Файл: Процедуры банкротства (несостоятельности)(Институт несостоятельности (банкротства) в системе современного гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Возрождение института несостоятельности в российском праве произошло после принятия в 1992 г. Закона РФ N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". При подготовке этого Закона был воспринят опыт законодательного регулирования отношений с неплатежеспособным или несостоятельным субъектом США. В Законе наряду с процедурой конкурсного производства были введены процедуры санационного типа: процедура санации (ст. 13) и процедура внешнего управления (ст. 12), которые были отнесены законодателем к реорганизационным процедурам по аналогии с американским законодательством.

В 1998 г. был принят Федеральный закон N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". После финансового кризиса был подготовлен Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций", а затем Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Следующим этапом реформирования законодательства о несостоятельности является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Таким образом, институт банкротства – комплексный институт права. Отсюда большая часть проблем: противоречия в судебной практике, «формальные» противоречия законодательных актов, направленных на регулирование несостоятельности (банкротства). Все эти вышеперечисленные проблемы и делают тему нашего исследования актуальной на сегодняшний день.

В числе современных авторов, так или иначе обращавшихся к проблемам банкротства, следует назвать такие имена, как В.С. Белых, М.И. Брагинский, С.Н. Братусь, В.В. Витрянский, А.А. Дубинчин, С.Э. Жилинский, А.И. Каминка, М.И. Кулагин, В.Ф. Попондопуло, В.В. Степанов, Е.А.Суханов, М.В. Телюкина, В.Н. Ткачева, А.Н. Трайнин, Д.В. Туткевич, Г.Ф. Шершеневич и др.

Объект исследования составляют отношения, возникающие в процессе несостоятельности (банкротства).

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в процессе несостоятельности.

Цель работы – исследовать особенности процедур несостоятельности (банкротства).

Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи: представить характеристику правового обеспечения процедуры банкротства в Российской Федерации; раскрыть понятие несостоятельности (банкротства); отразить процессуальные особенности несостоятельности (банкротства); охарактеризовать отдельные процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство, мировое соглашение; выявить проблемы правового регулирования банкротства и предложить пути их решения.


В работе использовались дидактические методы исследования: формально-логический, исторический и системно-структурный; специальные юридические методы: сравнительное правоведение и нормативное толкование.

В данной работе также нашли отражение исследования современных российских юристов, посвященные проблемам института несостоятельности (банкротства). Это работы B.C. Белых, Е.А. Васильева, В.В. Витрянского, А.А. Дубинчина, В. В. Кулешова, В.Ф. Попондопуло, М.В. Телюкиной, В.Н. Ткачева и других.

Структура работы обусловлена целями и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

1.1. Институт несостоятельности (банкротства) в системе современного гражданского права

В ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дано легальное определение основных категорий института несостоятельности.

Понятия "несостоятельность" и "банкротство" в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" использованы как тождественные, хотя иногда законодатель использует только одно из них - "банкротство". В романо-германской системе указанные понятия не совпадают; в российском праве понятие "несостоятельность" традиционно используется в цивилистике, а понятие "банкротство" - в уголовном праве.

Под несостоятельностью (банкротством) в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" понимается признанная судом, арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (абз. 2 ст. 2). Среди признаков несостоятельности (банкротства) необходимо выделить: а) судебную санкцию; б) недостаточность денежных средств для удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и исполнения обязанностей по выплате обязательных платежей.


В качестве признаков несостоятельности (банкротства) Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает признак неплатежеспособности и в некоторых случаях признак недостаточности имущества.

Понятия "неплатежеспособность" и "недостаточность имущества" появилось в действующем Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" в апреле 2009 г[1].

Законодатель по существу постулирует неплатежеспособность как признак несостоятельности наряду с недостаточностью имущества, если анализировать понятия "неплатежеспособность", "недостаточность имущества" и "несостоятельность (банкротство)" в их соотношении, хотя такой вывод и не представляется однозначным, исходя из смысла закона, а иногда и прямо обозначает неплатежеспособность как признак несостоятельности, как, например, в п. 2 ст. 213.6 Закона.

Одновременно в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" использовано понятие "банкротство" и даны его признаки, в качестве которых, собственно, и должны быть использованы неплатежеспособность и недостаточность имущества. В ст. 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" анализируемые признаки законодателем непосредственно не названы, хотя содержательно речь идет именно о них.

Следует отметить, что понятия "несостоятельность" и "банкротство" в романо-германской системе различаются, однако в современном российском законодательстве о несостоятельности они используются как тождественные: понятие "банкротство" чаще всего используется одновременно с понятием "несостоятельность"; в некоторых же случаях "банкротство" используется отдельно, что приводит некоторых авторов к суждениям о том, что они различны[2].

Процедуры несостоятельности могут быть введены при наличии признаков, указанных в п. 2 ст. 6 и 2 ст. 213.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Анализируя указанные признаки, необходимо сказать, что законодатель не обозначил неплатежеспособность в качестве основания для введения процедур несостоятельности для юридических лиц, хотя и указал на наличие признаков несостоятельности (по терминологии закона - банкротства), установленных ст. 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". С 1 июля 2015 г. законодателем неплатежеспособность обозначена в качестве основания для введения реабилитационных процедур реструктуризации долгов гражданина и реализации имущества в п. 2 ст. 213.2 Закона, а также указаны определенный размер и срок задолженности перед кредиторами.


Для физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, в качестве признака несостоятельности законодатель называет признак недостаточности имущества, который выражается в неспособности должника удовлетворить требования кредиторов в течение трехмесячного срока вследствие превышения пассивов над активами в имуществе должника (п. 1 ст. 3). Указанное правило действует до 1 июля 2015 г. После этого срока для граждан введен иной признак несостоятельности (банкротства), для индивидуальных предпринимателей сохраняется неплатежеспособность с отличными признаками.

Существенно изменилась редакция ст. ст. 3, 6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с 1 июля 2015 г.

Производство по делу о банкротстве гражданина может быть возбуждено, если требования к должнику, не исполненные в течение трехмесячного срока, составляют не менее чем 500 тыс. руб. (п. 2 ст. 213.3 Закона) и доказана его неплатежеспособность.

Для юридических лиц в качестве признака несостоятельности используется признак неплатежеспособности (п. 2 ст. 3), определяемый как неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если они не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. При этом требования к должнику - юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее 100 тыс. руб. (п. 2 ст. 6), а с 1 июля 2015 г. - 300 тыс. руб.

Признаком несостоятельности индивидуального предпринимателя является неплатежеспособность (п. 3 ст. 3, ст. 214), длящаяся более трех месяцев. Требования к должнику со стороны кредиторов должны быть в размере не менее 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 33, п. 1 ст. 202 Закона, п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей".

С 1 июля 2015 г. изменяется правовое регулирование несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей. Правовое регулирование осуществляется § 1.1, 2 и 4 гл. X Закона (ст. 214.1).

Для индивидуальных предпринимателей применяются процедуры реструктуризации долгов и реализации имущества вместо процедур наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства.

Основанием введения процедуры реструктуризации долгов и реализации имущества выступает, как и ранее, неплатежеспособность согласно ст. 214 Закона, однако признаки неплатежеспособности изменяются, применяются те же, что и для граждан, а именно задолженность в размере не менее чем 500 тыс. руб., просрочка исполнения не менее трех месяцев.


Законодатель вводит презумпцию неплатежеспособности. Гражданин предполагается неплатежеспособным: если он прекратил расчеты с кредиторами; более 10% имеющегося у гражданина долга по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, срок исполнения по которым наступил, не исполнены в течение более чем одного месяца с момента наступления срока исполнения; превышение пассивов над активами в имуществе должника; при вынесении постановления об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Указанная презумпция может быть опровергнута, если гражданин способен погасить имеющиеся у него долги.

С другой стороны, презюмируется, что гражданин является платежеспособным, если он способен погасить свои долги в течение непродолжительного времени с учетом планируемых поступлений денежных средств от деятельности гражданина и погашения задолженности дебиторов. В этом случае гражданин не может быть признан неплатежеспособным.

Основанием для введения процедуры может быть и угрожающая неплатежеспособность, хотя именно этот термин российский законодатель не использует.

Для должников угрожающая неплатежеспособность как основание для обращения в суд или арбитражный суд с заявлением предусмотрена в ст. 8, а для граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, - в п. 2 ст. 213.4 Закона. Признаком угрожающей неплатежеспособности гражданина является его очевидно предполагаемая неспособность погасить денежные обязательства и (или) исполнить обязанности по выплате обязательных платежей в установленный срок при условии, что у него имеются признаки неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества. Вероятно, в этом случае можно обратиться в суд с заявлением, не учитывая установленный размер обязательств и обязанностей.

1.2. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве

Статья 27 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" называет виды процедур, применяемых в деле о банкротстве (до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений использовалось понятие процедур банкротства). С учетом определений, данных в ст. 2 Закона, это:

1) наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;