Файл: Основы сетевой экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Целью настоящей работы является исследование сетевой экономики и сетевых благ в постиндустриальном обществе. Объектом данной работы будет являться сетевая форма бизнеса. Актуальность выбранной темы обусловлена современным состоянием экономики. Условия жесткой конкуренции, когда на рынке существует достаточно большое число фирм, обладающих равными возможностями развития, заставляют компании искать дополнительные ресурсы для привлечения и удержания клиентов. На высококонкурентных рынках клиент становится более требовательным и ожидает большего внимания к себе. Малый и средний бизнес растут благодаря развитой системе кредитования и государственной поддержке, но при этом большинство компаний очень быстро достигают критического момента в своем жизненном цикле. Брать дополнительные квалифицированные кадры становится слишком затратным, а развиваться далее без специалистов в определенных областях практически невозможно. Именно на этом этапе фирмы начинают осознавать необходимость объединения и формирования сетей, внутри которых различные функции делятся между компаниями, и каждая из них концентрируется на ключевых компетенциях, в то время как другие задачи передаются партнерам в сети.

В ситуации, когда фирмы объединяются в сети взаимодействия и совместно движутся к единой цели, компаниям, не включенным в сеть, становится все сложнее выживать, а вхождению в сеть препятствуют сетевые барьеры. Внутри сплоченных межфирменных сетей наряду с контрактными возникают неформальные отношения, подкрепляемые доверием.

На этом этапе для развития сетевого образования особенно важным становится поддержание неформальных отношений между сотрудниками компаний, создающих благоприятную среду для укрепления партнерских отношений.

Таким образом, сетевые отношения и сетевые структуры являются неотъемлемой частью развития компаний на высококонкурентных рынках. В связи с этим изучение процессов формирования и поддержания сетей межфирменного взаимодействия представляет собой актуальную проблему исследования современных рынков.

Каждая фирма включена в одну или несколько сетей одновременно, поэтому при анализе необходимо учитывать ее ближайшее окружение, а именно те компании, которые входят в ее сеть. С точки зрения экономической социологии особенно важно помнить об этом факте, поскольку игнорирование сетевого окружения и попытка изучить компанию независимо от других, входящих в сеть фирм, может существенно исказить реальную ситуацию. Разработка методологии социологического анализа сетевой организации бизнеса вносит вклад в развитие экономической социологии.Что касается степени разработанности проблемы,то сетевые бизнес структуры, особенности их формирования, развития и специфика управления ими привлекают внимание специалистов из разных отраслей - социологии, экономики, менеджмента. Большинство публикаций принадлежат зарубежным авторам, в России данный вопрос начал изучаться сравнительно недавно, в конце 1990-х годов.


Значительный вклад в формирование самой концепции сетевых бизнес структур внесли представители различных теорий фирмы: теории трансакционных издержек, теории агентских отношений, эволюционной теории экономических изменений, ресурсной теории фирмы.

Вопросам доверия в организациях и в обществе уделяли большое внимание Ф. Фукуяма, П. Штомпка.

Специфику социальных сетей изучали последователи новой экономической социологии во главе с М. Грановеттером, а также Н. Флигстин.

Изучением сетевого маркетинга и специфики управления сетевыми структурами занимаются российские исследователи: О.А. Третьяк, которая одна из первых в России начала разрабатывать данное направление, В. С. Катькало, С.П. Кущ, О. У. Юлдашева и другие. В. В. Радаев в своих исследованиях опирается на положения концепции маркетинга сетей.

Несмотря на то, что общее описание данной организационной структуры встречается в литературе достаточно часто, ощущается нехватка анализа сетевых структур в бизнесе в социологическом контексте.

В данной работе анализируется роль социальных сетей и неформальных отношений в экономическом взаимодействии фирм.

В работе использованы общие аналитические методы, в том числе сравнительный анализ, методы концептуального моделирования, а также методы конкретных социологических исследований.Информационная база диссертационного исследования. При анализе межфирменных сетей автор опирался на результаты исследования, посвященного межфирменным сетям и проведенного группой ученых под руководством к.э.н., доц. А.Н. Олейника в 2015 — 2016 годах; исследовательского проекта «Институциональная модель взаимодействия населения, бизнеса и власти на уровне региона (на примере Кемеровской области)», проведенного под руководством д.э.н., проф. КемГУ М.В. Курбатовой в 2014 г.; данные анкетного опроса, проведенного Центром политических технологий по заказу Центра международного частного предпринимательства США .

Предметом исследования являются особенности формирования и механизмы поддержания сетевых межфирменных структур.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Охарактеризовать теоретические предпосылки формирования концепции сетевой организации бизнеса.

2. Раскрыть основные положения сетевого подхода к исследованию организации бизнеса.

3. Описать специфику сетевых организационных структур в бизнесе.

4. Охарактеризовать механизмы поддержания межфирменных сетей.


5.Исследовать теоретические основы сетевой экономики;

6.Изучить понятие и определения сетевой экономики;

7.Выявить преимущества сетевой экономики;

8. Определить особенности сетевой экономики в России;

9.Рассмотреть варианты развития сетевой экономики в России.

Современный этап экономического развития постиндустриального общества характеризуется динамичным развитием и повсеместным распространением телекоммуникационных сетей. Появились как технические, так и экономические возможности связать буквально каждого с каждым. Это привело к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, возникновению и развитию так называемой «Сетевой экономики».

Таким образом, можно заключиться, что в настоящее время, традиционная экономика (осязаемая) приобретает новую (неосязаемую) форму экономической деятельности, которая базируется на электронной среде, созданной информационным обществом. Современные технологии передачи информации позволяют сетевому способу экономических взаимоотношений стать общемировыми. Данная система экономических отношений уже получила название сетевой экономики.

Повсеместное внедрение информационных технологий породило феномен сетевой экономики, одно из наиболее ярких проявлений которой – появление и быстрый рост рынков, так называемых сетевых благ. Вместе с тем, система сетевых экономических отношений подвержена влиянию ряда социально- экономических факторов, которые не благоприятно отражаются на развитии данных отношений.

В этих условиях исследование условий, в которых существуют и развиваются сетевые отношения, как в национальной, так и в мировой экономике, представляется задачей актуальной и значимой.

Курсовая работа состоит из двух глав - теоретические основы сетевой экономики и анализ деятельности предприятия в сетевой экономике. Каждая глава делится на подзаголовки.

1. Теоретические основы сетевой экономики

1.1. Сетевая экономика - понятие и определение

Информационное общество, которое ещё совсем недавно воспринималось как футуристическое, на пороге нового тысячелетия все отчетливее становится объективной реальностью. В информационном обществе уровень жизни населения, структура его занятости в рабочее и свободное время, система образования, рынки труда, товаров и финансов, система управления и принятия решений существенным образом зависят от теоретических знаний, информации, технологических инноваций, развития глобальных информационных и коммуникационных технологий (Р. Дрюкер, У. Мартин, И. Масуда, Э. Тофлер, и др.). Такое общество начало создаваться в развитых странах (США, Западная Европа, Япония), его укладные формы формируются в новых индустриальных странах (Корея, Тайвань, Сингапур и другие), в странах с переходной экономикой (Россия, страны Восточной Европы) и даже в развивающихся странах. Это очень сложный процесс, который затрагивает не только сферу экономики и технологии, но и социальные, политические и культурные отношения.[1]


При этом, как предсказывает один из авторов концепции информационного общества И. Масуда, развитая стадия информационного общества, основанная на массовом создании знаний, сложится на Земле, вероятнее всего, к середине XXI века.
Базис информационного общества составляет так называемая сетевая экономика (networked economy). Данное понятие ещё не устоялось. Наряду с ним употребляются другие: информационная экономика, экономика прямых равноправных связей и другие.[2] Однако, по-нашему мнению, понятие сетевая экономика как название глобальной электронной среды для экономической деятельности имеет право на жизнь. Как известно, экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, чем производится, какими средствами производства, т.к. именно они развивают главную производительную силу человека.
Прежде чем дать определение сетевой экономики, попытаемся проанализировать условия её становления, масштабы и особенности функционирования.
Важнейшим условием становления сетевой экономики явилось вытеснение с 80-х годов четвертого технологического уклада пятым, в котором господствующие позиции занимают новейшие компьютерные и информационные технологии, средства космической связи, волоконная оптика, биотехнологии. Новейшие оптические и нейронные (основанные на компьютерной имитации работы человеческого мозга) информационные технологии открывают невиданные возможности в различных сферах экономической деятельности. Грядет эра «заводов без рабочих» и «виртуальных компаний». В результате структурных преобразований и бурного успешного роста новых компаний из перечня 500 крупнейших транснациональных корпораций (ТНК) в последние годы исчезло 70 старых компаний. По итогам 1998 года первое и шестое места в десятке крупнейших ТНК заняли корпорации «Майкрософт» и «Интел» с рыночной капитализацией 144,1 и 271,9 млрд. долл. соответственно. В этих и им подобных компаниях главной стратегией развития становится экспансия творческой деятельности, создание условий для совершенствования человека в рамках его профессиональной деятельности, развития его творческих способностей.
Наиболее заметно сетевая экономика проявилась на финансовых рынках. На проходившей в сентябре 1999 г. в Лондоне конференции «Торговля ценными бумагами в режиме онлайн» было отмечено, что «финансовые рынки перемещаются в Сеть». Это выражается в развитии электронных банков и электронных бирж, возникновении альтернативных торговых систем. Классические биржи в традиционном виде отмирают или трансформируются. Крупнейшая в мире Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) внедрила систему Super Dot, которая позволяет следить за ходом торгов на NYSE, вводить и исполнять ордера с любого персонального компьютера. Почти 90% ордеров региональных бирж попадают в систему в лектронном виде и исполняются автоматически.
Внедрение электронных технологий торгов обходится в десятки раз дешевле классической биржи, создает новые возможности для клиентов и резко повышает конкурентоспособность. Так, например, Швейцарская биржа, внедрившая при своем создании в 1996 году электронные технологии торгов, только за три года вышла на третье место в Европе по обороту и спектру инструментов.
Наоборот, идея интеграции Лондонской и Франкфуртской фондовых бирж с единой торговой площадкой, общим листингом, правилами и т. п. оказалась на фоне Интернет-технологий несостоятельной и устаревшей.
Электронная инфраструктура фондового и денежного рынков создала условия для переориентации на индивидуального инвестора, который получил такой же доступ к информации, что и профессиональный брокер. Это вызвало появление и бурное развитие Интернет-брокерных компаний. Так, например, компания Charles Schwab, начавшая торговать в режиме онлайн в числе первых, сейчас обслуживает около 3 млн. инвестиционных счетов, совершая в день около 160 тыс. транзакций, а по капитализации она в два раза превышает крупнейший инвестиционный банк Merrill Lynch.[3]
За последние два года в США через подобные компании прошло более 25% всех проданных акций. Частными лицами через Интернет осуществляется более трети всех покупок акций, через год–два эта цифра вырастет до 50%. По некоторым оценкам, в мире к 2017 году будет открыто 18 млн. инвестиционных счетов (в 2015 г. – 1,5 млн., 2016г. – 5,1 млн.). Ожидается, что на счетах, открытых через Интернет, инвесторы будут держать около 1,2 трлн. долл. в различных активах (в 2015 г. – 128 млрд. долл.). Формируется новое инвестиционное сообщество.
Рост числа индивидуальных инвесторов, чьи деньги на фондовом рынке являются, в основном, спекулятивными, породил спрос на рискованные активы вновь организуемых компаний (IPO, Initial Public Offering, первичное публичное размещение акций эмитента). Это вызвало подъем американского фондового рынка и создало предпосылки для снижения его устойчивости.
Увеличился поток жалоб (до 120 ежедневно) в американскую Комиссию по ценным бумагам о нарушении законодательства при торговле ценными бумагами в Интернете. Часто инвесторы становятся жертвами компаний, действующих без соответствующих лицензий.
К сожалению, в России нет законодательства о торговле ценными бумагами в режиме онлайн. Неразвитость онлайновой торговли сужает круг потенциальных отечественных и иностранных инвесторов. Не обладая правом на покупку акций зарубежных компаний, без соответствующих разрешений ЦБ, российские инвесторы часто обходят этот запрет, приобретая заграничные акции на имя оффшорной компании. Таким образом, в действительности имеет место вывоз капитала без соответствующего обратного его притока в страну.[4]
Всё большие масштабы приобретает перенесение в Сеть коммерции. Проблемам электронной торговли были посвящены конференция Большой Семерки (апрель 1997 г.), ряд решений Комиссии ЕС, ВТО, национальных органов управления (льготы при налогообложении, снижение таможенных пошлин и др.) Быстрыми темпами растет в Интернете число торговых сайтов (5 млн. в 2015г.). Итоговые продажи онлайн в США выросли за 2015 г., по данным исследования «Эрнест и Янг», на 200% и оценивались в 10–13 млрд. долл.
Масштабы электронной торговли по мере дальнейшей информатизации общества существенно вырастут, так как даже в США в 2015 г. Только83 % семей владели компьютерами и только 76% семей были подключены к Интернету. Вероятно, с ростом электронной торговли изменится структура занятости, ожидается бум в сфере доставки товаров, вырастет потребность в электронном маркетинге, рекламе, онлайновых платежах.
Информационное общество предъявляет повышенный спрос на множество информационно-насыщенных продуктов и услуг, передачу которых стало возможным осуществлять через электронные сети. Это создает благодатную почву для  дистанционных трудовых отношений. [5]Важнейший ресурс – интеллект, в условиях Сети оказался необычайно мобильным. В США в 2000 г. численность дистанционных рабочих оценивается в 13–14 млн. человек. Телеработа снижает остроту транспортных проблем, делает доступной работу практически в любом районе мира, расширяет возможности трудоустройства инвалидов, лиц с ограничениями в передвижениях. Широкие возможности открываются в сфере дистантного образования.
Проведенный анализ позволяет выявить следующие особенности становления и функционирования сетевой экономики.
1. Сетевая экономика базируется на пятом технологическом укладе, в котором господствующие позиции занимают компьютерные и информационные технологии, средства космической связи, а глобальная информационная сеть является необходимым условием существования.
2. В сетевой экономике создаются благоприятные возможности для глобализации рынков финансов, товаров, рабочей силы, что имеет различные последствия для развитых и развивающихся стран. Интеллект и финансы, в силу своей мобильности становятся эпицентром мировой экономики. На финансовых рынках растет доля спекулятивного капитала.
3. В сетевой экономике между различными индивидуумами устанавливаются прямые горизонтальные связи, так что каждый легко может общаться с каждым.
4. Наконец, поскольку информация в сети распространяется очень быстро, то для сетевой экономики характерна почти мгновенная динамика спроса и предложения, причем ценность ряда товаров проявляется не столько в их редкости, сколько, наоборот, в их массовости.
Таким образом, можно дать следующее определение сетевой экономики:
сетевая экономика – это форма экономической деятельности, которая базируется на глобальной электронной среде с преобладанием в качестве важнейших элементов производительных сил знаний и информации и ускоренной динамике между спросом и предложением.


1.2. Преимущества и недостатки сетевой экономики

Одним из самых серьезных, хотя и не самых заметных итогов XX в. стала возможность ведения дел на основе прямых равноправных связей всех со

-временных ограничений обеспечены достижениями в сфере интернет- и нанотехнологий, новой энергетики, а также генной инженерии. Исследователи отмечают, что одним из наиболее фундаментальных факторов влияния Интернета на социально-экономическую активность являются качественные изменения в усло- виях для обмена информацией между людьми, а следовательно, и в возможностях для их ин- формационных взаимодействий в виртуальной среде сети Интернет. Общая идейная проработ- ка этих вопросов в новейшей истории была начата в 70-е гг. западными футурологами Дж. Гэлбрейтом, Э. Тофлером, П. Дракером и другими. В России близкие исследования прово- дятся А.И. Ракитовым, Р.И. Цвылевым в ряде лабораторий ЦЭМИ РАН и других организациях. Общей особенностью этих исследований является анализ возможных социально- экономических последствий от «информационной революции». В настоящее время многое из того, что было предсказано в 70−80-е гг., обретает реальные черты. Есть все основания пред- положить, что пока еще не очень четкие, но взаимосвязанные образы Информационное Обще- ство − Сетевая Экономика − Сетевая Организация указывают на начало процесса очередного изменения доминирующей формы социально-экономической организации общества.[6] Эти гря- дущие изменения вполне сравнимы с предыдущими, в результате которых были построены ры- ночные и индустриальные цивилизации. При этом первая из социальных форм, которая изме- няется под воздействием сетевого стиля поведения, − это экономическая организация обще- ства. Сами по себе интернет-технологии позволяют экономическим отношениям, а также про- цессу создания нематериальных благ принять электронную форму существования, особенность которой состоит в сетевом характере ее структуры, низкой себестоимости и в том, что события в ней происходят мгновенно. Сетевой способ ведения дел позволяет действовать без оглядки на социальный статус, свободен от обязательного участия бюрократических структур, гораздо быстрее и мобильней, чем система опосредованных отношений. Интернет-технологии дают почти полную свободу перемещать но личному усмотрению нематериальные активы, предо- ставляя возможность установления прямых равноправных связей между производителем и по-требителем, позволяют им в своих взаимоотношениях обходиться без участия перекупщиков, не давая посредникам навязывать свои условия остальным ключевым участникам рыночных отношений. В результате стираются различия между физическим и юридическим лицом, пред- принимательство сжимается до формата отдельной личности. В то же время средства органи- зации работы делаются столь мощными, что на их основе могут быть созданы производства немыслимых сегодня масштабов и концентрации.[7] Таким образом, сеть снимает с личности многие социально-политические и экономические ограничения, давая ей тем самым резкий прирост дееспособности, открывая новые экономические перспективы. новые информационные технологии доказывают, что рыночная система содержит еще много резервов, не востребованных даже в странах с давними рыночными традициями. С дру- гой стороны, они создают принципиально новые условия хозяйствования, перенося все виды рыночной хозяйственной деятельности (от производства до сбыта продукции) в новую сетевую среду, которая приобретает свойства, отличные от некоторых свойств экономики рыночной. Широко распространенный термин «сетевая экономика», прочно вошедший в научный и прикладной оборот, трактуется как среда, в которой любая компания или индивид, находящие- ся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия. Р.И. Цвылев связывает возникновение сетевой экономики с развитием информационных технологий, что приводит к эволюции современных экономических систем, развитию нерыночных механизмов регулирования и сетевых организационных структур. В итоге возникает своего рода безотраслевая, сетевая экономика, основанная преимущественно на горизонтальных связях .[8]По мнению ряда ученых, сетевая форма организации экономики − это совершенно иная форма экономических взаимоотношений, которая начинает вытеснять иерархические и рыноч- ные формы из обслуживания экономических отношений в обществе. По мнению С. Паринова, Т. Яковлевой, под сетевой экономикой подразумевается, пример, информационная экономика, прямых равноправных связей, интернет-экономика, цифровая экономика, электронная экономика .[9]В настоящее время присутствует две основных точки зрения на сущность сетевой экономики. Согласно первой из них, под сетевой экономикой следует понимать ту экономику, которая включает в себя информационную отрасль народного хозяйства. Это, в частности, электронный бизнес, интернет-экономика. Другие авторы склонны расширять объем понятия «сетевая экономика» до всей экономику страны; причем в этом случае электронный бизнес и интернет- экономика входят в нее в качестве составных частей. На первый взгляд, получается противоречие. Однако оно фактически кажущееся. Дело в том, что в состав современной экономики входит информационная (электронная) ее компонента как необходимая часть. Если на заре разви- тия промышленности, торговли и экономической теории информация была в большей мере предметом других наук и экономика лишь пользовалась ею в случае необходимости, то в настоящее время экономическая деятельность вообще немыслима без информации, которая, наравне с трудовыми ресурсами и капиталом, входит в состав факторов ее функционирования и развития. В прошлом сетевые формы организации экономических процессов практически от- сутствовали; отсутствовал и электронный способ передачи информации, что было связано с недостаточным уровнем развития техники. В настоящее же время все это − неотъемлемая часть экономики; это вызвано, по крайней мере, тем, что как самой информации, так и ее поль- зователей стало весьма много и ручной способ ее обработки и передачи является недостаточ- но эффективным, а в ряде случаев − и просто невозможным .[10] Кевин Келли в работе «Новые правила для новой экономики» сформулировал ряд особенностей «сетевой экономики[11]]. К важнейшим из них необходимо отнести следующие закономерности: − в сетевой экономике ценность продуктов труда вытекает из их множественности, что противоречит двум фундаментальным аксиомам эпохи индустриальной экономики − ценность продукта связана с редкостью, а изобилие вещей снижает их ценность; − ценность участия в сетевой экономике растет экспоненциально числу участников сов- местной хозяйственной деятельности, и этот рост включает в сетевую экономику все новых и новых участников; − присущие сетевой экономике низкие постоянные затраты и быстрое распространение продукции уменьшают временной интервал до начала быстрого роста по сравнению с инду- стриальной экономикой; − в сетевой экономике увеличение отдачи от результатов выполняемой работы обеспечивается всей сетью и распределяется в ней между всеми участниками процесса, в то время как в условиях индустриальной экономики рост отдачи является результатом значительных усилий отдельных компаний; − в сетевой экономике все объекты, которые можно скопировать, адаптируются к закону инверсионного (обратного) ценообразования и становятся дешевле по мере их совершенство вания, что способствует росту нововведений; − в условиях развития сетевой экономики ценность производимой продукции растет про- порционально их умножению, росту потребностей при снижении их стоимости; − механизмы сетевой экономики приводят к росту заинтересованности участников сов- местной деятельности в использовании «открытых систем»; центр интересов перемещается с максимизации собственной внутренней прибыли на максимизацию эффективности инфраструктуры в целом; − разнообразная, интерактивная и в высшей степени гибкая сетевая экономика объек- тивно создает предпосылки для постоянного видоизменения организации системы (подобно биосистеме), чтобы не оказаться в положении «лучшего в области отмирающей технологии»; − в условиях сетевой экономики происходит интенсивное замещение «тяжелых и мате риальных» субстанций «легкими и информационными» при интенсивном росте «интеллекту альной составляющей» производимой продукции; − сетевая экономика по аналогии с биологическими системами характеризуется актив- ным проявлением механизмов самоорганизации и самообновления; при этом «отмирают» ста- рые формы и зарождаются новые. Вследствие этого по мере развития сетевой экономики объективно будет происходить демонтаж индустриальной экономики и создание гибкой сети новых структур и новых форм ор- ганизации производственной и экономической деятельности.[12] Экономические преимущества сетевых форм заключаются в создании лучших коммуникаций, чем это может сделать рынок, облегчение лучших координаций перед лицом изменений, значимость которых не может быть полностью передана или понята через ценовые сигналы. В это же время вследствие того, что границы сетевых форм организации обычно более легко управляемы, чем границы иерархий, более легким являются модификации композиции сетевых организаций как ответная реакция на эти изменения. По мнению С.И. Паринова и Т.И. Яковлева[13], можно выделить четыре основных процес- са, которые каждодневно усиливают позиции сетевой экономики: − поскольку сетевая экономика может «жить» только в информационно- коммуникационной среде, создаваемой глобальной сетью Интернет, то базовым условием ее существования является развитие и распространение интернет-технологий; − привлекательность и эффективность сетевой экономики зависит от наличия в ней крити- ческой массы экономических агентов и соответствующей инфраструктуры, которая делает воз- можным их деятельность (на западе эта тема получила название «network externalities»). Много- численные попытки индивидов и организаций использовать возможности глобальной сети приво- дят к расширению масштабов социально-экономической деятельности в сетевой экономике; − новые возможности глобальных коммуникаций между людьми дают им и новые инстру- менты для реорганизации форм их совместной деятельности. Эти инструменты используются для разработки принципов «сетевой организации». Массовой практикой является воплощение данных принципов при модернизации действующих или создания новых организаций, что дает им новое качество, благодаря которому они уже не могут быть отнесены ни к иерархической, ни к рыночной форме; − различные виды экономической инфраструктуры, также становятся более эффектив- ными, когда начинают пользоваться возможностями интернет-технологий. Это приводит к мо- дернизации инфраструктуры в экономике и созданию сетевых институциональных структур.[14] Именно сетевая экономика в большей степени отвечает человеческим устремлениям в виду таких ее фундаментальных свойств, как обесценение повторов и автоматических опера- ций, ценность оригинальности, воображения и способности к творчеству. Производимая сете- вой экономикой продукция становится практически такой же дешевой и чистой, какими являют- ся творения природы. Сетевая экономика, состоящая из отношении, построенных на прямых равноправных связях, характеризуется малой потребностью в формальных организационных структурах, высокой скоростью совершения событий, а также предельно рассредоточенным, гибким и зависящим от инноваций производством. Данные обстоятельства, с одной стороны, крайне осложнят государственный контроль экономических отношений, особенно в части осу- ществления налогообложения, а с другой стороны, сделают способность к созданию и внедре- нию новшеств ключевым условием экономического успеха. Вместе с тем, несмотря на то, что сетевая экономика имеет множество преимуществ пе- ред традиционным вариантом развития экономики, она имеет и ряд недостатков, которые необ- ходимо учитывать, к числу которых следует отнести: отсутствие регулирующей функции струк- туры организации, сложность обеспечения в условиях существования асимметрии информации равной информацией всех участников сети, чрезмерная зависимость от кадрового состава, чрезмерное усложнение отношений, вытекающее из разнородности членов сети, высокая зави- симость как от рынка, так и от ресурсов .[15] Все это означает появление как позитивных, так и негативных моментов в развитии сетевых форм организации экономики, требующих защитной реакции государства в обеспечении стабильности и безопасности хозяйственной системы.