Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников(Стили воздействия семьи на детей младшего школьного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интерес к процессу обучения, само собой, необходимо у ребенка воспитывать. Поскольку в большинстве случаев изначально у детей он не заложен. Вырабатывать его у ребенка можно разными способами: начиная с вызывания положительных эмоций к учебной деятельности и предметам, преподаваемым в школе, и заканчивая стартом образования в самом раннем возрасте, когда ребенок развивается гораздо быстрее. Само собой, первый вариант возможен лишь в том случае, если у ребенка развито эмоциональное отношение к деятельности. Подобное эмоциональное отношение должно формироваться, в первую очередь, благодаря грамотному воспитанию родителей. В качестве основных факторов, которые способствуют развитию эмоционального отношения к деятельности у ребенка, следует отметить следующие:

  • беседы с родителями, бабушками, дедушками и т.д. о важности и необходимости знаний;
  • пример матери, отца, старших сестер, либо братьев;
  • совместная, возможно, досуговая деятельность в области получения новых знаний;
  • активный отдых, который включает в себя походы и выезды за город (на природу) всей семьей, так как, например, красота природы активизирует эмоциональную составляющую личности;
  • разного рода экскурсии и культурное просвещение (например, поход в театр), благодаря которым растет уровень научности и формируется учебно-познавательный интерес;
  • положительный результат, либо же успех, который вызывает чувство гордости и радости, влекущие за собой активную мыслительную деятельности.

Эмоциональная обстановка и в целом вся эмоциональная составляющая жизни как взрослого человека, так и ребенка вызывает желание учиться, узнавать что-то новое и познавать этот мир. Постепенно у детей вырабатывается стремление к совершенствованию своей умственной деятельности. Эмоции и эмоциональная обстановка воздействуют на ребенка таким образом, что у него формируется познавательный интерес к научному и учебной деятельности.

В целом, положительное отношение к процессу обучения должно формироваться и вырабатываться на школьном этапе, оно очень тесно взаимосвязано с талантом и личными качествами учителя, его мастерством и способностями к интересному обучению. В том числе и по этой причине в университетах на отдельном факультете изучается специальность учителя младших классов, поскольку детям в таком возрасте необходимо и вполне возможно привить интерес к учебе. Таким образом, родителям в процессе воспитания у своего ребенка интереса к обучению следует придерживаться школьных заготовок и оснований. Проблема здесь заключается в том, что при некоторых отклонениях между воспитанием школьным и родительским у ребенка может возникнуть недопонимание, каких идей касательно полезности и интересности обучения придерживаться.


Привлечение ребенка к учебной деятельности, осуществляемое родителями, в идеале должно соответствовать демократическому стилю воспитания. Ребенку необходимо прививать интерес к учебе посредством объяснения, в том числе, показательного, понятий ответственности и добросовестности. Иными словами, родителям необходимо быть примером для своих детей, их собственное чувство ответственности должно переходить к детям.

Кроме того, учеба в абсолютном большинстве случаев подразумевает под собой и самосовершенствование, и саморазвитие. Родителям следует прививать интерес своему ребенку не только к самому процессу обучения, который проходит, например, в школе, либо же в каком-то дополнительном кружке, но и к своему собственному и самостоятельному развитию. Ярким примером может служить чтение, поскольку оно дополнительно развивает мышление и интеллект ребенка. Более того, когда чтение является внеклассным и необязательным, когда ребенку интересно провести несколько вечером в неделю за книгой, интерес к процессу обучения только увеличивается, так как есть специальные возможности для получения новых знаний.

Отдельно стоит отметить, что в ряде семей принято считать, что после того, как ребенок отправился в первый класс, роль родителей в процессе обучения должна значительно снижаться. Такие родители считают, что все обязанности как по процессу получения ребенком образования, так и по воспитанию у него интереса к учебе возлагаются на учителей и, собственно, само учебное заведение. На самом деле все должно происходить в точности наоборот: с началом учебы ребенка в первом классе роль семьи и обязанности родителей только возрастают. Родителям необходимо в полной степени понимать, что их роль – самая главная и основная в жизни младшего школьника, несмотря на то что большую часть образования ребенок в большинстве случаев получает не дома, а в школе. Прежде, чем ребенок начнет обучаться в школе, родителям следует воспитать его и дать ему самое начальное образование, без которого к учебному процессу в школе приступить крайне сложно[4].

Еще одной довольно интересной особенностью является несогласие родителей с мнением учителя, что в последние годы встречается все чаще и чаще. Несмотря на то, что большинство учителей являются полноправными специалистами в своей сфере и обладают необходимыми для процесса обучения школьников младшего звена знаниями, некоторые родители, далеко не всегда правильно воспринимая слова своих детей, начинают выяснять отношения с учителем, либо переучивать своего ребенка по-иному. Зачастую родителям не нравятся методы школьных учителей, их подача и объяснение. Естественно, не стоит исключать проблему непрофессионализма, подобная погрешность будет встречаться всегда, пока обычные взрослые люди обучают самых обычных детей. Но все же в ряде случаев встречается неправильное воспитание своих детей со стороны родителей. При возникновении разного рода непониманий между учеником и учителем, родителям в первую очередь необходимо поговорить с педагогом, узнать ситуацию с другой парадигмы и попробовать решить проблему без вреда для ребенка и процесса получения им начального образования.


В процессе воспитания семья может оказать ребенку очень важную помощь с целью его дальнейшего интересного обучения. В целом, большинство из имеющихся в рекомендациях по воспитанию детей положений не так сложно осуществить в реальной жизни. Родителям лишь необходимо осознать значимость школы для будущего своего ребенка, а затем помочь ему полноценно и с интересом влиться в процесс обучения.

В первую очередь, родителям не стоит забывать о демократическом стиле воспитания. В случае возникновения неудач, вроде неуспеваемости, плохих оценок и не самых лучших взаимоотношений ребенка с одноклассниками ни в коем случае не стоит его в этом винить. Излишняя строгость и уж тем более угрозы могут просто-напросто отбить у ребенка интерес к обучению, а также негативно повлиять на его психическое и эмоциональное состояния. Подобные действия у любого человека могут вызвать чувство неуверенности, а с учетом начала переходного возраста, младшеклассника ни в коем случае необходимо обвинять. Каждую проблему можно решить более мирными путями, без вреда для психического здоровья.

К предыдущему пункту стоит дополнить, что неуспехи и плохие оценки в школе не должны влиять на отношение и любовь родителей к своим детям. В случае возникновения взаимосвязи между оценками и отношением родителей к своему ребенку, школьник может отдалиться от своей семьи, стать более замкнутым, неуверенным в себе и своих силах и закрытым.

Особое место стоит уделить воспитанию у ребенка интереса к обучению. Учеба для ребенка не должна быть тяжелой и сложной обязанностью, которую нужно строго и четко выполнять день ото дня. Родителям следует воспитывать в своих детях интерес к новым знаниям, уважение к профессии учителя и к учителю как к человеку, а также понимание необходимости прикладывания усилий в процессе обучения.

В довершение всего, стоит отметить, что самым лучшим фактором, который оказывает положительное влияние на интерес ребенка к учебе, является похвала[5]. Особенно важно хвалить ребенка в первые годы обучения в школе, поскольку именно на этом этапе закладывается интерес к обучению и понимание о его необходимости для своего светлого будущего. Похвала развивает в ребенке чувство уверенности в себе, которое влечет за собой положительные результаты в процессе обучения, и самое главное – она прививает интерес ребенка к получению знаний.

Интерес младшеклассника к процессу обучения в школе развить не так сложно, для этого родителям необходимо придерживаться общепринятых норм воспитания, а также самим не забывать о важности школы как первого большого и серьезного этапа в жизни каждого ребенка.


    1. Роль семьи как социального института в образовании младших школьников

Образование − один из важнейших социальных механизмов контроля в обществе. Школьное образование определит интеллектуальный уровень человека в его среде, а затем его опыт будет применен в соответствующих областях. Вэ то время как воспитание характера определяет поведение человека в соответствии с преобладающими в обществе нормами[6], а именно:

  • моральными нормами,
  • религиозными нормами,
  • правовыми нормами,
  • нормами приличия.

Хотя воспитание является наиболее важным нравственным воспитанием, академическое образование (в данном случае школа) также должно быть рассмотрено и реализовано оптимальным образом, учитывая, что почти каждый прошел от начальной до средней школы. Поскольку школьники — это дети и подростки, им необходимо привлечь дополнительное внимание со стороны различных сторон, чтобы создать благоприятную и эффективную структуру образовательного процесса.

В современную эпоху, как и сегодня, все заняты работой, чтобы удовлетворить потребности своей семьи. Итак, немало родителей на самом деле делегируют школе обязанности по обучению своих детей. Фактически, семья — это прежде всего образовательная среда для ребенка. Семья, как и школа, также является местом обучения детей. С рождения до совершеннолетия они будут учиться и получать образование в «семейных школах», где родители и другие члены семьи становятся учителями. Усиление роли семьи в образовании детей становится очень важным, потому что семьи могут учить тому, чего дети не получают в школе. Обучение в этой «семейной школе» должно осуществляться качественно и максимально, потому что детство — это время, чтобы заложить прочный фундамент для формирования характера и закрепления детских знаний во взрослой жизни.

Как было сказано выше, младшим школьникам необходимо дополнительное внимание со всех сторон. Основные упомянутые здесь институты — это государство, школа и семья. Все стороны должны выполнять свои соответствующие роли, чтобы создать хорошую систему образования. Роль государство (включая школы при Министерстве образования и культуры) заключается в разработке, внедрении и оценке лучшей учебной программы, назначении учителей и повышении их качества, а также в бесплатной оплате обучения. Роль семейного института не менее сложная и не менее важная.

В первую очередь, институт семьи занимается созданием хорошей семейной среды. Дети очень умны с точки зрения имитации социального поведения, они легко будут следовать за всем, что их окружает. В этом случае семья играет большую роль, потому что каждый член семьи является самым близким человеком и основной средой коммуникации для младших школьников. Гармоничная семья может преподать уроки ответственности, честности, независимости, дисциплины и так далее.


Однако, стоит учитывать факт существования семей негармоничных. Развод действительно является проблемой, которая имеет множество негативных последствий для детей, особенно обучающихся в начальных классах. Но родители по-прежнему несут ответственность за хорошее образование своих детей, даже если они вовлечены в спор. Им по-прежнему нужно уделять внимание и хороший пример своим детям. Детям, находящимся в таких сложных условиях, действительно требуется больше внимания. Также требуется помощь непрофильных семей, чтобы «принять» сломленных домашних детей. Чтобы всегда получать должное внимание и внимание, когда он теряет внимание родителей.

Во-вторых, родителям необходимо осуществлять контроль и управление временем обучения детей. В цифровую эпоху, как сегодня, кажется, что дети больше интересуются гаджетами. Они могут провести весь день, просто играя в игры или смотря телевизор. Родители должны иметь возможность напоминать и управлять временем обучения детей. Например, это можно сделать, назначив определенное время обучения или устроив детям время для игр только один-два часа в день. Если оба родителя работают, они по-прежнему могут контролировать и регулировать время обучения детей по телефону. Ведь выделить время на работе для того, чтобы ребенок услышал голос мамы или папы, одновременно очень важно и крайне необходимо.

Кроме того, родителям не стоит забывать про контроль не только за процессом обучения дома, но и в целом за досугом детей. Родители должны не только напоминать детям о необходимости учиться, но и руководить ими, даже когда они учатся. Руководить, между тем, не означает полностью выполнять домашнюю работу ребенка. Когда они играют, родительский контроль также необходим. Не следует останавливать телевизионные программы, которые не являются образовательными, но можно контролировать развлекательные шоу, которые дети должны смотреть.

Планирование образования детей является еще одним важным фактом, который необходим для осуществления полноценного воспитания младших школьников в домашней среде со стороны родителей. Многие родители равнодушны к планам обучения своих детей. Немало родителей настаивают на своей воли в процессе выбора пути образования для своих для детей на более высоком уровне. Например, есть дети, которые хотят продолжить свое экономическое образование, но родители ребенка заставляют своих детей идти в медицинский вуз. Поэтому рекомендуется, чтобы план обучения ребенка обсуждался непосредственно с ребенком, а также был направлен и направлен должным образом.