка 100%.

У другого крупного участника рынка - платежного сервиса QIWI (КИВИ) - объединяющего в себе такие категории рынка электронных денег как «мобильные, терминальные и интернет-платежи», в 2014 году число пользователей превысило 6 млн. человек, а оборот составил более 11 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем показатели предыдущего года.

В 2015 произошло значительное расширение спектра товаров и услуг, расплачиваться за которые стало возможно электронными деньгами. В частности, важным двигателем развития рынка электронных денег стало взаимодействие с банковскими продуктами (возврат кредитов, выпуск виртуальных карт и т.д.).

Заметно выросли продажи электронных билетов. Эти тенденции позволяют сделать вывод о том, что электронные деньги «завоевывают» массового пользователя. В подтверждение этому, косвенным свидетельством зрелости и перспективности российского рынка электронных денег можно считать экспансию таких западных платежных систем как PayPal, MoneyBookers и UCash. [21]

С присоединением к Сбербанку система «Яндекс. Деньги» получит очевидные конкурентные преимущества и увеличит долю на рынке электронных кошельков. Сегодня слабым местом большинства электронных платежных систем является момент ввода наличных средств и вывода их со счета. В большинстве случаев системы берут комиссию за эту операцию в размере порядка 3% суммы перевода. В ряде случаев, если ввод и вывод средств осуществляются через партнерские банки и терминальные системы, комиссия не взимается. Если аналогичные условия «Яндекс. Деньги» смогут предложить пользователям при наличии у них банковских карт Сбербанка, то это привлечет к сервису множество потенциальных пользователей. Однако, по мнению экспертов, монополистом этот сервис все же не станет: другие крупные участники уже успели наработать достаточно стабильную аудиторию. Российский рынок электронных платежей традиционно очень неоднороден. Исторически на нем работает несколько основных типов платежных компаний - системы электронных кошельков, сети платежных терминалов, платежные шлюзы и операторы мобильных платежей. Традиционно эти бизнесы не слишком пересекались и не являлись прямыми конкурентами. Например, даже старейшие системы электронных кошельков - «Яндекс. Деньги», WebMoney и RBK Money - никогда напрямую не конкурировали между собой. У всех были свои рыночная ниша, аудитория, и единственное, что их объединяло, - это общие для всех способы пополнения кошелька. Пока что такая структура рынка сохраняется, но становится очевидным, что в целом в конкуренции побеждают те компании, которые смогли объединить сильные стороны нескольких сервисов в одном продукте. Если для традиционных компаний основной доход приносит комиссия за проведение платежа, то для QIWI и RBK Money все большую долю в структуре дохода занимают такие статьи, как цифровая дистрибуция, реклама или продвижение товаров и услуг.


Очевидно, что тандем Сбербанка и «Яндекс. Деньги» заставит активизироваться и другие банки. По мнению многих экспертов, игнорировать сферу электронных платежей финансовые структуры уже не могут, если они хотят остаться в розничном бизнесе. Правда, вряд ли другим участникам «большой тройки» - QIWI или WebMoney - будет интересна продажа части бизнеса «классическому» банку, но некоторые маленькие платежные системы могут захотеть стать «дочками» крупных кредитных организаций. Что касается покупателей, то ими в первую очередь могут стать банки федерального уровня, имеющие широкий территориальный охват, обширную клиентскую базу и потенциал ее роста. Такие организации могут быть заинтересованы в появлении нового канала продаж и, соответственно, в покупке участника рынка платежных сервисов. А в качестве покупателей могут выступить не только российские розничные банки первой десятки, но и относительно небольшие инновационные банки, такие как Связной Банк или «Тинькофф Кредитные Системы», а также иностранные платежные и интернет-компании, которые сейчас очень активно осваивают российский рынок. Для последних основной ценностью в таком приобретении станет уникальная платежная инфраструктура, опыт борьбы со специфическими локальными рисками и, конечно же, не в последнюю очередь работающие лицензии Банка России. Возможно, по этому пути пойдут Facebook, объявивший о создании платежной системы в России, а также глобальный игрок PayPal, уже который год собирающийся освоить наш рынок.

Таким образом, перспективы развития сетевой экономики таковы ,что в современных условиях крупнейшие российские города оказались наиболее приспособлены к изменившимся экономическим условиям; именно они сегодня являются центрами развития, концентрируют финансовый, культурный и научный потенциал. 
Информатизация же всей России существенно затруднена. С этим связан ряд объективных причин. Прежде всего нет экономических условий – экономическая ситуация в стране не позволяет осуществлять долговременные инвестиции, а на коротком промежутке времени капитальные вложения в новые информационные технологии могут не окупиться. В России также отсутствуют политические условия: осознание необходимости информатизации в стране приходит к властным структурам крайне медленными темпами, а зачастую ими же сознательно тормозится, вследствие того, что наша власть пока избегает открытости. 
Однако отсутствие (недостаточность) необходимых условий информатизации всей России вовсе не означает, что данный процесс для страны невозможен. Существует реальный путь эффективной информатизации и развития сетевой экономики, и этот путь лежит через информатизацию регионов и муниципалитетов.


Заключение

Как отмечалось ранее, целью настоящей работы стало исследование сетевой экономики и сетевых благ в постиндустриальном обществе.

Развитие современной экономики ознаменовало структурные изменения, при которых основной движущей силой стали ценности, создаваемые знаниями, произошел сдвиг от физического труда к интеллектуальному. Благодаря глобальной информатизации стало возможно появление сетевых организационных структур, основанных на передаче большей свободы подразделениям и гораздо более эффективных, чем иерархическая схема традиционной экономики, а также позволяющие персоналу быть мобильнее при решении бизнес вопросов. Образование моделей нового типа характерно для всех отраслей и отвечает стратегическим требованиям, которые выражаются, прежде всего, в необходимости гибкого и интегрированного обслуживания рынков.

В настоящее время, традиционная экономика (осязаемая) приобретает новую (неосязаемую) форму экономической деятельности, которая базируется на элек­тронной среде, созданной информационным обществом. Современные технологии передачи информации позволяют сетевому способу экономических взаимоотноше­ний стать общемировыми.

Данная система экономических отношений уже получила название сетевой экономики. Повсеместное внедрение информационных технологий породило феномен сетевой экономики, одно из наиболее ярких проявлений которой - появление и быстрый рост рынков, так называемых сетевых благ. Вместе с тем, система сетевых экономических отношений подвержена влиянию ряда социально- экономических факторов, которые не благоприятно отражаются на развитии данных отношений.

В настоящее время в сетевую экономику включены предприятия различных сфер экономической деятельности, к примеру, виртуальные предприятия, электронная коммерция, банкинг, дистанционное образование. То есть те предприятия, функционирование и эффективность деятельности которых зависит от степени использования в производственных процессах информационных техно­логий.

Сегодня развитие сетевой экономики на территории Российской Федерации, за исключением некоторых крупных городов, происходит спонтанно и непланомерно.

В настоящее время можно отметить следующие тенденции развития сетевой экономики:

- индивидуальный подход к квалифицированному покупателю;