Файл: Процедуры банкротства (несостоятельности)(Институт несостоятельности (банкротства) в системе современного гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исключение составляют текущие обязательства и обязанности, а также проценты, начисление которых производится в ходе конкурсного производства согласно п. 2.1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Указанные проценты начисляются только на сумму основного требования, на проценты по нему они не начисляются (абз. 2 п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. N 88[11]). Начисление процентов не производится на требования кредиторов первой и второй очереди (п. 38 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60).

В связи с ликвидацией юридического лица в процедуре конкурсного производства сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не определяет сведения, которые могут быть отнесены к конфиденциальным или составляющим коммерческую тайну должника.

В конкурсном производстве сделки с имуществом должника, связанные с отчуждением имущества должника или влекущие передачу его имущества третьим лицам в пользование, совершаются в порядке, установленном гл. VII Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Должник в конкурсном производстве не имеет права распоряжаться своим имуществом, так как полномочия по управлению делами должника переходят к конкурсному управляющему.

Продажа имущества должника регулируется ст. 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" посредством торгов в форме аукциона, конкурса или публичного предложения, а также в ином порядке, установленном решением собрания (комитета) кредиторов, если стоимость имущества не превышает 100 тыс. руб. Произведенную в ходе конкурсного производства продукцию должник отчуждает в обычном порядке. В случае совершения крупных сделок, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", требуется получить одобрение коллегиальных органов управления или собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Введение над имуществом должника конкурсного производства влечет согласно абз. 6 п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" прекращение исполнения по исполнительным документам судебным приставом-исполнителем, в том числе и по исполнительным документам, исполнение по которым производилось в ходе процедур несостоятельности (банкротства).


Признание должника решением арбитражного суда несостоятельным (банкротом) и направление исполнительного документа судебному приставу-исполнителю означают согласно п. 7 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" окончание исполнительного производства.

Правовым последствием введения конкурсного производства выступает установленный законом порядок предъявления требований кредиторами. Все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования должны быть предъявлены в конкурсном производстве.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в конкурсном производстве предъявляются также, в отличие от иных процедур несостоятельности (банкротства), иные имущественные требования, возникшие до возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) должника, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности.

В конкурсном производстве снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия арестов служит решение арбитражного суда о признании должника несостоятельным (банкротом) и о введении конкурсного производства.

Не допускается в конкурсном производстве наложение новых арестов и иных ограничений распоряжения имуществом должника (абз. 9 п. 1 ст. 126).

Запись снятого в соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" ареста подлежит погашению в ЕГРП согласно правовой позиции, выраженной в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59.

Введение конкурсного производства прекращает право залогодержателя удерживать движимое имущество при его закладе, оно должно быть передано в конкурсную массу должника для реализации в предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" порядке (п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 58).

Налоговый орган не вправе принимать предусмотренное ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счету должника (п. 41 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60).

Исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским, уголовным, процессуальным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены гл. VII Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".


С введением конкурсного производства прекращаются полномочия единоличного органа юридического лица, а также его коллегиальных органов. В абз. 1 п. 2 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено сохранение полномочий общего собрания учредителей (участников) при необходимости совершения сделки об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.

При признании несостоятельным унитарного предприятия прекращаются полномочия собственника имущества предприятия.

Отчет конкурсного управляющего рассматривается арбитражным судом. После утверждения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит постановление о завершении конкурсного производства.

2.5. Общие положения о заключении мирового соглашения

Заключение мирового соглашения допускается на любой стадии производства по делу о несостоятельности. Однако реальная возможность принятия решения о заключении соглашения появляется в процедуре наблюдения лишь после созыва первого собрания кредиторов[12], а в процедуре реструктуризации долгов гражданина - также после проведения первого собрания кредиторов.

Решение о заключении мирового соглашения должно быть принято собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых внесены в реестр. Решение о заключении мирового соглашения считается принятым, если за него проголосовали все залогодержатели. Участниками мирового соглашения в процедурах несостоятельности (банкротства) могут быть и третьи лица.

Утвержденное арбитражным судом мировое соглашение влечет прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Мировое соглашение, заключенное в процедуре реструктуризации долгов, означает прекращение исполнения утвержденного плана реструктуризации, а также и действия моратория на удовлетворение требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 5 ст. 213.31 Закона).

Поскольку мировое соглашение, заключенное в процедурах несостоятельности (банкротства), не обладает признаками законной силы судебного решения, оно не может быть исполнено принудительно. Поэтому законодатель предусматривает его расторжение в случае неисполнения или существенного нарушения должником условий мирового соглашения.


При неисполнении мирового соглашения должником кредиторы вправе без расторжения мирового соглашения предъявить свои требования к должнику в общем процессуальном порядке (ст. 167).

В отличие от Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. действующий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не предусматривает оснований для признания уже утвержденного судом мирового соглашения недействительной сделкой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономика любого современного государства не может эффективно функционировать без действенных механизмов ликвидации предприятий, не имеющих перспектив развития и не соответствующих сложившейся системе экономических отношений. Одним из элементов механизма правового регулирования рыночных отношений, использование которого способствует исключению из рыночных отношений неконкурентоспособных предприятий, является институт несостоятельности (банкротства). Данный институт служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка, и охраняет экономический оборот от возможных нежелательных последствий действий его участников, проявляющихся в неисполнении ими принятых на себя обязательств, в их неплатежеспособности. Эффективная система несостоятельности является одним из важнейших факторов надежного экономического развития. Механизмы финансового оздоровления и банкротства неплатежеспособных организаций имеют особое значение в экономических преобразованиях и в России.

К сожалению, приходится констатировать, что сегодняшний уровень законодательства о банкротстве в целом и о правовом статусе органов исполнительной власти в отношениях по финансовому оздоровлению и банкротству в частности чрезвычайно низок.

Вступая в правоотношения, занимаясь предпринимательской деятельностью, юридические лица и граждане принимают на себя различные денежные обязательства. В силу различных причин объективного и субъективного характера в этой деятельности может наступить момент, когда указанные лица утрачивают возможность в обозримом будущем эти обязательства погасить. В этой ситуации они могут быть объявлены несостоятельными (банкротами).

Таким образом, банкротство - неизбежное следствие и необходимое условие развития современных экономических отношений. Принимая это экономическое явление как объективную реальность, государство обязано упорядочить общественные отношения, складывающиеся по поводу несостоятельности (банкротства), создать правовой режим, способный обеспечить баланс частных и публичных интересов различных субъектов.


В силу вышеизложенного представляется возможным предложить еще один вид классификации определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве: по целям их принятия.

С этих позиций определения арбитражного суда целесообразно подразделять на три вида: 1) оканчивающие дело без разрешения спора по существу; 2) процессуально-правовые; 3) материально-правовые.

В Российской Федерации сложилась неверная практика применения арбитражным судом ст. 10 ГК РФ, запрещающей злоупотребление правом. Установив факт злоупотребления правом, судьи отказывают в принятии заявления. Представляется, что такая практика является неверной и ущемляет требования кредиторов. Применение арбитражным судом ст. 10 ГК РФ допустимо только в судебном заседании при рассмотрении обоснованности их требований.

В связи с этим доказана необходимость разъяснения вопросов злоупотребления правом в рамках производства по делам о несостоятельности (банкротстве) Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации для формирования единообразной практики.

Нам представляется, что институт исполнения в делах о банкротстве можно рассматривать в узком и широком смыслах. Так, некоторые авторы отмечают, что особенности заключительной стадии - исполнения судебных актов в деле о банкротстве - определяются спецификой содержания конкретных процедур банкротства. Другими словами, исполнение решения по делу о банкротстве в данном случае объединяет в себе все процедуры, которые вводятся на основании решения или определения арбитражного суда: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

Процедура банкротства в условиях рыночной экономики является важной составляющей общественных отношений в сфере экономики и права, действенным способом защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов экономической деятельности, а также важным инструментом саморегулирования и самоочищения бизнес-среды от оказавшихся нежизнеспособными элементов.

Вместе с тем сегодня для эффективного функционирования института несостоятельности (банкротства) Российской Федерации представляется необходимой разработка научной идеи о комплексе частных, публичных, субстантивных (частно-публичных) отношений, возникающих в рамках производства по делу о несостоятельности (банкротстве), регулируемых нормами материального и процессуального права, направленных на соблюдение баланса интересов должника и кредиторов, обеспечивающих стабильность экономики государства. Таким образом, это предполагает процессуальный порядок рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) с применением материально-правовых норм при активной роли организатора процесса - арбитражного суда, осуществляющего свои полномочия в соответствии с нормами публично-правового контроля.