Файл: Развитие самостоятельности младших школьников(Сущность и понятие учебной самостоятельности младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Младший школьник настроен оптимистично, чаще всего любит играть и фантазировать. Это натура интересующаяся, личность в целом независима, которая наделена своим собственным мнением и суждением и не всегда принимает мнение другого человека без обоснований. В то же время авторитет взрослого, его мнение, по-прежнему в значительной степени определяет поведение младшего школьника. Все это непосредственно воздействует на взаимодействие ребенка с окружающим его миром. Тем не менее, ребенку тяжело поддерживать постоянное добровольное внимание на протяжении длительного времени, чтобы запомнить значительное количество материала[7].

Если учитывать данную особенность в обучении младшего школьника, то педагог вполне может использовать в обучении младшего школьника самостоятельную работу, которая поможет ему запомнить необходимый объём материала.

Умственная активность проявляется в учебной деятельности и является одним из ее показателей, однако, если ребенок имеет более высокий уровень успеваемости в учебной деятельности, то интерес у него к ней будет больше. Доказано, что вначале в I–II классах, ученики усваивают не то, что характеризуется наиболее существенным с точки зрения поставленной перед ними учебной задачи, а то, что произвело на них максимальное впечатление, то есть то, что интересно, неожиданное, эмоционально окрашено. На этом этапе проявляются те особенности памяти, которые были характерны для дошкольников, у которых усвоение материала обеспечивалось в интерактивный или практической деятельности и происходило непроизвольно.

Главный вид деятельности младшего школьника, отечественными психологами: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.А. Цукермана, рассматривается в качестве учебной деятельности. Самостоятельность в учебной деятельности характеризуется, прежде всего, в необходимости и умении самостоятельно мыслить, в способности приспосабливаться к новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и находить подход к их решению[8].

Для того чтобы содействовать совершенствованию самостоятельности в учебной деятельности, психологи рекомендуют представлять ребёнку необходимость излагать собственную точку зрения по тому или другому вопросу и стремиться к тому, чтобы учебные задания он выполнял без чужой помощи. Существенную роль приобретают задания для самостоятельной работы на уроках в школе. Степень помощи при этом может обуславливаться от успеваемости конкретного ребенка. Например, одному ребёнку для решения составной задачи достаточно текста задачи, другому необходима также краткая запись задачи, третьему в дополнение к перечисленному нужна закономерность (план) решения задачи. Совершенствованию самостоятельности школьников благоприятствует организация внеклассного чтения, при котором дети самостоятельно ознакомляются с произведением, а на уроках или во внеурочной деятельности в ходе разгадывания: викторин, кроссвордов раскрывают возможность проявить свои читательские умения и знания.


Огромное место в жизни младших школьников занимает игровая деятельность. В процессе сюжетно-ролевой игры дети могут овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Самостоятельность реализуется и совершенствуется в выборе и в развёртывании сюжетов ролевых игр, в умении принимать решения в разнообразных ситуациях, а также контролировать свои действия и поступки. На развитие самостоятельности младших школьников также воздействует включение их в игровую деятельность при реализации проектов. Для этого учитель разрабатывает тематические игровые задания по изучаемым предметам, что находит свое отражение в: стенгазетах, загадках, кроссвордах, оформленных в процессе проектной деятельности.

В младшем школьном возрасте воздействие на совершенствование самостоятельности оказывает не только учебная и игровая, но и трудовая деятельность. Специфичностью этого возрастного периода рассматривается то, что ребёнок проявляется интерес в большей степени не к итогу, а к процессу труда.

Если младший школьник принимает участие в коллективной трудовой деятельности, у него совершенствуется не только самостоятельность, но ответственность за выполнение дела, порученного группе. Возросшая самостоятельность детей отражается в их умении оценивать работу и поведение других людей. Большое значение приобретают чувства, связанные с эффективно выполненной работой. Ребёнок ощущает радость, удовлетворение от того, что он что-то делает своими руками, что у него отлично получается та или иная вещь, что он оказывает помощь взрослым.

Кроме трудовой деятельности, работа в группе позволяет устранить дефицит общения, который часто бывает в школе и в семье. Наиболее простым и доступным способом сотрудничества обучающихся является работа в парах постоянного состава. В большинстве своем они состоят из учеников, сидящих за одной партой. Данная форма работы, может быть, применена при выполнении различных учебных заданий.

Таким образом, можно сделать вывод, что процессы развития самостоятельности учащихся младшей школы обеспечиваются следующими педагогическими условиями: использование в процессе обучения всевозможного характера деления на группы учеников, обусловливающее планомерное подключение каждого ученика в самостоятельную учебную деятельность (групповая работа с различными типами взаимодействия участников); применение системы определённых заданий, которые реализовывали бы идеи целесообразности активизации самостоятельных действий учащихся начальной школы.


ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

2.1 Исследование уровней развития самостоятельности младших школьников

Для исследования самостоятельности в начальной школе МБОУ СОШ №4 г. Реутов было предложено ученикам 3-А класса в количестве – 21 человек, пройти экспериментальное исследование с применением методики «Лесенка» (в модификации С.Г.Якобсон, В.Г.Шур)[9] и Корректурную пробу (Тест Бурдона)[10].

Цель: выявить и изучить самооценку у учеников указанного класса.

Первым было проведено исследование «Лесенка».

Применяемое оборудование: индивидуальная картинка с изображением лестницы и указанием цифр ступенек от одного до семи, клей, а также вырезанные фигуры людей, которые ассоциируются у ребенка: с собой, родителями: мамой, папой, одноклассниками, учителем (Приложение №1).

Инструкция: «На картинке изображена лестница и на каждую ступеньку необходимо приклеить фигурки человека. Человека необходимо расположить на ту ступеньку, которая по вашему мнению определяет его качества. Так, 7 ступенька – это «самая высокая» оценка; 1 ступенька – «самая низкая» оценка; по середине – это «средняя» оценка, то есть 7 – это очень хорошо, 1 – это очень плохо. После чего учитель уточняет все ли поняли задание. И задаёт вопросы:

  1. На какую ступень, ты поставишь себя?

Почему? Кратко написать.

  1. На какую ступеньку тебя поставит родители?

Почему? Кратко написать.

  1. На какую ступеньку тебя поставит твой учитель – Нина Александровна?

Почему? Кратко написать.

  1. На какую ступеньку тебя поставит твои одноклассники?

Почему? Кратко написать.

Примечание: если ученик затрудняется ответить на вопрос: почему? Не настаивать на этом.


Показатели по тесту:

Положительный результат: в том случае если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступеней лестницы, а сами себя поставят на одну ступеньку ниже. Данный результат подтверждает, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, уже достаточно реалистично смотрят на себя.

Неблагоприятный результат: дети ставят на ступеньку выше, чем, по их мнению, поставили бы взрослые. Этот выбор говорит о том, что ребенок не принимает оценку взрослого, а также о негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. При ответе на вопрос: «Куда тебя поставит учитель?» - помещение на одну из нижних ступеней, как правило, является доказательством адекватной оценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от учителя.

  1. Расположение на любой из нижних ступенек, свидетельствует о том, что ребенок не может поставить себе адекватную оценку, а также о негативном отношении к себе и неуверенности в собственных силах.
  2. В случае, если ребенок поставил себя на ту же ступеньку, что, по его мнению, поставит и учитель, то это может свидетельствовать:

а) об инфантилизме (если ребенок поставил все ответы – «на верхнюю ступеньку» и не может обосновать ответ на вопрос «почему?»);

б) о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдаётся за действительное).

В случае, если ребенок считает, что его оценивают так же, как он оценивает себя – ребенок защищен психологически и эмоционально.

рисунок 1

На рисунке 1 приведена статистика по ответам учащихся. На рисунке представлено разделение по полу детей, а также данные по категориям.

Из данного исследования видно, что не все ученики справились с заданием и смогли себя оценить с точки зрения взрослых. Однако, все смогли оценить себя с точки зрения и отношения к ним сверстников. Все ученики считают, что оценка одноклассников по отношению к ним высокая. Кроме того, 1 из учеников оценку учителя поставил ниже, чем себе, что свидетельствует об инфантилизме, так как на вопрос: почему? Не смог аргументировать свою оценку. Трое из учеников считают, что родители их явно переоценивают, по их мнению, чем они сами себя.

Характерной особенностью детей, которые имеют заниженную самооценку, является их стремление уходить от общения, сосредотачивать свое внимание только на себе и своих слабостях, а также сосредотачивать свое внимание только на своих недостатках. Детям с низкой самооценкой мешают их повышенная самокритичность и неуверенность в себе.


Дети, имеющие завышенную самооценку, переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они не могут справиться с теми задачами, которые им не по силам. В случае неудачи, они тут же переключаются на самую легкую задачу, которая им кажется самой легкой, и движимы мотивом престижности. Не обязательно они хвалятся своими достижениями, но зато они с удовольствием бракуют все, что делают другие, особенно критичны к другим.

Вывод: данное исследование показало, что не все ученики могут справиться с поставленной задачей, что свидетельствует об отсутствии самостоятельности и достаточной самооценки. Кроме того, данное исследование может помочь в решении проблемы детей с пониженной самооценкой и выявлении их причин.

Второе исследование было проведено при помощи корректурной пробы (тест Бурдона). Так, на основании первого исследования «Лесенка» нам стало известно, что не все школьники в состоянии себя адекватно оценивать и некоторые ученики имеют заниженную самооценку. Второй тест поможет выяснить возможные причины у таких учащихся, которые могут быть в некоторых особенностях ребенка: медлительность, не собранность, не внимательность.

Корректурные пробы – это великолепный материал для совершенствования внимательности детей, зрительного внимания и памяти, а также тренировка ребёнка, которая способствует концентрации ребенка и быстроте реакции.

Корректурные пробы (от слова корректировать) – задания на поиск, исправление, корректировку некоторой информации (цифры, буквы, картинки, фигуры и т.д.).

Исследование: концентрация и устойчивость внимания.

Применяемое оборудование: листочки с графическими изображениями и буквы (Приложение №2).

Инструкция: на первом бланке нарисованы листики и домики. Необходимо у каждого домика нарисовать окошко, а каждому листику дорисовать веточку. Задание выполняется на время. На втором буквы, необходимо вычёркивать те буквы, которые называет учитель.

Обработка теста: результат оценивается на наличие допущенных ошибок у учащегося, а также времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Показателем характеризуется наличие качества и темпа выполнения учащимся работы. Время работы – 4 минута.

По истечении каждой минуты учитель просит ребенка ставить галочку на том месте, где в данный момент он работает. Несмотря на то, что в большинстве случаев этот тест применяют психологи, он также очень эффективен в работе учителя. Данные тест способствует тренировки внимания детей, а также способности их концентрации на полученном задании, а также развитие их творческого потенциала, что способствует в конечном итоге развитию самостоятельности в учебе и дальнейшей жизни.