Файл: Основы сетевой экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Сетевая коммерция, как элемент сетевой экономики

Сетевая коммерция является интегральной частью сетевой экономики. Синонимами этого термина являются электронная коммерция, е-коммерция, интернет-коммерция, интернет-бизнес и т.д. Определим это понятие следующим образом: Сетевая коммерция - это любая транзакция, совершенная посредством сети связанных между собой компьютеров, после которой происходит передача права собственности или права пользования товаром или услугой.

В самом широком смысле - коммерческая деятельность с использованием Интернета. Как правило, имеются в виду механизмы, позволяющие упростить работу и продавцов и покупателей. В отличие от сетевой экономики, как более глобального явления, сетевой коммерции посвящено достаточно много литературы на русском языке. Дело, видимо, в практическом интересе широких масс предпринимателей и быстром развитии сетевой коммерции (или в более широком плане - электронной коммерции) в России.

Можно отметить следующие тенденции развития сетевой экономики:

- индивидуальный подход к квалифицированному покупателю;

- появление глобальной конкуренции, при которой не имеют значения

место производства, известность марки, устоявшиеся связи и т.д.,

но важными являются качество, уровень сервиса и т.п.;

- наличие информационных посредников;

- снижение стоимости транзакций, издержек на маркетинг и рекламу,

коммуникаций и, в конечном счете, цены товара;

- изменение структуры существующих предприятий и компаний;

- автоматизация бизнес-процессов. 

Общее снижение объема доходов и прибыли.

Сегодня прибыль является основной заботой электронных коммерсантов. Компании снижают расходы, необходимые для поддержки своих web-сайтов. Пытаясь адаптироваться к текущим условиям, часть электронных торговцев также уменьшает расходы на рекламу и концентрируется на углублении маркетинговых исследований. Большое внимание уделяется привлечению новых и удержание «старых» клиентов.[16]

Возрастание роли В2В-сектора, увеличение числа отраслевых электронных рынков.

В последнее время специалисты отмечают резкое увеличение числа электронных В2В-рынков, создаваемых на средства отраслевых консорциумов. Некоторые В2В-площадки стремятся занять место традиционных посредников, в то время как другие пытаются взаимодействовать с действующими на рынке дистрибьюторами. Быстрый рост отраслевых онлайновых площадок связан с тем, что эти рынки могут использовать серьезные денежные средства и рыночные ресурсы своих основателей - крупных отраслевых корпораций (независимые онлайновые рынки лишены такой возможности). Перспективы этих площадок являются достаточно многообещающими, тем не менее, их будущее зависит от того, насколько они станут функциональными и полезными для компаний-основателей.

Как и в любой среде, в сетевой экономике, можно выделить ряд особенностей и проблем. Постараемся привести несколько основных и наиболее актуальных:

- Проблема границ национальной экономики и критериев ее причастия к «открытой» или «закрытой» экономике.

- Инновационно-информационный тип воспроизводства.

- Таможенные пошлины и налоги.

- Электронные деньги.

- Возникновение интегральных эффектов в результате сетевого взаимодействия в информационной экономике.

- Использование новых информационных технологий Интернета в бизнесе заметно изменило отношение к оценке стоимости бизнеса.

- Меняются пропорции между секторами экономики и подразделениями.

- В Интернет-экономике все труднее отслеживать и учитывать реальные потоки экспорта и импорта, что приводит к неточностям в счетах платежного баланса страны (счет текущих операций и счет движения капитала).

- Возникает проблема множественности локальных (в глобальном электронном сетевом пространстве) или точечных (во времени) равновесий и неравновесий, которые возникают в результате локальных актов купли-продажи и которые трудно отследить.

- Нелинейное «неклассическое» ценообразование.

- Меняются критерии эффективности инвестиций.

- Дистанционно распределительная работа (телеработа).

- Недовольство и недоверие пользователей, которое в свою очередь препятствует развитию электронного бизнеса[17]

Из вышесказанного следует,что сегодня к сетевой экономике тесно примыкают те сферы экономики, эффективность функционирования которых существенно зависит от степени использования в производственных процессах информационных технологий. К таким относятся электронная коммерция, банкинг и др.


2. Анализ деятельности предприятия в сетевой экономике

2.1. Особенности сетевой экономики России

В России рынок электронной и мобильной коммерции развивается с 1997 г. (рис. 1), что связано, с одной стороны, с запуском сервиса интернет-эквайринга, с другой - с появлением первого электронного кошелька WebMoney. В 2001 г. ЗАО «Интервэйл» совместно с компанией VISA International и Сбербанком России запустили первый в России мобильный банк. Этот же год ознаменовал собой начало развития сети терминалов по приему платежей за различные услуги, прежде всего (на тот момент) пополнение счетов мобильных операторов и оплату коммунальных услуг. К 2008 г. на рынок был выведен новый бренд, ассоциирующийся на сегодня с электронной и мобильной коммерцией - QIWI. В этом же году Банк Москвы совместно с МТС и ЗАО «Интервэйл» запустили первый в России проект мобильной коммерции - «Легкий платеж», который позволяет выполнять всевозможные платежи через интернет-портал МТС или мобильное приложение, установленное на телефоне, с использованием не только средств на счету мобильного оператора, но и со счета любой карты VISA или MasterCard, эмитированной любым банком на территории Российской Федерации. Знаковым событием 2011 г. было выделение бизнеса электронной коммерции Альфа-Банком и компанией «Вымпелком» в отдельное бизнес-подразделение - ЗАО «Национальная Сервисная Компания» (бренд RuRu). В свою очередь, Банк Москвы опять же совместно с ЗАО «Интервэйл» по заказу MasterCard WorldWide (ЗАО «МастерКард») запустили новый платежный сервис MasterCard Mobile Russia, предназначенный для стимулирования безналичных операций, совершаемых при помощи карт MasterCard любых российских эмитентов. Инновационность сервиса состоит в том, что в отличие от существующих на российском и международном рынке решений им могут воспользоваться держатели электронных карт Maestro, наиболее распространенных на сегодня. Благодаря зарплатным проектам Сбербанка России Среднегодовые темпы роста российского рынка электронных платежей за 2015-2016 гг. составили 12%, в то время как мировой рынок рос быстрее российского (42%)

.


Главные проблемы, сдерживающие рост электронной коммерции в России, - неразвитость логистической инфраструктуры и недоверие населения, из-за чего более половины покупок в российском Интернете приходится на жителей Москвы, Петербурга и их областей. Объемы продаж в России как в традиционном, так и в онлайн-ритейле далеки от показателей Китая и США, но находятся на одном уровне и даже где-то превышают показатели Бразилии и Индии, говорится в исследовании PricewaterhouseCoopers (PwC) «Электронный ритейл в странах БРИК и США». При этом доля электронной коммерции в ритейле растет в течение последних четырех лет во всех пяти странах, и особенно стремительно в КНР (на 0,7 - 1,5% в год). Несмотря на то что электронная коммерция постепенно распространяется и в регионах (прежде всего в городах-миллионниках как центрах торговли), на Москву и Подмосковье приходится 45% всех онлайн-покупок, 11% - на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. В первую очередь это вызвано неразвитостью логистической инфраструктуры (что также роднит Россию с Бразилией и Индией) и недоверием со стороны населения к электронной коммерции, констатируют аналитики.[18] Кроме того, на развитие электронной торговли в России по сравнению с другими странами БРИК негативно влияет олигопольный характер рынка мобильной связи, что приводит к высоким ценам на мобильный Интернет и, следовательно, к низкому проценту онлайн-покупателей, совершающих покупки с помощью мобильных телефонов, пишут в отчете эксперты. При этом сравнение с другими странами показывает, что у российского рынка электронной коммерции есть значительный резерв для дальнейшего роста. Отношение рынка электронной коммерции к общему объему торговли в России составляет около 2%, в то время как в развитых рынках эта цифра ближе к 5%, а у общепризнанных лидеров – Великобритании и США – превышает 10%.В структуре рынка электронной коммерции РФ произойдут значимые изменения:

 - В продуктовой структуре: доля сегмента нефизических товаров и услуг сократится с 65% в 2012г. до 60% в 2017 г.
       - По способам оплаты: доля электронных платежных систем сократится с 60% в 2012г. до 49% в 2017 г. Российский рынок электронной коммерции переживает стадию бурного роста и, по оценкам J’son & Partners фаза активного роста продлится на протяжении 2012-2017 гг.
       Характерными особенностями российского рынка электронной коммерции на текущем этапе являются:
  -онлайн-кредитования;
  - развитие многоканальности и взаимного проникновения онлайна и оффлайна;
- рост спроса на товары в зарубежных интернет-магазинах
 - Ключевой отличительной чертой российского рынка является активное использование    электронных платежных систем, прежде всего дистанционных банковских и небанковских   терминалов. Это выгодно отличает российский рынок от зарубежных аналогов, так как создает большую потребительскую вариативность.
      - Важной тенденцией является опережающий рост интернет-магазинов на рынке физических   товаров по сравнению с MLM- и каталожной торговлей
      -Анализ возможности роста рынка электронной коммерции показывает, что экстенсивное   развитие возможно за счет регионов, которые демонстрируют эффект догоняющего   развития. Тем не менее, уществующие региональные диспропорции на рынке электронной   коммерции сохранятся и далее   Российский рынок электронной коммерции находится в фазе активного роста, и будет в ближайшие годы увеличиваться на 10-15%. Текущий объем рынка в денежном выражении превышает 1,9 трлн. рублей.


Таким образом, российский рынок небанковских платежей стал крупнейшим в Европе, и при этом он не похож на рынки других стран, где, как правило, есть только один крупный игрок. В этом сегменте у нас работает сразу несколько крупных компаний: «Яндекс. Деньги», WebMoney, «QIWI. Кошелек», совокупная доля которых составляет около 90% рынка, и множество участников поскромнее - RBK Money, «Деньги@Mail. Ru», i-Free и т.д.[19]

2.2. Перспективы развития сетевой экономики

Представим систему сетевых экономических отношений. Субъектами системы являются сетевые предприятия и организации, которые имеют общий контроль, собственников или руководство с другой организацией и которые могут быть признаны на разумной основе любой третьей стороной, располагающей соответствующей информацией, частью национальной или международной сети.

Сетевые предприятия и организации производят и реализуют сетевой товар, что является объектом сетевых отношений. Основным сетевым товаром является информационные продукты и средства коммуникаций, которые обладают особенными свойствами по сравнению с традиционными товарами.

Можно отметить следующие тенденции развития сетевой экономики:

1. индивидуальный подход к квалифицированному покупателю;

2. появление глобальной конкуренции, при которой не имеют значения место производства, известность марки, устоявшиеся связи и т.д., но важными являются качество, уровень сервиса и т.п.;

3. наличие информационных посредников;

4. снижение стоимости транзакций, издержек на маркетинг и рекламу, коммуникаций и, в конечном счете, цены товара; изменение структуры существующих предприятий и компаний;

5. автоматизация бизнес-процессов.

6. общее снижение объема доходов и прибыли.

В связи с этим, отметим, отличительную особенность рынков сетевых благ, которая состоит в том, что их полезность, для каждого потребителя возрастает по мере расширения круга лиц, потребляющих данный продукт. В свою очередь, эта зависимость полезности товара от числа его потребителей является внешним сетевым эффектом. Следовательно, сетевые экономические отношения характеризуются тем, что особое значение приобретает не создание товара (услуги), а формирование сети по его продвижению, что является их отличительной чертой. Важно отметить, что товар (услуга), распространяемый по сети, необязательно является эффективным, перспективным и высококачественным, но обязательно пользуется наибольшим спросом на данном рынке, так как новые клиенты рассчитывают на большой сетевой внешний эффект, связанный с такой покупкой. Причем даже из-за увеличения количества потребителей этого продукта этот эффект не ослабляется, а наоборот - усиливается, что делает этот продукт еще более привлекательней для новых потребителей.


Представим ряд преимуществ, которые получают экономические субъекты, участвуя в сетевых экономических отношениях:

1) расширенный доступ к информации для всех участников обмена;

2)условия для высокой степени приспособления фирм-производителей к изменяющемуся спросу;

3) доступ к электронной системе коммуникаций, позволяющая связывать спрос и предложение без посредников, что значительно уменьшает трансакционные издержки;

4) минимальные барьеры для вхождения на отраслевые рынки; отсутствие монополистического контроля над ценами со стороны крупных производителей.

Наряду с существующими преимуществами выделим основные условия функционирования экономических субъектов в системе сетевой экономики, оказывающих отрицательное влияние на развитие данных отношений. Среди них, условия ценообразования, защиты прав собственности, управления сетевыми структурами и доступ в сеть. В связи с этим, представим основные перспективные направления, от проработки которых будет зависеть дальнейшее развитие сетевых экономических отношений.

Во-первых, необходимы мероприятия по устранению влияния эффекта «ловушки» на процесс ценообразования. Данный эффект объясняется тем, что затраты связанные с первоначальным подключением к системе заставляют потребителя оставаться в ней, несмотря на высокие тарифы. При этом, поставщик товара (услуги) может диверсифицировать товары (услуги) внутри своей системы, заключая серию краткосрочных контрактов и поддерживая при этом высокие цены на отдельные позиции.

Во-вторых, остается не решенной проблема защита прав собственности на произведенные товары (услуги) с помощью сетей. В своей работе В. Макаров и Г. Клейнер отмечают: «Существование нелегального бизнеса по распространению пиратских копий когнитивных благ объективно приводит к более широкому распространению знаний и информации и тем самым - к более полному удовлетворению потребительного спроса. Видимо, уровень развития данного рынка находится пока на такой стадии, когда существование нелегального сектора является позитивным». Обратимся, к примеру, к условиям защиты прав собственности на блага, производимые предприятиями отрасли информационных технологий. Их суть заключается в том, что если программное обеспечение защищено производителем от несанкционированного распространения и использования, то одни потребители будут приобретать его легально, а другие постараются получить его нелегально. Вследствие сетевых внешних эффектов потребители, легально приобретшие программное обеспечение, тем не менее, заинтересованы в его нелегальном распространении. Увеличение числа пользователей (как легальных, так и нелегальных) в силу действия сетевых внешних сетевых эффектов повышает потребление продукта на рынке и в конечном итоге увеличивает доходы производителей от его продажи.[20]