Файл: Процедуры банкротства (несостоятельности)(Институт несостоятельности (банкротства) в системе современного гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) при условии включения в график начала погашения долга не позднее одного месяца после введения процедуры и погашения требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года.

Одновременно с введением процедуры финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

К содержанию определения о введении процедуры финансового оздоровления предъявляются определенные требования, в частности, в нем должен быть указан срок процедуры, а также утвержденный судом график погашения задолженности. Кроме того, в определении должны содержаться сведения о лицах, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательства, и о способах обеспечения в случае предоставления такого обеспечения.

Определение арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления вступает в силу немедленно. Оно может быть обжаловано.

Введение процедуры финансового оздоровления влечет определенные правовые последствия, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Во-первых, как и в процедуре наблюдения, в процедуре финансового оздоровления к должнику предъявляются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением требований текущих кредиторов (абз. 2 п. 1 ст. 81 Закона).

Свои требования кредиторы предъявляют в процедуре установления требований кредиторов в порядке, определенном ст. 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Исковые заявления кредиторов о взыскании денежного долга не могут быть рассмотрены по существу, а подлежат оставлению без рассмотрения.

Во-вторых, с введением процедуры финансового оздоровления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов (абз. 3 п. 1 ст. 81 Закона). Определение о введении процедуры финансового оздоровления арбитражным судом направляется судебному приставу-исполнителю, который в разумный срок совершает действия по отмене обеспечительных мер без каких-либо ходатайств или заявлений со стороны участников исполнительного производства (п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59).

В-третьих, аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 81 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". При необходимости наложения ареста на имущество должника в связи со взысканием задолженности по текущим платежам судебный пристав-исполнитель обращается с ходатайством в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве (абз. 3 п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59).


В-четвертых, согласно абз. 5 п. 1 ст. 81 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и п. 1 ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве", за исключением взысканий по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу решений, до даты введения процедуры финансового оздоровления приостанавливаются имущественные взыскания по исполнительным документам: о взыскании задолженности по заработной плате; о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; об истребовании имущества из чужого незаконного владения; о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью; о компенсации морального вреда; о взыскании задолженности по текущим платежам.

Поскольку учредители (участники) юридического лица не являются конкурсными кредиторами должника, то Закон не допускает удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), а также выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплату действительной стоимости доли (пая).

Вследствие неплатежеспособности должника - юридического лица запрещена выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, а также доходов учредителям (участникам) по долям (паям) и распределение прибыли между ними.

В процедуре финансового оздоровления собственник имущества должника - унитарного предприятия не вправе изъять у него принадлежащее на праве хозяйственного ведения имущество.

Прекращение денежных обязательств посредством зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом не допускается, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов, установленная Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

В целях восстановления платежеспособности должника в процедуре финансового оздоровления прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), подлежащих уплате процентов и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты финансового оздоровления. На требования текущих кредиторов санкции подлежат начислению (см. п. 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 25[10]).

Для возмещения убытков кредиторов законом предусмотрено начисление процентов по ставке рефинансирования на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей на дату введения финансового оздоровления и до даты погашения требования кредитора (если погашения не произошло - до даты принятия арбитражным судом решения о признании должника несостоятельным (банкротом)), исходя из непогашенной суммы задолженности согласно графику погашения задолженности. Должник вправе заключить соглашение с конкурсными кредиторами об уменьшении размера начисляемых на сумму долга процентов.


Указанные проценты не имеют режима текущих требований, а подлежат взысканию одновременно с погашением суммы основного долга в соответствии с графиком погашения задолженности.

Неустойки (штрафы, пени), убытки в форме упущенной выгоды, начисленные до даты введения процедуры финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе процедуры финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех иных требований кредиторов.

При отсутствии оснований для досрочного прекращения или досрочного окончания процедуры она завершается в срок, установленный арбитражным судом.

Не позднее одного месяца до установленного судом срока окончания процедуры должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах процедуры. К отчету должны быть приложены: баланс должника на последнюю отчетную дату; отчет о прибылях и убытках; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Административный управляющий не позднее десяти дней с момента получения им отчета составляет по нему заключение: а) о выполнении графика погашения задолженности; б) об удовлетворении требований кредиторов; в) о выполнении плана финансового оздоровления, если план был утвержден в процедуре финансового оздоровления, и направляет его кредиторам, требования которых включены в реестр, а также в арбитражный суд.

Собрание кредиторов должно быть проведено в том случае, если: 1) не удовлетворены требования кредиторов, включенные в реестр требований, на дату рассмотрения отчета должника; 2) должником не представлен отчет административному управляющему. В этом случае административный управляющий обязан созвать собрание кредиторов, которое правомочно принять решение об обращении с ходатайством к арбитражному суду о введении процедуры внешнего управления или о признании должника несостоятельным (банкротом) и о введении процедуры конкурсного производства.

2.3. Порядок и последствия введения внешнего управления

Процедура внешнего управления вводится арбитражным судом. Основанием введения процедуры по общему правилу является решение собрания кредиторов, которое обращается с ходатайством к суду о введении процедуры внешнего управления.

Процедура внешнего управления может быть введена по окончании процедуры наблюдения. Первым собранием кредиторов может быть принято решение о переходе к внешнему управлению. В этом случае арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов выносит определение о введении процедуры внешнего управления.


Если собранием кредиторов принято решение о введении процедуры внешнего управления, арбитражный суд вправе ввести процедуру финансового оздоровления, при условии что к суду с ходатайством обратились учредители (участники) должника, собственник имущества унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган, третье лицо (третьи лица) и была предоставлена банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности.

Если первое собрание кредиторов не состоялось и не приняло решения о применении последующей процедуры, то арбитражный суд при отсутствии возможности отложения рассмотрения дела в пределах сроков, установленных ст. 51 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", по своему усмотрению может ввести процедуру внешнего управления при наличии достаточных оснований для восстановления платежеспособности должника. Вывод суда о возможности восстановления платежеспособности должника основывается на анализе финансового состояния должника, проведенном в процедуре наблюдения временным управляющим и отраженном им в его заключении.

Переход к внешнему управлению возможен после процедуры финансового оздоровления. Основанием введения процедуры внешнего управления выступает возможность восстановления платежеспособности должника.

Арбитражный суд вправе вынести определение о введении процедуры внешнего управления как на основании ходатайства собрания кредиторов, так и по своему усмотрению, если после проведения собрания кредиторов возникли обстоятельства, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности должника.

При введении процедуры внешнего управления должны быть соблюдены сроки санационных процедур. В совокупности процедуры финансового оздоровления и внешнего управления не должны превышать два года.

Возможность перехода к внешнему управлению предусмотрена Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и в процедуре конкурсного производства.

Основанием перехода к внешнему управлению выступает возможность восстановления платежеспособности должника, выявленная в ходе конкурсного производства.

В этом случае конкурсный управляющий обязан в пределах одного месяца после выявления указанных обстоятельств созвать собрание кредиторов.

Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о переходе к внешнему управлению принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр и не погашены на момент проведения собрания. В решении собрания должны быть указаны срок внешнего управления и требования, предъявляемые к кандидатуре внешнего управляющего.


Условиями вынесения арбитражным судом определения о переходе к внешнему управлению являются: неприменение ранее к должнику процедуры финансового оздоровления и (или) внешнего управления; наличие у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

В процедуре внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам (ст. 95 Закона).

Во внешнем управлении действует специальный порядок предъявления требований кредиторами по денежным обязательствам и обязательным платежам. Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, а также кредиторы первой и второй очереди предъявляют требования к должнику в процедуре внешнего управления, а не в общем процессуальном порядке.

Текущие кредиторы предъявляют требования к должнику и разрешают споры с ним в отдельном исковом производстве.

Согласно абз. 5 п. 1 ст. 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с введением внешнего управления отменяются ранее принятые обеспечительные меры в исполнительном производстве.

Обеспечительные меры считаются отмененными в силу указания Закона, без вынесения об этом самостоятельного судебного акта, а судебный пристав-исполнитель совершает необходимые действия в том же порядке, как и при удовлетворении иска об освобождении имущества от ареста.

Действия судебного пристава-исполнителя совершаются в разумный срок.

Новые аресты на имущество должника, а также иные ограничения по распоряжению имуществом должника в процедуре внешнего управления могут быть наложены в рамках гражданского или арбитражного процесса, в исполнительном производстве при взыскании задолженности по текущим платежам, истребовании имущества из чужого незаконного владения, т.е. вне производства по делу о несостоятельности.

Завершение процедуры внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника предполагает осуществление расчетов с кредиторами, по окончании которых внешний управляющий представляет отчет арбитражному суду, который выносит определение об утверждении отчета и о прекращении производства по делу.

2.4. Процедура конкурсного производства

Процедура конкурсного производства характеризуется как ликвидационная процедура в производстве по делу о несостоятельности (банкротстве). Должник решением арбитражного суда признан несостоятельным (банкротом), его имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. Поэтому срок исполнения денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до введения процедуры конкурсного производства, считается наступившим (абз. 2 п. 1 ст. 126), а начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых денежных обязательств и обязательных платежей прекращается (абз. 3 п. 1 ст. 126).