Файл: Развитие самостоятельности младших школьников(Сущность и понятие учебной самостоятельности младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итоги исследования, можно сделать выводы, что полученные данные будут полезны и учителям, и родителям, стремящимся формировать у ребенка младшего школьного возраста адекватную самооценку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дубровина И.В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. /Под редакцией И.В. Дубровиной. —СПб.: Питер, 2004.— 592 с
  2. Ивошина, Т.Г., Шварева, Л.В. Формирование учебной самостоятельности школьников. История, проблемы / Т.Г. Ивошина, Л.В. Шварева // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. – 2011. - № 24. – С. 950
  3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М.: Педагогика, 1993. 250 с.
  4. Землянская Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников // Начальная школа. – 2002 - № 12 – С. -43.
  5. Истомина В.А., Литовченко Г.В. // Этическое воспитание. – 2002 –№ 4 – С. 25-27.
  6. Кашин М.П. О самостоятельной работе учащихся на уроке // Советская педагогика. М., 1957. С.-20.
  7. Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.-111.
  8. Липкина А.И. Самооценка школьника /А. И. Липкина. —М., 1999.— 382 с
  9. Мандель, Б. Р. Педагогика: учебное пособие/ Б.Р.Мандель. - М.: Наука, 2014.-288 с.
  10. Микельсон, Р.М. О самостоятельной работе учащихся. – М.: Учпедгиз, 1963. – 124 с.
  11. Склюева, Е.С. Самостоятельность младших школьников в учебной деятельности / Е.С. Склюева // Мир науки, культуры, образования. – 2013. - № 4 (41). – С- 198
  12. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: Роспедагентство, 2001. 212 с
  13. Текст книги "Самая полная книга-тренажер для развития мозга! Новые тренинги для ума". Антон Могучий. М., год 2020, С-320.
  14. Уртенова, А.У. Домашнее задание как средство формирования учебной самостоятельности учащихся младших классов // Science Time. – 2016. - № 1 (25). – С. 516.
  15. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – СПб., 1907. – Т. 1.
  16. Усачева, А. Н. Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности [Текст] / А. Н. Усачева // Волгоград: Перемена. – 2011 – 340 с.
  17. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 – 342 с.
  18. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. – 1990. – № 6. С-44
  19. Цукерман, Г. А. Диагностика умения учиться/ Г.А.Цукерман, Е.В. Чудинова. -М.: Авторский клуб, 2016.-135 с.

20. Чугреева, М.К. Развитие самостоятельности у школьников / М.К. Чугреева // Начальное образование. – 2006. - № 2. – С- 14.

21. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. –

М., 1994, С-409.

Приложения

Приложение №1

Графический материал для проведения

экспериментального исследования с применением методики «Лесенка»

Приложение №2

Бланк корректурной пробы для детей

рис.1

рис.2

Приложение №3

Фестиваль овощей

Герои:

Ведущий, Осень, овощи, злой Лещей.

Ведущий:

Осень славная пора!

За урожаем в поле нам пора!

Что посеял, то осенью и собрал.

Ну скорее все к нам на огромный фестиваль!

Будем вместе мы плясать, много нового об овощах узнавать.

Далее: выступают дети в костюмах овощей.

Следом приходит «Осень»:

Добрый день. Вам господа!

Рада видеть Вас всегда.

Угадали, Вы меня?

Правильно, я золотая Осень.

Приходите же скорей в гости к нам.

Расскажите о себе.

Далее ведущий загадывает загадки, и дети выходят в костюмах.

Орехи в земле, листья на земле (картофель)

Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)

Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

Сто одёжек и все без застёжек (капуста)

На грядке длинный и зеленый, а в кадке - жёлтый и соленый (огурец)

Раскололся тесный домик на две половинки.

И посыпались оттуда бусинки-дробинки. (горох)

Как на нашей грядке выросли загадки.

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют. (помидоры)

Красная мышка с белым хвостом

В норке сидит под зеленым листом. (редиска)

Этот овощ вот уж диво,

Круглый, вкусный и красивый,

Приготовим с ним обед,

Запеканку, винегрет,

Цвет у яств совсем не блёклый,

Главная на кухне…(свёкла)

Каждый овощ рассказывает о свойствах своего героя, его полезности и важности. Между овощами возникает спор, кто же нужнее и важнее. Осень и ведущий их останавливают. Овощи приходят к мнению, что они все важны и нужны людям, а королевой выбрали «Осень». Тут на сцене появляется злой Лещей, который никогда не пробовал овощей, но из вредности, что его не пригласили на праздник, украл «Осень».


Овощи, же домашние и живут в огороде, поэтому они не знали, как спасти «Осень», но им на помощь пришли лесные жители: ягоды, грибы. О себе каждый герой рассказал интересную историю и дал совет, где искать принцессу фестиваля. Вмести они победили Кикимору в лесном болоте. Разгадали головоломку и нашли ключ от избушки, где прятали «Осень».

После спасения, «Осень» вместе со своими спасителями исполняет танец и дарит подарки всем участникам.

Осень: А на прощание хочу проверить, кто из Вас самый наблюдательный и загадать Вам загадки:

- Кто собирает яблоки спиной? (ёж)

- Кто сушит грибы на дереве? (белка)

- Листья каких деревьев осенью краснеют? (клёны)

- Как называется второй месяц осени? (октябрь)

Осень: до свидания, друзья! (Уходит под музыку)

Ведущий:

Ну вот и подошёл наш праздник к концу.

И пусть останется в сердцах у нас,

Наш праздник в зале этом!

Приложение №4

Кроссворд

Горизонталь:

  1. Назовите высокий служебный чин в дореволюционной России.
  2. Беспорядочное и шумное скопление людей.
  3. Название дома в деревушке: Украины, Белорусии, России.

8 Назовите синоним к прилагательному ворчливая, склонная к ссорам.

10 Могут называть приправу, которая обладает свойством острым и ароматным по вкусу.

6

7

5

2

1.

3

4

8

9

10


Вертикаль:

2 Наука о космосе.

5 Синоним к слову «оробел».

6 Странствовать без определенной цели.

7 Маляр, который по его названию определяет дело.

9 Небольшой сосуд с фитилём, который зажигают перед иконой.

Ответы

6 с

7 м

к

а

5 о

2 к

1. т

и

т

у

л

я

р

н

ы

й

с

о

в

е

т

н

и

к

т

я

о

с

а

р

б

м

т

н

е

3 о

р

а

в

а

ь

о

л

г

с

е

р

я

4 х

а

т

к

а

ф

и

8 с

в

а

р

9 л

и

в

а

я

а

м

10 п

р

я

н

а

я

а

д

к

а


Приложение №5

РЕБУСЫ

1-4 + 3-5

Ответ: молоко (молоток+кошка)

1-2 + 3-5 + ДА

Ответ: погода (подарок + горох +да)

в слове убрать 4 и 7 буквы + вычеркнуть с 1-5

Ответ: коридор (коррида+ помидор)

Приложение №6

Имена учеников

Краткая характеристика

Определение самооценки у ребенка

Изменения в поведении учеников после

описанных методик уроков, которые приведены выше

Группа мальчиков:

1

Александр

В классе является лидером. В общении с детьми категоричен и не идет на компромисс. Проявляет способности к математике. Увлекается компьютерными играми.

завышенная неустойчивая самооценка

Стал более покладистым. Стал идти на компромисс с одноклассниками. Научился помогать одноклассникам, у которых возникали трудности в освоении материала

2

Борис

Большой фантазёр и бедокур. Постоянно провоцирует детей, но при этом хорошо учится и любознателен. Однако, поведение оставляет желать лучшего

имеет адекватную неустойчивую самооценку

Начались изменения в поведении. Стал усерднее. Перестал бедокурить. Свою энергию направил в мирное русло и раскрыл творческий потенциал. Стал сочинять стихи.

3

Ваня

У ученика сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью, высокий уровень школьной мотивации. В классе пользуется уважением. Увлекается рисованием.

имеет адекватную неустойчивую самооценку

Улучшил свои оценки. Стал более старательным

4

Влад

Мальчик отзывчивый. В классе проявляет активность и заинтересованность во всех делах. Все поручения выполняет добросовестно и аккуратно, при этом свою инициативу не проявляет.

имеет адекватную неустойчивую самооценку

Стал более активен на уроках. Чаще стал проявлять инициативу.

5

Данил

Проявляет агрессивность в общении с детьми, часто конфликты пытается разрешить силой. К учебе относится добросовестно, но не признает неудач. Если получает неудовлетворительные оценки, обижается и замыкается.

неустойчивая завышенную самооценку

Стал более творчески относиться к подготовке к урокам. Менее обидчив и адекватнее к выставляемым оценкам.

6

Егор

У ученика сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью, высокий уровень школьной мотивации. В классе пользуется уважением. Увлекается рисованием.

имеет адекватную неустойчивую самооценку

Улучшил свои оценки.

7

Кирилл

Мальчик отзывчивый, общительный. С большим желанием идет на контакт. В классе проявляет активность и заинтересованность во всех делах, но только при наличии желания. Все поручения выполняет добросовестно и аккуратно. Самостоятельно инициативу не проявляет.

имеет адекватную неустойчивую самооценку

Стал более активен на уроках. Домашние задания выполняет с особым усердием.

8

Иван

Обидчивый. Проявляет агрессивность в общении с детьми, часто конфликты пытается разрешить силой. К учебе относится добросовестно, но не признает неудач. Если получает неудовлетворительные оценки, обижается и замыкается.

неустойчивая завышенную самооценку

Стал более творчески относиться к подготовке к урокам. Менее обидчив и адекватнее к выставляемым оценкам.

9

Петя

Сверхактивный, эгоистичный ребенок. Часто срывает уроки. Не считается с мнением других. При этом является способным ребенком. Не смог определиться с выставлением себе оценки, так как считает, что при проведении теста «Лестница» было мало ступенек. Уроки не выполняет принципиально, считая, что ему это не нужно. Кроме того, позиционирует себя, как лидер класса, хотя другие дети с этим не согласны

Сверх завышена оценка

Появился прогресс: ребенок стал периодически выполнять домашнее задание. В случае если учебный процесс увлекал, то ребенок активно участвовал и не мешал остальным. Наладил с некоторыми учениками взаимопонимание.

10

Федя

Эмоциональный и неуравновешенный ребенок. При появлении трудностей начинает нервничать, кричать. С одноклассниками агрессивен. Задание выполняет только те, что считает нужным. Не допускает тактильного контакта. Не смог самостоятельно выставить себе оценку.

Оценка занижена

Начал учиться контролировать эмоции. Стал прибегать к помощи одноклассников. Чаще стал выполнять сложные задания.

Группа девочек:

11

Ангелина

Учится ниже своих способностей. Большой потенциал. Мало читает и не активна

имеет адекватную неустойчивую самооценку

Повысила учебную успеваемость. Стала проявлять больший интерес к школьным мероприятиям, с удовольствием выполняет творческие работы.

12

Виктория

Главным мотивом ее учебной деятельности является высокая оценка, полученная любым путем. Она стремятся занять лидирующие позиции в классе. Дружит не со всеми детьми в классе. Вокруг себя собирает группу друзей и настраивает их против остальных детей класса. Но вместе с тем девочка любознательная, имеет большой кругозор, много читает, имеет положительные оценки по многим предметам, поэтому пользуется авторитетом у детей.

имеет завышенную неустойчивую самооценку

Стала более инициативной и менее конфликтной со сверстниками. Стала чаще предлагать темы уроков и организаторам их проведения.

13

Влада

Адекватно относится к учебе. Ответственна. Целеустремлена. Широкий кругозор. Много читает

имеет адекватную неустойчивую самооценку

Стала более инициативной. Вызвалась помогать отстающим ученикам в учебе.

14

Карина

очень ранима и обидчива. Пассивно относится ко всем классным делам и мероприятиям. Постоянных друзей в классе не имеет, хотя не конфликтна

Занижена самооценка

Стала проявлять больший интерес к школьным мероприятиям, с удовольствием выполняет творческие работы. Проявила себя, как художник

15

Мария

Активна. Любит рисовать. Целеустремлена. Учится хорошо.

имеет адекватную неустойчивую самооценку

Повысила оценки. Стала активнее

16

Маша

Активна. Любит музыку. Удовлетворительно учится

имеет адекватную неустойчивую самооценку

Повысила оценки. Стала активнее

17

Настя

Учится средне. Есть потенциал. Адекватно оценивает свои способности. Увлекается танцами. Пассивно относится ко всем классным делам и мероприятиям.

имеет адекватную неустойчивую самооценку

Стала проявлять больший интерес к школьным мероприятиям, с удовольствием выполняет творческие работы. Особенно проявила себя в музыкальных конкурсах.

18

Неля

Учится ниже своих способностей. Её робость и нерешительность не позволяют ей полностью раскрыться. Очень ранима и обидчива. Пассивно относится ко всем классным делам и мероприятиям. Постоянных друзей в классе не имеет, хотя не конфликтна, и дети к ней относятся хорошо. Неля очень любит животных, относится к ним с большой нежностью.

имеет заниженную самооценку

После изменения к ней подхода, девочка постепенно начала открываться, преодолевая свою нерешительность. Открылся творческий потенциал, девочка чаще активнее стала выполнять творческие задания и участвовать в проводимых мероприятиях.

19

Ольга

У нее высокие притязания на учебу. Стремится получить высокие оценки любым путем. Очень самоуверенна. Проявляет большую активность и во всем старается занять лидирующие позиции. Но вместе с тем, не сильно усидчива несмотря на то, что много читает. Девочка имеет незаурядные организаторские способности.

имеет завышенную самооценку

Улучшила успеваемость

20

Тамила

Учится средне. Есть потенциал. Адекватно оценивает свои способности. Любит сочинять стихи, но при этом иногда эмоциональна и обидчива.

имеет адекватную неустойчивую самооценку

Научилась контролировать свои эмоции. Улучшилась успеваемость

21

Энгелия

Замкнутый и не общительный ребенок. На переменах не с кем не общается. Учится посредственно. Домашнее задание выполняет по желанию. Посредственна и не активна. Не смогла определиться с оценкой себе

Оценка занижена

После проведенных занятий, ребенок стал проявлять инициативность на уроках. Энгелия, стала чаще выполнять домашнее задание. Изредка стала отвечать на вопросы одноклассников на переменах.