Файл: Процедуры банкротства (несостоятельности)(Институт несостоятельности (банкротства) в системе современного гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

3) внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

4) конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

5) мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Ранее перечень процедур банкротства был определен в ст. 23 Закона 1998 г. о банкротстве. Этот перечень в отличие от комментируемой статьи, во-первых, не предусматривал такую процедуру, как финансовое оздоровление, и, во-вторых, был сформулирован открытым - указывалось, что в деле о банкротстве применяются и иные процедуры банкротства, предусмотренные названным Законом. Новая процедура - финансовое оздоровление - введена как позволяющая при определенных условиях сохранить учредителям должника контроль за должником - юридическим лицом даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются любые из названных видов процедур. В отношении же дела о банкротстве должника - гражданина п. 2 статьи 27 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" указывает на возможность применения конкурсного производства, мирового соглашения и иных процедур. В пункте 8 Постановления Пленума ВАС России от 30 июня 2011 г. N 51 разъяснено, что согласно буквальному смыслу Закона о банкротстве, в частности исходя из ст. ст. 27, 207 и 219 Закона, при рассмотрении дела о банкротстве должника - индивидуального предпринимателя, не являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, могут применяться только такие процедуры, как наблюдение, конкурсное производство и мировое соглашение; в то же время в том случае, когда в состав имущества должника входит значительный имущественный комплекс (предприятие) либо иное имущество, нуждающееся в постоянном управлении и способное приносить доход, в отношении данного предпринимателя по аналогии закона применительно к гл. V, VI Закона о банкротстве могут быть введены такие процедуры банкротства, как финансовое оздоровление или внешнее управление.


Как отмечалось в Определении КС России от 14 июля 2011 г. N 906-О-О, КС России неоднократно указывал в своих решениях, что принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем[3]; следовательно, законодатель вправе установить различия в правовом регулировании банкротства индивидуальных предпринимателей и иных субъектов.

2. ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1. Производство процедуры наблюдения

Процедурой наблюдения открывается производство по делу о несостоятельности. С 1 июля 2015 г. процедура наблюдения применяется только для юридического лица.

Легальное определение процедуры наблюдения дано в абз. 11 ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)": "...процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов".

В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" определены правила введения процедуры и ее последовательность.

С заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) вправе обратиться должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган (п. 1 ст. 7).

После принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) назначается судебное заседание для проверки обоснованности требований заявителя. После принятия заявления судом должник обязан в течение десяти дней, исчисляемых с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления, направить отзыв на заявление.

Процедура наблюдения вводится арбитражным судом после проверки обоснованности требований заявителя о признании должника несостоятельным (банкротом) в судебном заседании, назначаемом в течение месяца после принятия заявления, и осуществляется под контролем арбитражного суда.

Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что процедура наблюдения применяется ко всем должникам, за исключением гражданина (п. 2 ст. 27), кредитной организации (ст. 189.13), ликвидируемого должника (абз. 2 п. 1 ст. 225), отсутствующего должника (абз. 2 п. 1 ст. 228), финансовых организаций в случае возбуждения производства по делу об их несостоятельности (банкротстве) временной администрацией в связи с невозможностью восстановления платежеспособности финансовой организации.


При обнаружении признаков отсутствующего должника в ходе процедуры наблюдения временный управляющий обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику (п. 3 ст. 227). В этом случае арбитражный суд выносит соответствующее определение.

Дискуссионным являлся вопрос о возможности применения процедуры наблюдения к физическим лицам. Ранее по Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. процедура наблюдения к физическим лицам не применялась. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ на основе анализа ст. ст. 23, 152, 157 и 169 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. пришел к выводу о том, что процедура наблюдения для индивидуальных предпринимателей не вводится (п. 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике").

В действующем Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" до 1 июля 2015 г. введение процедуры наблюдения предусматривается п. 1 ст. 207; в то же время в ст. 27 указано о применении при рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина процедур конкурсного производства и мирового соглашения, а также иных процедур, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Толкование ст. 27 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" представляется, на наш взгляд, вполне однозначным. Тем не менее в литературе встречаются и иные позиции о применении процедуры наблюдения, связанные с сущностью и назначением процедуры.

М.В. Телюкина и В.Н. Ткачев, сопоставляя ст. ст. 27 и 207 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", признают допустимым не применять процедуру наблюдения к физическим лицам[4]. В.Н. Ткачев обосновывает свой вывод концепцией Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предполагающей недопущение наложения ареста на имущество должника в период наблюдения, что противоречит норме ст. 207 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающей наложение ареста[5]. Иное мнение высказывают В.А. Химичев[6], С.М. Корнеев, А.Е. Шерстобитов[7].

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 указывается на необходимость применения процедуры наблюдения и к индивидуальным предпринимателям.


В арбитражной практике до 1 июля 2015 г. правоприменители вводят процедуру наблюдения применительно к индивидуальным предпринимателям, основывая свой вывод на том, что ст. 27 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено применение не только конкурсного производства и мирового соглашения, а также и иных процедур, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"[8].

В случае прекращения индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности дело о его несостоятельности (банкротстве) может быть рассмотрено без введения процедуры наблюдения[9].

С 1 июля 2015 г. процедура наблюдения не применяется к физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ внесены изменения в гл. X Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) начинается с процедуры реструктуризации долгов. Пунктом 2 ст. 27, ст. 213.2 предусмотрено применение к физическому лицу процедур реструктуризации долгов гражданина, реализации имущества гражданина и мирового соглашения.

Положения § 1.1 гл. X Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 29 декабря 2014 г.) не применяются согласно п. 2 ст. 213.1 к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) крестьянского (фермерского) хозяйства.

Между тем в § 3 гл. X регулируется несостоятельность как крестьянского (фермерского) хозяйства, не обладающего статусом юридического лица, так и его главы - индивидуального предпринимателя.

В п. 1 ст. 219 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено применение к крестьянскому (фермерскому) хозяйству процедуры наблюдения.

В судебной практике признают несостоятельным (банкротом) главу хозяйства, а в конкурсную массу включают имущество всего хозяйства, однако в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 29 декабря 2014 г.) не осталось положений о возможности введения процедуры наблюдения, если должником признается индивидуальный предприниматель - глава крестьянского хозяйства. На наш взгляд, признавать должником следует все-таки само крестьянское (фермерское) хозяйство как неправосубъектное образование, возможность признания несостоятельным которого предусмотрена Законом и к которому и следует применять процедуру наблюдения.


С момента введения последующей процедуры или утверждения мирового соглашения процедура наблюдения прекращается. При невозможности утверждения арбитражного управляющего его полномочия возлагаются арбитражным судом на временного управляющего.

2.2. Порядок и последствия введения финансового оздоровления

Процедура финансового оздоровления вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.

Исключениями из этого правила являются случаи, когда собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур (п. 2 ст. 75 Закона) или первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении процедуры внешнего управления или конкурсного производства (п. 3 ст. 75 Закона).

В первом случае если решение о введении последующей процедуры не принято на первом собрании кредиторов и отсутствует возможность его проведения, то арбитражный суд вправе вынести определение о введении процедуры финансового оздоровления:

а) при наличии ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, третьего лица (третьих лиц);

б) при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности в размере, превышающем на 20% размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов;

в) при условии включения в график начала погашения долга не позднее одного месяца после введения процедуры и погашения требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года.

Во втором случае арбитражный суд вправе ввести процедуру финансового оздоровления по своему усмотрению вопреки принятому решению собрания кредиторов:

а) если будет представлено ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, третьего лица (третьих лиц);

б) при условии предоставления банковской гарантии в качестве способа обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Сумма банковской гарантии должна превышать на 20% размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов;