Файл: Развитие самостоятельности младших школьников(Сущность и понятие учебной самостоятельности младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того, чтобы тест прошёл без списывания, аудитория поделена на две категории: мальчиков и девочек. Первой категории выданы листки с буквами, второй группе листочки с рисунками. Время одинаковое для выполнения работы и составляет 4 минуты.

рисунок 2

рисунок 3

Из приведенного теста видно, что не у всех детей не смотря на принадлежность учащихся к группе испытуемых, получается быстро концентрировать внимание и выполнять задание учителя. Поэтому учителю целесообразно рекомендовать родителям тренировать детей при помощи таблицы Шульте[11], которая помогает в формировании быстрой реакции и концентрации.

Из данного пункта курсовой работы, можно сделать следующий вывод, что благодаря проведенным тестам, можно выявить детей, которым трудно концентрировать свое внимание и быстро выполнять задания учителя, что приводит к неуверенности в себя, и как результат занижение самооценки, что негативно отражается на учебе в целом и развитии самостоятельности. Поэтому, учебные занятия необходимо строить не только на изучении основного материала, но и на тренировки концентрации внимания учеников, что способствует улучшению усвоению и запоминанию полученного материала в школе.

2.2 Иные методы применяемые в школе для формирования самостоятельности у учеников младших классов

Кроме проведения тестов на уроках также эффективно совмещать другие методики, которые бы способствовали не только концентрации на цифрах, элементах, но и влияли на эмоциональное состояние учеников. Такими методиками можно считать игровые уроки, либо игровые элементы, использования на уроках кроссвордов по теме уроков, а также загадок и стихов, о которых кратко рассказывалось в предыдущем пункте курсовой работы.

Еще в советское время психологи и педагоги Т.Е. Конникова, М.В Лейкина, С.А. Шмаков и другие подразделили сюжетно-ролевые игры на несколько групп:

1) игры на бытовые сюжеты;

2) игры на сюжеты из жизни детей;

3) профессиональные сюжеты;

4) героико-романтические;

5) игры на сюжеты из книг, кинофильмов, телепередач[12].


В своей статье «Развитие познавательной самостоятельности школьника в игровой деятельности» учителя Г.Н. Гришкова и И.Б. Юсубова отмечают, что в своей работе они описывают обстановку, в которой развиваются познавательные навыки школьников, способствующую проявлению самостоятельности, которые лучше всего проявляются во время игры. Кроме того, игра служит переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность[13].

Преподавателю при распределении ролей среди учеников, следует ориентировать на темперамент детей, их лидерские качества, чтобы роль помогала ученикам укрепить авторитет; проявить активность; стать организованными; новичкам, сдружиться с коллективом.

Например, на уроке окружающего мира, был проведён фестиваль «Сбора овощей», где каждый ученик выступает в роли определенного овоща. Рассказывал о полезных свойствах своего персонажа. Совместно отгадывают загадки по теме, а также спасали принцессу фестиваля, которую украл злобный злодей, который не мог терпеть овощи и хотел сорвать всем праздник (Приложение №3).

Ролевые игры, способствуют объединению детей, стимулируют к принятию решений, проявлению смекалки, освоению нового материала, а также развитию самостоятельности.

Кроме игровой формы, также в работе можно использовать примеры работ, например учителя Е.Н. Землянская, которая предлагала, например игру-сочинение, где дети самостоятельно готовят вопросы, которые будут использовать в интервью. Также, можно данный метод использовать и проводить на уроках игры: «Ассоциации», «Магазин», «Выбор профессий», «Библиотека» и другие.

В процессе профориентационной игры «Путешествие по городу Профессий», где можно познакомиться с миром труда и профессий. Коллективная форма занятий с элементами соревновательности усиливает обучающий эффект. Игровые упражнения способствуют не только усвоению знаний, но и помогают развивать самостоятельность, произвольность поведения,

самоконтроль, элементы самоанализа, познавательные процессы.[14]

В журнале «Этическое воспитание» за 2002 год была опубликована статья В.А. Истоминой и Г.В.Литовченко, которая была посвящена проблеме воспитания самостоятельности. На уроке русского языка, по теме «Глаголы настоящего времени» учитель В.А. Истомина предложила ученикам примерить роль языковедов, что успешно было опробовано на учениках испытуемого класса. Для чего учащиеся класса были поделены на группы. Каждая группа получила задание, как можно более доступно и лаконично изложить новый материал, используя схемы, таблицы и то, что придумают сами ученики. После этого, уполномоченные группы излагают свой вариант, и все вместе выбирают лучший вариант[15]. Данный урок, показал, что основная масса учеников активно принимала участие в обсуждении и проявляла самостоятельность в поиске ответов. Однако, были и такие ученики, которые не участвовали, а только наблюдали за происходящим. После окончания урока, группа, где большинство представителей было девочек, попросили в будущем повторить тематику такого урока.


По литературе, для использования творческого потенциала учеников и возможности реализовать свою самостоятельность, было предложено написать сочинение, в котором рассказать свою сказку, где бы они использовали сказочные выражения: «жили-были», «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» и придумали сказочных героев. На следующий урок, было предложено разгадать кроссворд, составленный из слов, приведенных в словаре на стр. 216-217 учебника «Литературное чтение» 2 часть. Климанова Л.Ф. (Приложение №4). Кроссворд, способствовал запоминанию написания слов, которые ранее встречались в текстах изученных произведений в 3 классе, а также способствовал проявлению инициативе учеников и их заинтересованности в усвоении материала урока.

По русскому языку, для тренировки памяти и концентрации внимания, а также лучшему запоминанию слов, использовался другой метод, такой, например, как разгадывание ребусов (Приложение №5).

После таких занятий, у учеников 3-А класса, значительно возрос интерес к учебному процессу. У отдельных учеников выросла успеваемость, а у отстающих учеников, которые в первоначальном тесте «Лесенка» не смогли определиться с оценкой своего «я», стала появляться инициативность и активность на уроках.

Для того чтобы дети осознали важность и значимость самостоятельной жизни, на классных часах были проведены беседы «О самостоятельности», «Что значит быть самостоятельным». С учетом того, что в процессе обучения учащиеся накапливают знания, беседы строились с учетом постепенного их накопления. В понятие «самостоятельный» входили также такие качества как: сознательный, настойчивый, ответственный, добросовестный, взаимовыручка и др.

Проводились другие игры: «Робот», «Выбор профессии», «Веселый поезд», «Угадай, кто я?».

В игре «Робот», каждый учащийся нарисовал своего робота и дал ему необычное имя и в течение недели оценки получал не ученик, а его подопечный «Робот». Если отметка была отрицательной, то каждому такому неуспевающему Роботу, ученики совместно объясняли материал, который он не понял, либо были трудности в его освоении.

В игре «Выбор профессий» ученики должны были самостоятельно выбрать понравившуюся им профессию и представить её так, чтобы её угадали и узнали, что-то новое о данной профессии. В данном конкурсе, дети проявили самостоятельность и для выполнения задания использовали:

- 5 человек при помощи интернета и родителей составили презентацию;

- 3 человека придумали сказку о своей профессии;


- 6 человек воспользовались загадками для описания своей профессии;

- 2 человека сделали кроссворд;

- 1 человек сделал стенгазету;

-3 человека воспользовались в выступлении костюмами, которые описывали профессию.

- 1 ученик не выполнил домашнее задание.

Данный конкурс, показал, что в большинстве дети позитивно восприняли задание и смогли самостоятельно его выполнить, а также кроме положительных оценок, получить еще одобрение своих сверстников и позитивное настроение для усвоения материала.

В ходе констатирующего этапа эксперимента и процессе обучения, применялся метод наблюдение за детьми, а также проводилась субъективная оценка детей и их отношения к себе.

Цель наблюдения: выявить особенности проявления самооценки у детей в их поведении и отношениях, интересы и склонности детей.

Программа наблюдения:

1) Отношение учеников к своим товарищам в классе.

2) Особенности поведения учеников в различных ситуациях, в том числе при возникновении конфликтов.

3) Склонности и интересы учеников.

Метод наблюдения проводился на уроках и во внеурочной деятельности.

На основе данных, у меня получилась следующая характеристика каждого из учеников 3-А класса (Приложение №6).

Во время проведения эксперимента, кроме тестов, творческих заданий, учителем после проведенного наблюдения стали использоваться ситуационные задания, где дети смогли проявить или развить те свойства характера, которые у них были мало развиты, либо скрыты. Например, возможность решать вопросы не силой, а интеллектом. На примерах поведения героев, прочитанных рассказов, были разобраны особенности поведения каждого героя, выполнен анализ их поступков и дали рекомендации к их изменению. Не активным детям, была создана ситуация, где им предстояло сделать выбор или распределить роли между своими сверстниками. Большинство справилось с поставленной задачей. Кроме этого, на уроках изобразительного искусства для объединения класса, учителем было предложено совместно создать стенгазету, что способствовало их объединению. Также во внеурочное время, дети совместно посетили: кино; музей и сходили в поход.

На основании проведенного экспериментального исследования можно сделать следующий вывод: совместный труд и время проведенное вне школы, изменения методики обучения и подачи материала, способствовало тому, что дети стали относиться к друг другу более терпимее, появился командный дух, что отразилось на самооценки многих учеников, успеваемости в школе и взаимоотношении в классе, а также способствовало развитию в них ответственности и повышению авторитета внутри класса, так и к учителю, а также желания выполнять самостоятельно творческие задания, которые способствовали лучшему усвоению школьного материала.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования проблемы развития самостоятельности у детей

младшего школьного возраста, я, убедились в актуальности данной темы при анализе теоретических материалов и в ходе практического исследования.

Процесс формирования и развития самостоятельности индивидуален у каждого ребенка, но выделяют общие особенности, характерные для большинства. Стоит отметить, что разумное поощрение детской самостоятельности является одним из основополагающих факторов её развития,

ведь в этом возрасте взрослый является для ребенка примером и авторитетом, особенно если этот взрослый – учитель.

Преподаватель проводит немало времени с учениками в процессе учебной деятельности, направление которой корректирует по своему соответствию. На уроке педагог имеет возможность применить всевозможные методы и приёмы, благоприятствующие формированию самостоятельности школьников. Применение методов проекта разрешает детям самим координировать свою деятельность, а групповая конфигурация обучения характеризуется ростом познавательной активности и творческой самостоятельности.

Критерий самостоятельной деятельности школьников был обозначен в теоретическом анализе исследований самостоятельности школьников. В качестве показателей самостоятельности выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, осуществить задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Таким образом, важнейшими показателями развития самостоятельности младшего школьника являются:

- постановка цели;

- внутренние мотивы учения;

- самоконтроль;

- умение планировать и намечать этапы своей работы;

- самооценка;

- произвольность познавательных процессов (произвольное внимание, произвольное восприятие, произвольная логическая память, теоретическое мышление, произвольность устной и письменной речи).

Для их достижения, как указано в работе необходимо внедрять в учебный процесс - нестандартные методики и включать игровые элементы, а также не забывать о внеурочном совместном времяпрепровождении учеников, что способствует укреплению и развитию самостоятельности и других качеств, которые влияют на положительный учебный процесс ребенка, а также повышению их самооценки в целом.